Статья 86. Перевозки опасных грузов

1. Опасными грузами являются грузы, которые в силу присущих им свойств и особенностей при их перевозках, перегрузках и хранении могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей. Перечень видов грузов повышенной опасности устанавливается Правительством Российской Федерации.(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 февраля 2014 года Федеральным законом от 3 февраля 2014 года N 15-ФЗ.

2. Опасные грузы перевозятся в соответствии с правилами перевозок опасных грузов на внутреннем водном транспорте, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.Грузы повышенной опасности допускаются к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.(Абзац дополнительно включен с 4 февраля 2014 года Федеральным законом от 3 февраля 2014 года N 15-ФЗ)
3. В случае неправильного указания в транспортной накладной наименования опасного груза, его свойств, особых отметок или необходимых при перевозке опасного груза мер предосторожности, отправления запрещенного для перевозки внутренним водным транспортом груза перевозчик вправе требовать от грузоотправителя или грузополучателя выгрузки за их счет опасного груза в любое время и в любом месте. В случае, если грузоотправитель или грузополучатель отказывается от выгрузки такого груза либо обстоятельства требуют немедленной его выгрузки, перевозчик вправе уничтожить или обезвредить такой груз без возмещения понесенных грузоотправителем или грузополучателем в связи с этим убытков. Плата за перевозку опасного груза в случаях, указанных в настоящем пункте, грузоотправителю не возвращается. В случае, если плата за перевозку такого груза не была уплачена при его отправлении, перевозчик вправе взыскать ее с грузоотправителя полностью. Грузоотправитель несет ответственность перед перевозчиком за убытки, нанесенные ему таким грузом.

4. В случае, если груз, погруженный с ведома и согласия перевозчика, станет опасным для судна, другого груза или находящихся на судне людей, перевозчик вправе потребовать от грузоотправителя или грузополучателя немедленной выгрузки такого груза либо в зависимости от обстоятельств обезвредить или уничтожить такой груз без возмещения грузоотправителю или грузополучателю понесенных в связи с этим убытков. Перевозчик имеет право на долю провозной платы, пропорциональную фактически пройденному судном расстоянию с таким грузом.

Комментарий к статье 86 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ

1. Правила перевозок опасных грузов, к которым отсылает п. 2 комментируемой статьи, устанавливая порядок обращения с такими грузами при их перевозке, не должны противоречить основным положениям о транспортных обязательствах и учитывать установленные стандарты опасных грузов, а также ориентироваться на международное регулирование таких перевозок.

В п. 1 приводится понятие опасного груза как груза, который в силу присущих ему свойств и особенностей в ходе перевозки, перегрузки и хранения может нанести вред жизни или здоровью людей, окружающей среде, а также привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей. Иными словами, это груз, создающий повышенную опасность в силу самих своих свойств. Классификация, перечень и требования к маркировке опасных грузов содержатся в ГОСТе 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка", утвержденном Постановлением Госстандарта СССР от 19 августа 1988 г. N 2975. Данный ГОСТ устанавливает классификацию, номенклатуру показателей и критерии для отнесения грузов к категории опасных и их классификации, методы определения показателей для классификации, маркировку и правила ее нанесения на грузовые единицы. При этом ГОСТ не распространяется на грузы, перевозимые водным транспортом наливом (нефть и нефтепродукты). ГОСТом установлены следующие классы опасных грузов:

класс 1 - взрывчатые материалы;

класс 2 - газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;

класс 3 - легковоспламеняющиеся жидкости;

класс 4 - легковоспламеняющиеся твердые вещества, самовозгорающиеся вещества;

класс 5 - окисляющие вещества и органические пероксиды;

класс 6 - ядовитые вещества и инфекционные вещества;

класс 7 - радиоактивные материалы;

класс 8 - едкие и (или) коррозионные вещества;

класс 9 - прочие опасные вещества.

При перевозке всех данных видов грузов действуют правила рассматриваемой статьи и правила перевозок опасных грузов, в которых требования данного ГОСТа должны соблюдаться.

