1. Грузы, перевозки которых осуществляются в прямом смешанном сообщении, взвешиваются в пунктах перевалки грузов по требованию стороны, принимающей грузы, при передаче их с транспорта одного вида на транспорт другого вида на вагонных весах железными дорогами, на товарных весах организациями, осуществляющими перевалку грузов в портах.Взвешивание грузов проводится в присутствии представителя организации транспорта смежного вида.При отсутствии весовых приборов передача грузов осуществляется согласно их массе, указанной в транспортной накладной.
2. Тарные и штучные грузы, принятые для перевозок в соответствии со стандартом или с указанной грузоотправителем на каждом грузовом месте или пакете массой и доставленные в пункт перевалки грузов в исправных таре или пакетах, передаются с транспорта одного вида на транспорт другого вида без взвешивания по количеству грузовых мест и в таком же порядке выдаются грузополучателю в пункте назначения. При наличии признаков утраты, недостачи или повреждения (порчи) грузов они передаются в соответствии с их массой и фактическим состоянием.
3. Передача грузов в опломбированных вагонах в пунктах перевалки грузов осуществляется с одновременной проверкой исправности установленных запорно-пломбировочных устройств и соответствия сведений на них данным, указанным в перевозочных документах.
Комментарий к статье 107 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
1. Статья в основных моментах разъясняет порядок определения количества (массы) грузов в пунктах их перевалки при взаимодействии смежных видов транспорта в процессе осуществления прямых смешанных перевозок. Сторона, которая наделяется правом требовать взвешивания в пунктах перевалки грузов, - это один из соперевозчиков. При выдаче грузов в пункте назначения действуют правила выдачи грузов на ВВТ, как они определены в Правилах перевозки (см. комментарий к главе 11 настоящего Кодекса) и Правилами перевозок на транспорте соответствующего вида, если пункт назначения не является портом. Требование о присутствии при осуществления проверки массы грузов представителей транспорта смежного вида (передающего груз соперевозчика) является императивным. Статья 69 УЖТ РФ, регулирующая аналогичный предмет применительно к прямым смешанным перевозкам на железных дорогах, не устанавливает такого требования, что следует считать недостатком. То правило, что взвешивание осуществляется на вагонных весах железными дорогами и на товарных весах организациями (все они должны соответствовать установленным стандартам и иным техническим требованиям), можно было бы подкрепить нормой о том, что при этом взвешивание должно осуществляться тем же способом, что и в пункте отправки груза, с учетом характера отношений соперевозчиков это вполне возможно. Если весовые приборы отсутствуют, соперевозчики при передаче грузов ограничиваются определением массы груза по данным транспортной накладной, но следовало бы такую норму исключить. Масса должна проверяться в любом случае. В КВВТ РФ нет четких гарантий прав грузовладельцев. Следовало бы несколько подробнее установить порядок передачи грузов в пунктах перевалки и порядка фиксации при этом различных видов несохранности груза.
2. При передаче тарных и штучных грузов (обязательным условием здесь является указание их массы грузоотправителем по каждому пакету или грузовому месту либо ее определение согласно стандартам (см. комментарий к ст. 70 настоящего Кодекса)) устанавливается упрощенный порядок передачи в том смысле, что масса груза при этом не проверяется. В аналогичном порядке такие грузы выдаются в пункте назначения. Но данный порядок установлен для тех случаев, когда нет каких-либо признаков несохранности груза. При их наличии груз передается по фактическому состоянию и в этом случае определение их массы является обязательным. В этом случае правилами перевозок на соответствующих видах транспорта устанавливается обязанность перевозчика, как правило, переупаковать груз (оставшийся в случае утраты его части), устранить повреждения тары, нанести маркировку в случае ее повреждения соответственно во время или до фактической передачи такого груза следующему соперевозчику. Такая обязанность может возлагаться на перевозчика и в случае наличия у груза скрытых недостатков.
При передаче грузов в опломбированных вагонах (контейнерах) в обязательном порядке производится проверка исправности запорно-пломбировочных устройств.
Другой комментарий к статье 107 КВВТ РФ
1. Прием к перевозке в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении грузов из портов (пристаней) или в порты (на пристани), не включенные в этот вид сообщения, и направление грузов через порты (пристани) и станции, не открытые для перевалки, запрещаются.
Грузы, перевозимые наливом в цистернах, лес, следующий по водным путям в плотах, а также взрывчатые и сильнодействующие ядовитые вещества к перевозке в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении не принимаются.
Грузы, перевозки которых осуществляются в прямом смешанном сообщении, взвешиваются в пунктах перевалки грузов по требованию стороны, принимающей грузы, при передаче их с транспорта одного вида на транспорт другого вида:
- на вагонных весах - железными дорогами;
- на товарных весах - организациями, осуществляющими перевалку грузов в портах.
Взвешивание грузов проводится в присутствии представителя организации транспорта смежного вида.
