Статья 95. Общие положения

1. Перевозки пассажиров и их багажа осуществляются на основании договоров перевозок пассажиров. Сроки перевозок пассажиров и их багажа устанавливаются согласно расписанию движения судов, разрабатываемому перевозчиком в соответствии с правилами оказания услуг.

2. Перевозчик, который в силу закона или в соответствии с выданной ему лицензией осуществляет перевозки пассажиров и их багажа по обращению любого физического или юридического лица, признается перевозчиком общего пользования.
3. Порядок осуществления перевозок пассажиров и их багажа регламентируется правилами перевозок пассажиров и их багажа, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (далее - правила перевозок пассажиров). Оказание услуг по перевозкам пассажиров и их багажа осуществляется в соответствии с правилами оказания услуг.

4. Перевозки пассажиров на судах, скорость движения которых составляет 30 километров в час и более, считаются перевозками пассажиров на скоростных судах.

5. В международном сообщении перевозки пассажиров и их багажа по внутренним водным путям осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

6. Перевозки пассажиров и их багажа могут осуществляться по договору фрахтования судна.

7. В соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов обеспечиваются условия доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, предназначенных для обслуживания пассажиров, и оказываемых услуг наравне с другими пассажирами. Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов перевозок таких пассажиров, их багажа в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. (Пункт дополнительно включен с 1 января 2016 года Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ)

Комментарий к статье 95 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ

1. Известно, что одной из задач транспорта, наряду с перевозками грузов, является осуществление перевозок пассажиров. В п. 1 комментируемой статьи устанавливается, что данные виды перевозок осуществляются на основании договоров перевозок пассажиров. Но на правовой природе данных договоров уместнее будет подробнее остановиться в комментарии к ст. 97 настоящего Кодекса, которая непосредственно посвящена договору.

Пункты статьи расположены по последовательности несколько неверно, так как не учитывается тот факт, что данный вид перевозок регулируется отнюдь не только гл. 13 КВВТ РФ, правилами перевозок пассажиров и правилами оказания услуг, но и главой III Закона РФ от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей". Спецификой правоотношений в рамках перевозок пассажиров как раз и является то, что здесь перевозчик имеет статус не только перевозчика, но и исполнителя услуги, а пассажир, в отличие от грузоотправителя-предпринимателя в договоре перевозок грузов, имеет статус не только контрагента по договору, но и (прежде всего!) потребителя оказываемой услуги в виде перевозки. Что же касается правил перевозок пассажиров, утверждаемых Минтрансом России, то их нормы по своей природе (как и правил перевозок грузов) больше тяготеют к техническим, нежели к сугубо правовым. В силу этого в первом пункте следовало бы едино очертить круг нормативной базы данного вида перевозок, включив сюда и отсылку к Закону РФ "О защите прав потребителей". Кроме того, правоотношения по возмещению вреда пассажиру и багажу регулируются, помимо гл. 17 КВВТ РФ (см. комментарий), также правилами гл. 59 ГК РФ, особенно касательно возмещения вреда жизни или здоровью и компенсации морального вреда. Логика же в ст. 95 комментируемого Кодекса такова, что в п. 1 говориться о регулировании, затем в п. 2 - о перевозчике, а затем в п. 3 - опять о регулировании.

Расписание движения пассажирских судов, о котором идет речь в данной статье, разрабатывается перевозчиком на основе предложений пассажиров, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с учетом наличествующих в данном бассейне и на данных маршрутах условий судоходства и пропуска через шлюзы, технической готовности причалов, обеспечения безопасного подхода к причалам и стоянки судов, посадки и высадки пассажиров, экскурсионного обеспечения и взаимодействия с другими видами транспорта. Данное правило разработки расписания содержится в п. 8 Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 72. В дальнейшем данное положение еще будет упоминаться в тексте. Разработка и согласование расписаний движения судов осуществляется ежегодно. Информация о расписании должна в общедоступной форме доводиться до пассажиров.