2. Правила п. п. 3 и 4 настоящей статьи распространяются на перевозки любого из всех видов опасных грузов. Правовые последствия в виде права перевозчика уничтожить или обезвредить груз наступают в случае, если грузоотправитель не указал или неправильно указал в транспортной накладной свойства груза, его наименования, если не содержалось особых отметок о нем либо необходимых мер предосторожности. По смыслу данного пункта, достаточно одного из перечисленных обстоятельств в поведении грузоотправителя. Это же имеет место при перевозке запрещенного груза (правило это выглядит несколько странно, так как перевозчик, исходя из самой своей деятельности, не может не знать о таких грузах). Данным правом перевозчик может воспользоваться только после отказа грузоотправителя или грузополучателя своими силами и средствами выгрузить такой груз, причем в любом месте. Последнее правило тоже нельзя считать совершенным, например, место выгрузки груза может оказаться, скажем, особо охраняемой природной территорией, где такого груза не должно быть, поэтому следовало бы императивно "напомнить" о подобных территориях в данной статье. Перевозчик обязан вначале требовать от грузоотправителя, грузополучателя выгрузки такого груза, и лишь в случае их отказа - уничтожить или обезвредить его. Убытки грузовладельцу при этом не возмещаются. При этом, если необходимость выгрузки (уничтожения, обезвреживания) такого груза вызвана виновными действиями перевозчика и при этом со стороны грузоотправителя нет действий (бездействия), указанных в п. 3 настоящей статьи, убытки грузовладельцу подлежат возмещению в обычном порядке, установленном гл. 15 настоящего Кодекса. Плата за перевозку такого груза в случаях, указанных в рассматриваемом пункте, не возвращается, причем, если она не была уплачена, перевозчик вправе требовать ее внесения в полном размере. Помимо этого он вправе требовать и возмещения убытков. Весьма грозная санкция. И убытки возместить, и оплатить перевозку, даже если ее не было. Думается, не помешало бы ее и несколько смягчить. В случае если перевозчику причинены убытки, грузовладельца необходимо обязать возместить реальный ущерб перевозчику. По смыслу же рассматриваемого пункта, здесь имеет место полная ответственность, включая упущенную выгоду. Впрочем, как общая превенция по отношению к владельцам опасных грузов такая норма способна их дисциплинировать. Что же касается административной или иной ответственности за неправильную отправку такого груза, ее смягчать не надо. Общая превенция в публично-правовом смысле часто себя оправдывает.

Следующий пункт, как это следует из его смысла, распространяется и на обычные грузы, которые в ходе перевозки в силу своих свойств стали опасными для судна, иного груза или людей на судне.

В этом случае права перевозчика аналогичны рассмотренным выше, не избавляется он и от обязанности вначале требовать от грузоотправителя (грузополучателя) выгрузки своими силами и средствами такого груза. Но ответственность грузовладельца здесь ограничивается уплатой доли провозной платы за фактически пройденное расстояние, самому грузовладельцу убытки не возмещаются.

По отношению к перевозкам опасных грузов, учитывая тенденцию интеграции национальной транспортной системы в мировую, необходимым является приведение в соответствие национального законодательства о таких перевозках международным стандартам, а также в гармонизации самих правил перевозок опасных грузов по отношению ко всем видам транспорта.

Другой комментарий к статье 86 КВВТ РФ

1. По оценкам Минтранса России, в общем объеме грузов, перевозимых в России всеми видами транспорта, доля опасных грузов составляет порядка 20%, или примерно 800 млн. тонн. Из них 65% приходится на долю автомобильного транспорта, около 30% - железнодорожного транспорта, около 0,1% - авиации, примерно 5% - речного и морского транспорта.

Наиболее важным и проблемным вопросом в области перевозок опасных грузов является снижение их аварийности. В России ситуация во многом осложняется тем, что значительное количество транспорта с опасными грузами постоянно находится в непосредственной близости от промышленных предприятий и жилых массивов, что создает повышенную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций с особо тяжелыми последствиями.

Перевозки опасных грузов речным транспортом регулируются рядом международных нормативных актов, в числе которых Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям, общие и специальные правила перевозки наливных грузов. Грузовые операции и перевозка токсичных и опасных грузов должны также регламентироваться ведомственными правилами и инструкциями.