При отсутствии весовых приборов передача грузов осуществляется согласно их массе, указанной в транспортной накладной.
В соответствии с Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении передача грузов водным транспортом железнодорожному и обратно осуществляется по передаточным ведомостям установленной формы.
Передаточные ведомости составляются сдающей стороной в четырех экземплярах, из которых два экземпляра предназначаются для водного и два - для железнодорожного транспорта.
Передаточные ведомости предъявляются:
- на грузы, погруженные портом (пристанью) в поданные вагоны, - в момент передачи железной дороге (станции) груженых вагонов вместе с перевозочными документами;
- на грузы, не отгруженные портом (пристанью) вследствие неподачи дорогой вагонов по заявке порта или пристани в пределах среднесуточной или сгущенной нормы перевалки, - немедленно после окончания отчетных суток, но не позднее 20 ч. Эта ведомость является документом, удостоверяющим наличие груза, подготовленного портом (пристанью) к передаче железной дороге;
- на груженые вагоны, передаваемые дорогой порту (пристани) под разгрузку, - одновременно с подачей вагонов к местам разгрузки;
- на груженые вагоны, не принятые портом (пристанью) по уведомлению станции в пределах среднесуточной или сгущенной нормы перевалки, - немедленно после окончания отчетных суток, но не позднее 20 ч. Эта передаточная ведомость является документом, удостоверяющим наличие груза, подготовленного к передаче железной дорогой порту (пристани).
Станция, порт (пристань) не вправе отказываться от приема передаточных ведомостей и грузов в пределах плановой среднесуточной или сгущенной на данные сутки нормы перевалки.
На всех экземплярах передаточных ведомостей сдающая и принимающая стороны обязаны расписаться и наложить штемпели календарным днем предъявления передаточных ведомостей.
В тех случаях, когда грузы не передаются одновременно с предъявлением передаточных ведомостей, их фактический прием и передача удостоверяются подписями агентов обеих сторон на ранее предъявленных передаточных ведомостях с наложением на них вторых календарных штемпелей сдающей и принимающей сторон.
Если при передаче окажутся грузы, которые на основании Правил не могут быть приняты, такие отправки вычеркиваются из передаточной ведомости с отметкой о причине отказа в приеме за подписями агентов сдающей и принимающей сторон и с наложением календарных штемпелей.
2. В силу п. 2 комментируемой статьи тарные и штучные грузы, принятые для перевозок в соответствии со стандартом или с указанной грузоотправителем на каждом грузовом месте или пакете массой и доставленные в пункт перевалки грузов в исправных таре или пакетах, передаются с транспорта одного вида на транспорт другого вида без взвешивания по количеству грузовых мест и в таком же порядке выдаются грузополучателю в пункте назначения. При наличии признаков утраты, недостачи или повреждения (порчи) грузов они передаются в соответствии с их массой и фактическим состоянием.
Перевеске подвергаются грузовые места в поврежденной упаковке или с явными признаками недостачи или повреждения груза.
Вес перевозимых внавалку угля, руды, сортового металла и соли, определенный при погрузке по осадке судна или по объему, уточняется перевеской на вагонных весах в первом пункте передачи груза с одного вида транспорта на другой.
Сбор за взвешивание груза в пунктах перевалки включается в грузовые документы и взыскивается в пункте назначения с получателя груза в пользу стороны, на весах которой производилось взвешивание.
3. В п. 3 комментируемой статьи определены условия, которые должны соблюдаться при передаче грузов, находящихся в вагонах и контейнерах. Если передача осуществляется в опломбированных вагонах, принимающая сторона ограничивается лишь проверкой исправности установленных запорно-пломбировочных устройств и соответствия сведений на них данным, указанным в перевозочных документах.
Правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении предусмотрено, что передача грузов в опломбированных вагонах в пунктах перевалки производится по передаточным ведомостям. Передаточная ведомость представляет собой правовой документ, отражающий движение груза в процессе его перевалки: время предъявления груза к передаче, последовательное начисление причитающихся водному или железнодорожному транспорту сборов и платежей, время фактического приема груза принимающей стороной.
Сдающая сторона вручает передаточную ведомость принимающей стороне тогда, когда груз готов к передаче. На всех экземплярах передаточных ведомостей сдающая и принимающая стороны обязаны проставить календарные штемпеля дня предъявления передаточных ведомостей.
Передаточная ведомость выполняет важную функцию - она является документом, в соответствии с которым каждый последующий соперевозчик вступает в договор перевозки с грузополучателем и предыдущим соперевозчиком и тем самым возлагает на себя обязанность по дальнейшей доставке груза в адрес грузополучателя. В передаточной ведомости дается также краткая характеристика самого груза. Являясь одним из основных документов при перевалке грузов в прямом смешанном сообщении, передаточная ведомость имеет важное доказательственное значение при возникновении споров между соперевозчиками.