Статья 109. Сроки доставки грузов

1. Общий срок доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяется исходя из совокупности сроков доставки их внутренним водным транспортом и транспортом других видов и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на транспорте соответствующих видов.В случае нарушения общего срока доставки грузов в прямом смешанном сообщении имущественную ответственность за просрочку доставки грузов несет сторона, по вине которой допущена такая просрочка.

2. Сроки начала приема грузов внутренним водным транспортом от транспорта других видов в портах перевалки грузов при открытии навигации и сроки окончания приема грузов перед закрытием навигации сообщаются в организации транспорта смежного вида в соответствии с правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.

3. Грузы, доставленные в порты перевалки грузов до наступления объявленного срока окончания приема грузов, принимаются в портах перевалки грузов от транспорта других видов беспрепятственно. В случае, если такие грузы не могут быть доставлены в порты назначения внутренним водным транспортом в связи с закрытием навигации, организации, осуществляющие их перевалку в портах, обязаны по согласованию с грузоотправителями или грузополучателями определить, как поступить с такими грузами.

4. Грузы, доставленные в порты перевалки грузов после наступления объявленного срока окончания приема грузов, могут быть сданы в портах перевалки грузов на хранение с согласия организаций, осуществляющих их перевалку в таких портах. При отказе указанных организаций от приема грузов на хранение организации транспорта других видов по согласованию с грузоотправителями или грузополучателями определяют, как поступить с такими грузами.

5. Грузы, перевозки которых осуществляются в прямом смешанном водно-железнодорожном сообщении и которые не доставлены в порты перевалки грузов в связи с закрытием навигации, должны быть с согласия в письменной форме грузоотправителей отправлены из другого порта по назначению в прямом железнодорожном сообщении.В указанных случаях сроки доставки грузов увеличиваются на время их задержки в связи с закрытием навигации.

Комментарий к статье 109 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ

1. Срок доставки грузов при перевозках в прямом смешанном сообщении имеет важное значение, хотя и не относится к существенным условиям договора. В п. 1 данной статьи дается отсылка к правилам исчисления сроков доставки грузов. Срок доставки груза в прямом смешанном сообщении - это общий срок, начиная от выдачи грузоотправителю квитанции о приеме груза к перевозке первоначальным перевозчиком (с которым заключается договор) и до момента сдачи груза в порту (ином пункте) назначения грузополучателю или уполномоченному им лицу. Он складывается из сроков перемещения груза всеми видами транспорта, участвующими в данной прямой смешанной перевозке, и исчисляется согласно правилам исчисления сроков, действующим на транспорте соответствующего вида (см. комментарий к ст. 76 настоящего Кодекса). Если допущена просрочка в доставке груза, ответственность несет сторона, допустившая просрочку. На данного перевозчика возлагается обязанность доказать отсутствие своей вины в просрочке. В отличие от данного правила, ст. 75 УЖТ РФ устанавливает ответственность конечного перевозчика, в этом случае перевозчика, выдавшего груз. При этом такой перевозчик наделяется правом регресса к перевозчику, по чьей вине допущена просрочка доставки. Это следует считать более отвечающим существу обязательства. Впрочем, с учетом того, что согласно п. 7 ст. 114 КВВТ РФ претензии по перевозкам в прямом смешанном сообщении предъявляются также конечному перевозчику, то и здесь также подразумевается право регресса к виновному перевозчику.

2. Сроки начала и окончания приема грузов при открытии и закрытии навигации ограничивают участие внутреннего водного транспорта в прямой смешанной перевозке. Для обеспечения своевременной доставки груза в прямых смешанных перевозках предусматривается императивная обязанность для перевозчика внутренним водным транспортом сообщать о таких сроках перевозчиков иных видов транспорта, участвующих в прямой смешанной перевозке. Причем в УЖТ РФ устанавливается обязанность портов сообщать об этом в средства массовой информации, в федеральные органы исполнительной власти в области транспорта соответствующего вида не позднее чем за 20 дней до даты открытия и закрытия навигации. Это следовало бы ее поместить в КВВТ РФ, а не в УЖТ - не его сфера регулирования. При извещении о начале приема грузов в порт доставляются грузы, которые могут быть исходя из сроков, действующих на смежном транспорте, быть доставлены в порт к началу срока приема грузов. При извещении о сроках окончания приема грузов могут в порт доставляться только такие грузы, которые могут быть исходя из сроков доставки на смежном виде транспорта доставлены в порт не позже сроков окончания приема грузов портом. Это позволяет избежать излишнего накопления грузов в перевалочных пунктах. При этом известна практика, когда осуществляется прием грузов портами и до наступления сроков - это может обеспечить выполнение первых рейсов по открытии навигации.