Нельзя не отметить, что законодательство России, регулирующее перевозки опасных грузов, значительно отличается от законодательств стран Евросоюза. В современном мире в целях снижения рисков техногенных катастроф при перевозке опасных грузов на всех уровнях проводятся исследования в части совершенствования условий таких перевозок. Поэтому в качестве одного из основных направлений развития законодательства должно стать исследование европейского опыта в части принятия отдельного федерального закона о перевозке опасных грузов, который бы учитывал европейский опыт и детально регламентировал взаимоотношения и ответственность участников транспортного процесса в России.

Пункт 1 комментируемой статьи дает определение опасных грузов - это грузы, которые в силу присущих им свойств и особенностей при их перевозках, перегрузках и хранении могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей. Значительную часть перевозимых опасных грузов составляют нефтепродукты, сжатые и сжиженные газы, уголь, органические перекиси и пестициды.

2. Опасные грузы перевозятся в соответствии с правилами перевозок опасных грузов на внутреннем водном транспорте, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Кроме того, в соответствии с Приказом Минтранса России от 24 декабря 2002 г. N 158 "Об утверждении Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации" <200> перевозка взрыво-, пожароопасных грузов должна осуществляться в соответствии с требованиями нормативных актов, регламентирующих перевозку таких грузов.

--------------------------------
<200> Приказ Минтранса России от 24 декабря 2002 г. N 158 "Об утверждении Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. 10 марта. N 10.

При перевозке взрыво-, пожароопасного груза на судне необходимо разработать и выполнить организационные и технические мероприятия, направленные на обеспечение пожарной безопасности.

Организационные и технические мероприятия должны предусматривать:

- согласование с администрацией порта погрузки (выгрузки) взаимодействия в случае возникновения пожара;

- отработку с аварийной партией возможности приема воды от береговой водопожарной системы в судовую;

- корректировку плана пожаротушения с учетом свойств груза;

- установление мест курения;

- назначение лиц, ответственных за соблюдение и контроль противопожарного режима.

Откорректированный план пожаротушения доводится до членов экипажа.

До приема груза на судно необходимо проверить техническое состояние систем, оборудования и снабжения судна, наличие телефонной или иной устойчивой связи с берегом и удостовериться, что:

- противопожарные системы, системы осушения, пожарной сигнализации, вентиляционные системы грузовых помещений, искрогасители на дымовых и газовыпускных трубах находятся в рабочем состоянии;

- судно располагает необходимыми огнетушащими средствами и средствами их подачи;

- тепловая изоляция источников тепла не нарушена;

- электрооборудование грузовых помещений, не отвечающее требованиям взрыво-, пожароопасности, отключено;

- двери, люки и иллюминаторы, ведущие в зоны погрузки взрыво-, пожароопасных грузов, закрыты;

- установлен запрет на вход в зону погрузки лиц, не связанных с грузовыми работами, указаны места курения.

Результаты проверки противопожарной готовности судна к погрузке и перевозке взрыво-, пожароопасного груза заносятся в судовой журнал.

До начала погрузки судно должно быть снабжено средствами индивидуальной защиты работающих, рекомендованными для соответствующих грузов, специальными огнетушащими средствами, а также средствами для сбора взрыво-, пожароопасных грузов при разливе или россыпи и их дезактивации.

В опасных зонах и районе погрузки (выгрузки) выставляются предупредительные надписи "Не курить".

На судах, перевозящих материалы, выделяющие взрывоопасные газы, а также при посещении взрыво-, пожароопасных помещений используются электрофонари и ультракоротковолновые приемо-передающие станции только во взрывозащищенном исполнении.

До начала грузовых операций со взрыво-, пожароопасными грузами подготавливаются к немедленному действию судовые противопожарные системы, на палубе разворачиваются и подсоединяются к кранам водопожарной системы не менее двух пожарных рукавов. Кроме того, должны быть подготовлены ящик с песком и огнетушители.

Погрузка и выгрузка взрыво-, пожароопасных грузов проводятся под наблюдением ответственного лица, назначаемого распоряжением капитана.

При погрузке палубного груза необходимо обеспечить свободный доступ к входам в трюмы, приводам запорной арматуры, мерительным трубкам, пожарному оборудованию и инвентарю.