2. На практике основная масса перевозок пассажиров осуществляется перевозчиками общего пользования, перечень которых и изменения в нем периодически публикуются в сборнике правил и тарифов ВВТ. Суть статуса перевозчика общего пользования в том, что он обязан оказывать услуги по перевозке пассажиров, багажа и грузов для личных нужд по обращению любого лица. Форма данного обращения - это не что иное, как покупка билета (см. комментарий к ст. 97 настоящего Кодекса). В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте" от 13 августа 2006 г. N 490, пассажирские перевозки подлежат лицензированию по правилам, установленным Положением о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров, которое содержится в данном Постановлении в качестве приложения к нему. Лицензирующим органом является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, общий срок действия лицензии составляет 5 лет. Данным Положением установлены требования к соискателю лицензии и к лицензиату (лицу, получившему лицензию) весьма подробно. Всего 9 пунктов. Это называется лицензионными требованиями и условиями. Отсутствие одного из них лишает соискателя права на получение такой лицензии. К таким требованиям, например, относятся: наличие судов, предназначенных к перевозке пассажиров (имеется в виду техническая и иные экспертизы) и допущенных к плаванию на условиях КВВТ РФ; наличие у лицензиата договора страхования жизни и здоровья членов экипажа, наличие договора с БОГУ на ВВТ об обеспечении диспетчерского регулирования, наличие должностного лица, ответственного за перевозки пассажиров и имеющего стаж работы в данной области не менее 3 лет и высшее образование, а также иные требования. Подробно установлены нарушения, которые признаются грубым нарушением лицензионных требований, к которым, например, относятся человеческие жертвы и причинение тяжкого вреда здоровью. Причем, это трактуется так, что вред жизни и здоровью не обязательно должен быть причинен именно пассажиру, а любому лицу, находящемуся на судне. По поводу изменений от 18 июля 2008 г. в данный пункт этого Положения см. комментарий к ст. 5 КВВТ РФ, о лицензировании. Подробно установлен и перечень документов, необходимых для получения лицензии. Отказ в предоставлении лицензии может быть обжалован.

3. Порядок осуществления перевозок регламентируется Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на ВВТ. Правила оказания услуг рассматривают перевозчика и пассажира (или лицо, сдавшее к перевозке груз для личных нужд) преимущественно через призму законодательства о защите прав потребителей, о чем прямо говорит п. 9 данных Правил. В этих Правилах регламентируются такие вопросы, как порядок разработки расписания, состав предоставляемой пассажиру информации об услугах, порядок оказания услуг по перевозке груза для личных нужд, некоторые вопросы предъявления жалоб и претензий. Данные Правила в полном тексте должны находиться у перевозчика и представляться для ознакомления по требованию пассажиров и иных заинтересованных лиц. Непредоставление данных Правил для ознакомления рассматривается как нарушение прав потребителей на информацию.

Перевозки пассажиров на скоростных судах (30 км/ч и более) юридически не имеют принципиального отличия. В данном случае действуют все те же правила - как ГК РФ и КВВТ РФ, так и рассмотренных выше правил оказания услуг. Скоростные перевозки могут влиять на частные обязанности перевозчика, также они обусловливают повышенные требования к числу вахт в минимальном составе экипажа судна, если это число меньше, скоростное судно не допускается к плаванию.

4. Международное сообщение в перевозках пассажиров имеет место, когда пересекается территория двух или более пограничных государств, а также когда осуществляется выход на участки ВВП с морским режимом судоходства. В этом случае перевозки пассажиров, багажа или грузов для личных нужд регулируются как национальным правом (КВВТ РФ, ГК РФ и указанные правила), так и нормами международного права. Здесь действует общий принцип, что нормы международного прав имеют приоритет над национальным законодательством. Именно этот принцип будет подлежать применению в случае спора из перевозки пассажиров в международном сообщении. Международные маршруты могут быть как транспортными, так и туристскими. К числу международных договоров здесь будут относится как договоры, определяющие статус и порядок судоходства на реках с пограничным режимом, на международных реках, а также договоры с иным предметом регулирования. В частности, можно указать на Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море 1974 г., к которой СССР присоединился в 1979 г. и в исполнение которой в настоящее время принимаются акты Правительства РФ и Минтранса России. Данная Конвенция применяется к судам, имеющим право плавания под флагом государства, правительство которого является договаривающимся правительством (ст. 2). Можно указать также на Международную конвенцию о поиске и спасении на море 1979 г.

5. О правовой природе договора фрахтования судна, о котором идет речь в п. 6 комментируемой статьи, уже велась речь в главе о перевозке грузов и в главе об аренде судов (см. комментарий), а также будет еще упомянуто выше в комментарии к ст. 97 настоящего Кодекса.

Таким образом, в правовом массиве, регулирующем перевозки пассажиров, багажа и грузов для личных нужд, усматриваются три уровня: международный, уровень федеральных законов и уровень конкретизирующих правовых актов. На последние два падает наибольший удельный вес. Вместе с тем представляется ценным предложение Федерального агентства морского и речного транспорта распространить и на объекты речного транспорта, не участвующие в международных перевозках опыт внедрения положений международных договоров, особенно в части обеспечения безопасности жизни при перевозках.

Другой комментарий к статье 95 КВВТ РФ

1. Перевозки пассажиров занимают значительное место в деятельности транспортных организаций. Они являются традиционными во многих речных бассейнах и обеспечивают транспортные связи приречных городов и населенных пунктов. Пассажирские суда осуществляют движение по транзитным, местным, пригородным и внутригородским маршрутам и на переправах.

В навигацию 2009 г. предприятиями внутреннего водного транспорта перевезено 17,2 млн. чел. с пассажирооборотом 0,8 млрд. пассажиро-километров (пкм), что ниже уровня 2007 г. (21,5 млн. чел. и 1 млрд. пассажиро-километров (пкм)) <210>.