3. Пункты 3 - 5 настоящей статьи устанавливают порядок принятия портами грузов в прямом смешанном сообщении в зависимости от факта наступления даты окончания срока приема грузов. Если такая дата не наступила, грузы подлежат приему беспрепятственно (разумеется, при соблюдении всех требований соответствующих правил перевозки). Если такая дата наступила и грузы уже доставлены в порт, необходимо получить согласие порта принять такие груза на хранение. Отношения по хранению грузов в этом случае регулируются правилами гл. 47 ГК РФ. При отсутствии согласия порта принять на хранение такие грузы, соперевозчики транспорта других видов должны информировать об этом грузополучателя, грузоотправителя и согласовать с ними условия о том, как поступить с грузом.

Если грузы не могут быть доставлены в порт назначения ВВТ в связи с закрытием навигации, организации, осуществляющие перевалку в портах, должны согласовать с грузоотправителем или грузополучателем условия о том, как поступить с данными грузами. Если груз не доставлен в порт назначения в связи с закрытием навигации, согласно правилам перевозок перевозчик должен требовать от грузоотправителя указания о переадресовке такого груза. Если грузы доставлены железной дорогой в порт после наступления сроков прекращения приема грузов к перевозке, они должны быть с согласия на изменение маршрута грузоотправителя отправлены из другого порта по назначению в прямом железнодорожном сообщении. Если груз следует в пункт, где нет железнодорожной станции, груз может быть передан порту на хранение с его согласия. При этом железная дорога должна запросить распоряжения грузоотправителя о том, как поступить с грузом.

Другой комментарий к статье 109 КВВТ РФ

1. Общий срок доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяется исходя из совокупности сроков доставки их внутренним водным транспортом и транспортом других видов и рассчитывается на основании Правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на транспорте соответствующих видов (см., например, Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденные Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 27 <228>.

--------------------------------
<228> Приказ МПС России от 18 июня 2003 г. N 27 "Об утверждении Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. N 4.

В соответствии с п. 33 Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении сроки доставки исчисляются следующим порядком:

- за часть железнодорожного пути (за сплошное протяжение) - на основании железнодорожных правил о сроках доставки грузов по железным дорогам;

- за часть водного пути - на основании правил о сроках доставки грузов морским и речным транспортом.

При перевозке грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении сроки доставки по речному транспорту увеличиваются:

- при перевалке грузов мелкими партиями - на 2 суток;

- при перевалке остальных грузов - на количество суток, необходимое для перевалки грузов по суточным нормам перевалки и погрузки грузов в суда или выгрузки грузов из судов по судо-часовым нормам загрузки-разгрузки судов.

В случае поступления грузов на перевалочный пункт в количестве менее тарифной нормы загрузки судна начисляется дополнительное количество суток, необходимое для накопления груза до размера тарифной нормы загрузки судна.

При передаче грузов с железнодорожного транспорта на водный и обратно день предъявления передаточной ведомости сдающей стороной принимающей стороне считается днем предъявления груза, и с 0 ч следующих календарных суток ответственность за срок доставки груза возлагается на принимающую сторону.

В случаях доставки груза с просрочкой против общего срока, полагающегося на данную перевозку по всем видам транспорта, ответственность за просрочку несет тот вид транспорта, которым была допущена задержка доставки груза.

В случае нарушения общего срока доставки грузов в прямом смешанном сообщении имущественную ответственность за просрочку доставки грузов несет сторона, по вине которой допущена такая просрочка.