3. Суда смешанного (река - море) плавания, перевозящие взрыво-, пожароопасные грузы, в дополнение к установленным нормам должны быть снабжены:

- переносными огнетушителями общей вместимостью не менее 12 кг сухого порошка или другого огнетушащего средства для тушения пожара в грузовом помещении;

- двумя автономными дыхательными аппаратами, работающими на сжатом воздухе, и запасными заряженными баллонами к дыхательным аппаратам;

- в дополнение к комплектам снаряжения для пожарного четырьмя полными комплектами защитной одежды, стойкой к химическому воздействию перевозимого груза.

Если на судне, перевозящем взрыво-, пожароопасный груз, в грузовом помещении не предусмотрены системы измерения температуры груза, а также температуры, относительной влажности и состава воздуха помещений, судно должно быть снабжено переносными приборами, предназначенными для этих целей и соответствующими свойствам груза.

Суда, предназначенные для перевозки нефтепродуктов наливом и в таре, должны соответствовать требованиям и нормам органа технического надзора и классификации судов Российской Федерации.

Во взрывоопасных зонах и в помещениях судна запрещается применять устройства (якорные, швартовные, буксирные, сцепные и т.п.), рабочий инструмент, приборы, аппаратуру, переносные детали и соединения трубопроводов, которые при нормальной эксплуатации могут вызвать искрообразование, а также размещать металлическую тару, автомобили, прогулочные лодки и т.п.

Для швартовки судна следует применять переносные мягкие кранцы и канаты, исключающие искрообразование.

Стальные буксирные и швартовные канаты допускается использовать в местах, расположенных на расстоянии не менее 3 м от грузовых отсеков (на баке, юте).

Канаты из синтетических материалов во избежание искрения вследствие накопления статического электричества должны пройти антистатическую обработку в 2-процентном солевом растворе в течение одних суток. Для восстановления антистатических свойств каната необходимо не реже одного раза в 2 месяца окатывать его солевым раствором или морской водой.

Нефтеналивные суда с нефтепродуктами, имеющими температуру вспышки паров 60 град. C и менее, должны обслуживаться судами, оборудованными для этих целей.

Необходимость грузовых операций на рейде с нефтепродуктами с температурой вспышки паров 60 град. C и менее подтверждается распоряжением судовладельца.

Не допускается прием нефтепродуктов в корпуса нефтеперекачивающих станций (за исключением бункеровочных и зачистных), кроме смазочного масла и топлива, необходимых для их работы.

Запрещается использовать для погрузки и выгрузки нефтепродуктов с температурой вспышки паров 60 град. C и менее насосы толкачей и буксировщиков.

При бункеровке судов топливом и маслами, а также при приеме и сдаче подсланевых вод следует соблюдать требования противопожарного режима, предъявляемые к погрузочно-разгрузочным работам с нефтепродуктами.

Прием на станцию сбора и очистки подсланевых вод, нефтепродуктов с температурой вспышки паров 60 град. C и менее и подсланевых вод, содержащих их, запрещается.

Производство рейдовых работ нефтеналивными судами с нефтепродуктами с температурой вспышки паров 60 град. C и менее и их остатками запрещается.

Несамоходные нефтеналивные суда при производстве грузовых операций с нефтегрузами, имеющими температуру вспышки паров 60 град. C и менее, в ночное время допускается освещать прожекторами, специально установленными на причале или нефтестанциях на расстоянии не менее 3 м от борта барж и не менее 12 м от места налива или слива нефтепродуктов (соединения и приемного сливного шланга).

При отсутствии от грузоотправителя сведений о наименовании, температуре вспышки паров, температуре застывания, температуре и плотности нефтепродукта производить погрузку запрещается.

4. До подхода судна к причалу под грузовую операцию проверяется:

- плотность закрытия люковых крышек танков и коффердамов;

- правильность переключения арматуры грузового и газоотводного трубопроводов;

- тщательность заглушки неиспользуемых фланцев грузового трубопровода;

- исправность действия искрогасителя.

За 2 часа до подхода судна к причалу прекращается работа камбузов, работающих на твердом и жидком топливе.

Для приготовления пищи во время грузовой операции могут использоваться только электрические камбузы с закрытыми нагревательными элементами.