--------------------------------
<210> Перевозки пассажиров и пассажирооборот внутреннего водного транспорта организаций всех видов экономической деятельности // //tr-index.ru/analytics/navigation.php.

Транспортное законодательство довольно детально регулирует перевозки пассажиров, и комментируемый Кодекс не является исключением.

Согласно п. 1 статьи перевозки пассажиров и их багажа осуществляются на основании договоров перевозок пассажиров.

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК РФ).

Сроки перевозок пассажиров и их багажа устанавливаются согласно расписанию движения судов, разрабатываемому перевозчиком в соответствии с Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 72 <211>.

--------------------------------
<211> Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 72 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 7. Ст. 646.

Разработка и согласование в установленном порядке расписаний движения судов осуществляются ежегодно для обеспечения безопасности судоходства, качественного обслуживания пассажиров в портах и на стоянках, обеспечения конкуренции и равноправных условий деятельности перевозчиков, осуществляющих перевозку пассажиров.

Расписание движения судов разрабатывается на основе предложений пассажиров, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Организация регулирования движения судов по внутренним водным путям осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

2. В силу п. 2 комментируемой статьи перевозчиком общего пользования является перевозчик, который в силу закона или в соответствии с выданной ему лицензией осуществляет перевозки пассажиров и их багажа по обращению любого физического или юридического лица.

В настоящее время порядок лицензирования перевозок пассажиров внутренним водным транспортом, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определяется Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 490 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте" <212> и Положением о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 490 <213>.

--------------------------------
<212> Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 490 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 34. Ст. 3679.
<213> Положение о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 490 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 34. Ст. 3679.

Лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (см. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта") <214>.

--------------------------------
<214> Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 32. Ст. 3345.

Лицензия на осуществление перевозок пассажиров предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.

Перечень перевозчиков общего пользования публикуется в сборнике правил и тарифов внутреннего водного транспорта.

3. Оказание услуг по перевозкам пассажиров и их багажа осуществляется в соответствии с Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 72 <215> (далее - Правила перевозок пассажиров).

--------------------------------
<215> Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 72 "Об утверждении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 7. Ст. 646.

В Правилах перевозок пассажиров закреплены следующие основные понятия:

- исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителям по возмездному договору услуги, связанные с перевозкой пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте;

- потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Помимо Правил перевозок пассажиров, вопросы взаимоотношений исполнителей с потребителями и ответственности перевозчиков и пассажиров за нарушение обязательств, вытекающих из договоров перевозки, регулируются ГК РФ, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", а также Правилами пользования судами и расположенными на берегу и предназначенными для обслуживания перевозок пассажиров объектами, утверждаемыми в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (далее соответственно именуются Правила пользования судами и объектами).

4. К пассажирским относятся те суда, которые предназначены для перевозок пассажиров и их багажа на внутренних водных путях, а также для отдыха и туристических путешествий. Перевозки пассажиров на судах, скорость движения которых составляет 30 километров в час и более, считаются перевозками пассажиров на скоростных судах. К скоростным судам предъявляются дополнительные требования. Так, в соответствии с Требованиями к конструкции судов внутреннего водного транспорта <216> по бортам судна, под окнами, а также на крыше надстройки скоростных судов должны устанавливаться поручни. Обносный брус должен быть достаточной ширины (0,25 - 0,3 м), чтобы с него можно было осуществлять моечные и окрасочные работы.

--------------------------------
<216> Распоряжение Минтранса России от 15 мая 2003 г. N НС-59-р "Об утверждении Требований к конструкции судов внутреннего водного транспорта и судовому оборудованию". Текст распоряжения размещен на сайте Минтранса России URL: //www.mintrans.ru.

5. В международном сообщении перевозки пассажиров и их багажа по внутренним водным путям осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Так, Конвенция о договоре международной перевозки пассажиров и багажа по внутренним водным путям (КППВ/CVN), заключенная в г. Женеве 01.05.1976 (далее в комментируемом пункте - Конвенция), применяется ко всякому договору перевозки пассажиров и, в соответствующих случаях, их багажа по внутренним водным путям, когда в договоре предусмотрено, что перевозка производится по водным путям не менее двух государств и что место посадки или место высадки или и то и другое находятся на территории одного из Договаривающихся Государств. Конвенция применяется и в том случае, если используемое судно не является судном внутреннего плавания, и независимо от национального флага, страны регистрации судна и местожительства или гражданства заключающих договор сторон.

Конвенция не применяется, если на договор перевозки распространяются:

a) положения морского права в силу того, что перевозка осуществляется частично по морю;

b) положения железнодорожного права в силу какой-либо международной конвенции.

Конвенция применяется, если договор перевозки заключен государством или юридическим лицом публичного права.

6. Перевозки пассажиров и их багажа могут осуществляться по договору фрахтования судна. Согласно ст. 787 ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (см. комментарий к ст. 97 КВВТ РФ).

Остались вопросы по ст 95 КВВТ РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 95 КВВТ РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.