Грузы, следовавшие в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении по водным путям и оставшиеся в портах (на пристанях) после закрытия навигации, должны быть погружены портом (пристанью) в вагоны и отправлены железной дорогой по назначению в течение 40 дней.

В таком же порядке и в те же сроки железные дороги обязаны принять к перевозке от портов (пристаней) грузы внутреннего и прямого водного сообщения, зазимовавшие в пути и направляемые грузовладельцами на железнодорожные станции назначения.

Сроки доставки этих грузов соответственно удлиняются на время задержки грузов в портах (на пристанях).

2. Сроки начала приема грузов внутренним водным транспортом от транспорта других видов в портах перевалки грузов при открытии навигации и сроки окончания приема грузов перед закрытием навигации сообщаются в организации транспорта смежного вида в соответствии с Правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.

Сроки начала приема грузов в перевалочных пунктах речными и морскими пароходствами (портами и пристанями) от железных дорог, а также от морских и речных пароходств при открытии навигации и сроки прекращения приема грузов перед закрытием навигации должны ежегодно сообщаться по телеграфу морскими и речными пароходствами, в ведении которых находятся перевалочные порты (пристани), соответствующим железным дорогам, морским и речным пароходствам, предъявляющим грузы к передаче, не позднее чем за 20 суток до наступления этих сроков. Для перевалочных пунктов, расположенных восточнее Красноярска, такие сроки сообщаются за 45 суток до их наступления. Указанные сроки объявляются в Сборниках правил перевозок и тарифов речного, морского и железнодорожного транспорта.

В тех случаях, когда железная дорога или пароходство погрузки являются одновременно дорогой или пароходством перевалки, указанные выше сроки высылки уведомлений о начале и окончании приема грузов на перевалку могут изменяться по согласованию между заинтересованными дорогами и пароходствами или между морскими и речными пароходствами.

После получения извещения о сроках начала приема грузов в портах (на пристанях) перевалки станции и порты (пристани) принимают к перевозке лишь те грузы, которые могут быть согласно срокам, действующим на железнодорожном или соответственно водном транспорте, доставлены в пункты перевалки к началу срока приема грузов, объявленному пароходствами.

По получении извещения о сроках окончания приема грузов пароходствами станции и порты (пристани) принимают к перевозке лишь те грузы, которые могут быть доставлены в пункты перевалки не позднее сроков окончания приема ими грузов.

3. Грузы, доставленные в порты перевалки грузов до наступления объявленного срока окончания приема грузов, принимаются в портах перевалки грузов от транспорта других видов беспрепятственно.

В случае если такие грузы не могут быть доставлены в порты назначения внутренним водным транспортом в связи с закрытием навигации, организации, осуществляющие их перевалку в портах, обязаны по согласованию с грузоотправителями или грузополучателями определить, как поступить с такими грузами.

Отправитель в десятидневный срок с момента получения извещения порта (пристани) о невозможности дальнейшей перевозки водным транспортом обязан дать порту (пристани) указание о том, как поступить с грузом.

В случае необходимости отправления такого груза по железной дороге последняя в декадный срок с момента предъявления ей груза портом (пристанью) обязана принять его независимо от нормы перевалки и доставить в новый пункт назначения, указанный отправителем по запросу порта (пристани).

4. Грузы, доставленные в порты перевалки грузов после наступления объявленного срока окончания приема грузов, могут быть сданы в портах перевалки грузов на хранение с согласия организаций, осуществляющих их перевалку в таких портах.

При отказе указанных организаций от приема грузов на хранение организации транспорта других видов по согласованию с грузоотправителями или грузополучателями определяют, как поступить с такими грузами.

5. Грузы, перевозки которых осуществляются в прямом смешанном водно-железнодорожном сообщении и которые не доставлены в порты перевалки грузов в связи с закрытием навигации, должны быть с согласия в письменной форме грузоотправителей отправлены из другого порта по назначению в прямом железнодорожном сообщении.

В указанных случаях сроки доставки грузов увеличиваются на время их задержки в связи с закрытием навигации.

Остались вопросы по ст 109 КВВТ РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 109 КВВТ РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.