Непосредственно перед началом грузовой операции необходимо:

- привести в готовность к немедленному действию противопожарные средства (проложить в район присоединения грузового трубопровода две рукавные линии с водяным стволом и генератором пены, подготовить ручной пенный или порошковый огнетушитель, покрывало для тушения пламени, песок, лопату);

- ввести в действие искрогасители;

- предупредить экипаж о начале грузовой операции;

- закрыть все иллюминаторы и двери в корпусе и в надстройке;

- обеспечить вход и выход экипажа из помещений надстройки на палубу через двери 2-го яруса или через двери, наиболее удаленные от места проведения грузовой операции на верхней палубе;

- вывесить у трапа знаки опасности "Курить запрещается", "Посторонним вход запрещен";

- запретить на судне курение и пользование открытым огнем до окончания грузовой операции;

- обеспечить отсутствие опасных концентраций паров нефтепродуктов в насосном и машинном отделениях.

Грузовая операция в отношении нефтепродуктов начинается только при полной готовности судна к ней.

Перед началом и в процессе грузовой операции допускается подогрев на судне высоковязких нефтепродуктов. Температура подогретого нефтепродукта должна быть меньше температуры вспышки паров не менее чем на 10 град. C. Подогрев высоковязких парафинистых нефтей определяется специальными инструкциями, разрабатываемыми владельцами судов и грузоотправителями.

Погрузка на судно любых нефтепродуктов, имеющих температуру более 80 град. C, запрещается.

Для подогрева нефтепродуктов с температурой вспышки паров более 120 град. C допускается применение переносных нефтеподогревателей, отвечающих требованиям органа технического надзора и классификации судов Российской Федерации. При этом открытая часть горловины люка должна быть закрыта брезентовым чехлом.

Погрузка и выгрузка любого нефтепродукта должны производиться только закрытым способом. Люковые крышки должны быть плотно закрыты на барашки, а замерные пробки - завернуты. Замерные устройства могут открываться только на момент определения высоты уровня нефтепродукта.

С целью снижения опасности возникновения зарядов статического электричества в начальный период заполнения грузового нефтепровода и грузовой системы судна скорость истечения нефтепродукта не должна превышать 1 м/с, а в дальнейшем процессе грузовой операции - 8 м/с.

Для отвода статического электричества судно должно быть оборудовано устройствами антистатического заземления.

До подхода судна к нефтепричалу проверяется целость и надежность крепления перемычек между фланцами грузовых рукавов, а также токопроводящего провода, соединяющего фланцы этих рукавов, исправность заземляющего кабеля и подключающих устройств.

Грузовая операция начинается только после окончания работ по заземлению корпуса судна гибким медным изолированным кабелем сечением не менее 16 кв. мм с заземляющим устройством на берегу. При перегрузке нефтепродуктов на рейде с судна на судно их корпуса заземляются между собой также таким кабелем.

Величина сопротивления изоляции электрической цепи судового заземляющего устройства должна ежегодно определяться перед сдачей судна в эксплуатацию и указываться в акте приемки судна в эксплуатацию. Сопротивление заземления не должно превышать 100 Ом.

Загрузка нефтерудовоза сыпучими или другими грузами производится при отсутствии взрыво-, пожароопасных концентраций паров в грузовых танках, балластных отсеках и коффердамах.

Во время грузовой операции с нефтепродуктом, имеющим температуру вспышки паров 60 град. C и менее, хождение по грузовой палубе лиц, не связанных с этой операцией, запрещается. Сообщение бака и юта с надстройкой должно осуществляться по переходным мостикам.

При погрузке нефтепродуктов необходимо принять меры, исключающие выброс их через измерительные трубы, люковые горловины и дыхательную систему. Пролитый на палубу нефтепродукт следует немедленно удалить, не допуская утечки его за борт.

Стоянка портовых судов у борта нефтеналивного судна при грузовой операции с нефтепродуктами не разрешается.

Проба нефтепродукта из грузовых танков должна браться через люки или специальные отверстия в люковых крышках не ранее чем через 15 - 20 минут после окончания погрузки.

К отбору проб допускаются только работники лаборатории нефтебазы. Пробоотборники должны быть изготовлены из искронеобразующего материала.

Работа грузовых насосов запрещается при:

- скоплении утечных нефтепродуктов под сланями насосного отделения;

- выключенной вентиляции и наличии течи сальников насоса;

- проведении ремонтных работ в насосном отделении.

В процессе грузовой операции с нефтегрузами, имеющими температуру вспышки паров 60 град. C и менее, производится замер концентрации паров нефтепродуктов в машинном и насосном отделениях через каждый час. При выявлении опасных концентраций паров (свыше 10% нижнего концентрационного предела воспламеняемости) грузовая операция и работа механизмов немедленно прекращаются.

Грузовая операция также должна быть приостановлена в случае:

- нарушения надежной швартовки судна и возникновения его опасной подвижки у причала, натяжения или повреждения шлангов, трубопроводов;

- появления течи шлангов, трубопроводов или разлива нефтепродуктов по другим причинам;

- скопления нефтяных паров у борта судна (при безветрии);

- приближения грозы;

- появления искр или пламени из дымовой или выхлопных труб.

При разливе нефтепродукта объявляется общесудовая тревога, принимаются меры по обеспечению пожарной безопасности судна и уборке разлитого нефтепродукта.

Перегрузка нефтепродуктов из нефтеналивных судов в мелкую тару (бочки) и наоборот запрещается.

При приеме балласта в танки, в которых имеются остатки нефтепродуктов, или в недегазированные танки должен соблюдаться тот же противопожарный режим, что и при грузовой операции с нефтепродуктами. Не допускается производство каких-либо работ в районе недегазированных танков.

После окончания грузовой операции необходимо убедиться в следующем:

- из всех всасывающих и нагнетательных трубопроводов, палубных магистралей, грузового насоса нефтепродукты спущены в соответствующие емкости;

- поставлены заглушки на фланцы приемников;

- вся арматура закрыта;

- закрыты пробки замерных втулок;

- вентиль дыхательного клапана закрыт.

Все меры безопасности для нефтеналивного судна, производящего грузовые операции у нефтепричала, обязательны для судов, производящих погрузку или выгрузку при беспричальном наливе (сливе), а также для судов, осуществляющих перегрузку нефтегруза с судна на судно.

Нефтепродукты с температурой вспышки паров более 60 град. C, погруженные на суда, не зачищенные от нефти и нефтепродуктов, с температурой вспышки паров 60 град. C и менее, относятся по требованиям пожарной безопасности к нефтепродуктам с температурой вспышки паров до 60 град. C.

Искрогасители выхлопных трубопроводов должны находиться в действии. Работа искрогасителей проверяется при смене вахт, и результаты заносятся в судовой журнал.

Взрывобезопасность бортовых танков, не используемых в качестве грузовых, коффердамов, балластных, междудонных, трюмных и сухих отсеков, насосных отделений и других отсеков, окружающих грузовые танки, обеспечивается путем вентилирования указанных объемов воздухом или заполнения инертными газами, а кормовых коффердамов и цепных ящиков - заливания воды под крышку горловины люка.

При вентилировании отсеков воздухом контроль за парами нефтепродуктов осуществляется газоанализатором один раз за вахту.

Если обнаружена опасная концентрация паров нефтепродуктов в сухих отсеках (более 10% от нижнего концентрационного предела воспламеняемости), вентилирование их производится до тех пор, пока не будет достигнута безопасная концентрация.

Если безопасной концентрации паров нефтепродуктов путем вентилирования достичь невозможно, должны быть приняты меры к выяснению причин опасной загазованности и их устранению, вплоть до выгрузки груза.

Перевозка на нефтеналивных судах других грузов, кроме нефтепродуктов, запрещается, за исключением перевозки на судах, построенных по специальным проектам (нефтерудовозы).

Перевозка нефтегрузов в таре осуществляется в соответствии с требованиями нормативных актов, регламентирующих перевозку таких грузов.

После перевозки нефтепродуктов в таре производится анализ воздуха в трюмах с целью определения содержания паров нефтепродуктов и необходимости их дегазации (зачистки).

На судах с металлической палубой перекатывание бочек с нефтепродуктами с температурой вспышки паров 60 град. C и менее должно производиться по деревянному настилу. Перегрузка указанных нефтепродуктов через другие суда запрещается.

Трюмы судов, в которые погружены нефтепродукты в таре, должны иметь достаточную вентиляцию, исключающую образование взрывоопасных концентраций паров нефтепродуктов. На судах, груженных нефтепродуктами в таре, перевозить другие грузы запрещается.

Перед выгрузкой нефтепродуктов в таре необходимо проверить концентрацию паровоздушной смеси в трюмах.

Перевозка нефтепродуктов в таре в помещениях, непосредственно прилегающих к жилым и сообщающихся с ними, запрещается.

На нефтеналивном судне с грузом нефтепродуктов, а также на порожнем недегазированном запрещается:

- пользоваться открытым огнем;

- производить на грузовой палубе судовые работы с применением ударного инструмента во избежание искрообразования;

- оставлять инструменты на площадках, у приемных клинкетов, на переходном мостике, а также на решетках и трапах насосного отделения и танков;

- пользоваться инструментом и приспособлениями, изготовленными из искрообразующих материалов, в том числе из алюминиево-магниевых сплавов;

- использовать всеми членами экипажа судов, перевозящих нефтепродукты с температурой вспышки паров 60 град. C и менее, и лицами, посещающими эти суда, обувь, имеющую стальные подковки и гвозди;

- курить в не оборудованных для этой цели местах.

Буксировка и толкание барж с нефтепродуктами с температурой вспышки паров до 60 град. C допускаются не более двух одновременно. Буксировка совместно с сухогрузными баржами в одном счале не допускается.

При транспортировке двух нефтеналивных судов в одном счале между привальными брусьями этих судов необходимо устанавливать мягкие или деревянные кранцы.

На буксировщике искрогасители должны находиться в действии в течение всего периода его нахождения в зоне буксируемого судна в пределах 50 м.

Исправность искрогасителей буксировщика (толкача) проверяется при каждой смене вахты, о чем делается запись в вахтенном журнале.

При транспортировке нефтеналивных барж, перевозящих нефтепродукты с температурой вспышки паров 60 град. C и менее, методом толкания необходимо:

- заполнять в груженых баржах при высоте налива груза на 3/4 высоты борта и более кормовые сухие отсеки и коффердамы инертными газами или вентилировать воздухом. При вентилировании кормового сухого отсека воздухом кормовые коффердамы должны быть залиты водой под крышку горловины или заполнены инертным газом;

- заполнять в порожних или груженых баржах при высоте налива груза менее 3/4 высоты борта все подпалубное пространство грузовых (в случае перевозки темных нефтепродуктов) и сухих отсеков, а также коффердамы инертными газами;

- производить заполнение после учаливания толкача с баржей кормового сухого отсека баржи инертными газами или вентилирование воздухом, а коффердамы - водой или инертными газами. Иллюминаторы на лобовой переборке надстройки толкача должны быть закрыты. Запрещается применять на толкаче открытый огонь и курить в носовой части судна;

- доводить после отправления в рейс при заполнении объемов судна инертными газами концентрацию углекислого газа в отсеках до 10%. Контроль за его содержанием в каждом из заполненных отсеков осуществлять не менее 2 раз в сутки. При снижении концентрации углекислого газа до 7,5% производить подкачку инертных газов;

- осуществлять при вентилировании отсеков воздухом контроль за парами нефтепродуктов не менее 4 раз в сутки;

- производить при обнаружении опасной концентрации паров нефтепродуктов в кормовых сухих отсеках их вентилирование до тех пор, пока не будет достигнута безопасная концентрация.

В случае невозможности обеспечения выполнения данных требований несамоходное судно следует взять на буксир.

Буксировщики и буксиры-толкачи должны быть снабжены средствами пожаротушения, обеспечивающими возможность ликвидации пожара на буксируемых (толкаемых) баржах, в том числе оборудованы системой пенотушения с необходимым запасом пенообразователя, а также средствами вентилирования сухих отсеков толкаемой баржи.

Заполнение инертными газами отсеков судов производится с помощью специальных систем инертных газов.

Заполнение отсеков инертными газами рекомендуется производить у причалов во время грузовых операций. Вентилирование отсеков воздухом следует осуществлять на ходу. Не допускается вентилировать их при стоянке у нефтепричалов, во время шлюзования и на расстоянии менее 300 м от населенных пунктов.

5. Следует особо подчеркнуть, что погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте может осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензии, порядок выдачи которой предусмотрен Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 490. Лицензирование погрузочно-разгрузочной деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (далее - лицензирующий орган). Лицензия на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности (далее - лицензия) предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.

Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности, являются:

- соблюдение требований Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и правил перевозок грузов на внутреннем водном транспорте, предъявляемых к погрузочно-разгрузочной деятельности;

- соблюдение установленных Министерством транспорта Российской Федерации правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта, предъявляемых к погрузочно-разгрузочной деятельности;

- соблюдение правил эксплуатации портовых сооружений, утверждаемых в соответствии со ст. 56 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

- соблюдение обязательных постановлений, касающихся деятельности в порту, утверждаемых в соответствии со ст. 57 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

- соблюдение технических условий погрузки и крепления грузов, утверждаемых в соответствии со ст. 72 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

- наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в собственности или на ином законном основании производственных объектов (гидротехнических сооружений, крытых и открытых грузовых складов, бункеровочных баз, подъемно-транспортного оборудования, плавучих кранов, судов-бункеровщиков и иных плавучих объектов), используемых при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности, соответствующих требованиям Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

- наличие у лицензиата (соискателя лицензии) плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;

- наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за погрузочно-разгрузочную деятельность, имеющего высшее или среднее профессиональное образование и стаж работы в этой области не менее 3 лет из последних 5 лет работы;

- наличие у лицензиата (соискателя лицензии) специалиста (специалистов), связанного с осуществлением погрузочно-разгрузочной деятельности, прошедшего соответствующее обучение;

- наличие на судах и иных плавучих объектах (при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности с использованием плавучих кранов и судов) судовых документов, предусмотренных ст. 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

- наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за безопасную эксплуатацию судов (при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности с использованием плавучих кранов и судов), прошедшего аттестацию в установленном порядке.

Грубыми нарушениями лицензионных требований и условий являются нарушения, повлекшие:

- человеческие жертвы;

- причинение тяжкого вреда здоровью;

- причинение средней тяжести вреда здоровью не менее 5 человек;

- причинение вреда окружающей среде.

6. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи перевозчик вправе требовать от грузоотправителя или грузополучателя выгрузки за их счет опасного груза в любое время и в любом месте в случае неправильного указания в транспортной накладной наименования опасного груза, его свойств, особых отметок или необходимых при перевозке опасного груза мер предосторожности, отправления запрещенного для перевозки внутренним водным транспортом груза.

7. Перевозчик вправе уничтожить или обезвредить опасный груз, если:

- грузоотправитель или грузополучатель отказывается от его выгрузки;

- обстоятельства требуют немедленной его выгрузки.

При этом грузоотправитель или грузополучатель лишаются права требовать понесенных в связи с этим убытков.

Грузоотправитель не вправе требовать плату за перевозку опасного груза, если она была уплачена. Если плата за перевозку такого груза не была уплачена при его отправлении, перевозчик вправе взыскать ее с грузоотправителя полностью.

Кроме того, грузоотправитель несет ответственность перед перевозчиком за убытки, нанесенные ему таким грузом.

Плата за перевозку опасного груза в указанных случаях не возвращается. В случае если плата за перевозку такого груза не была уплачена при его отправлении, перевозчик вправе взыскать ее с грузоотправителя полностью. Грузоотправитель несет ответственность перед перевозчиком за убытки, нанесенные ему таким грузом.

В случае если груз, погруженный с ведома и согласия перевозчика, станет опасным для судна, другого груза или находящихся на судне людей, перевозчик вправе потребовать от грузоотправителя или грузополучателя немедленной выгрузки такого груза либо в зависимости от обстоятельств обезвредить или уничтожить такой груз без возмещения грузоотправителю или грузополучателю понесенных в связи с этим убытков. Перевозчик имеет право на долю провозной платы, пропорциональную фактически пройденному судном расстоянию с таким грузом.

Остались вопросы по ст 86 КВВТ РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 86 КВВТ РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.