1. Судно должно подаваться перевозчиком в порт погрузки груза, определенный заявкой грузоотправителя или договором перевозки груза.
2. О времени прибытия судна в порт погрузки или выгрузки груза перевозчик извещает соответственно грузоотправителя или грузополучателя не позднее чем за 24 часа до прибытия судна, а о времени подачи судна под погрузку или выгрузку груза не позднее чем за 6 часов до подачи судна, если погрузка или выгрузка груза осуществляется грузоотправителем или грузополучателем.
3. Грузоотправитель или грузополучатель, получившие извещение о времени прибытия судна, обязаны заблаговременно (не позднее чем через 2 часа с момента извещения) указать место, к которому должно быть подано судно под погрузку или выгрузку груза.
4. Перевозчик обязан подать судно к указанному грузоотправителем, грузополучателем месту погрузки или выгрузки груза.Подача судна под погрузку в состоянии, непригодном для перевозки определенного груза, приравнивается к неподаче судна. В этом случае перевозчик обязан по требованию грузоотправителя предоставить судно, пригодное для перевозки такого груза.
5. В случае, если судно подано без извещения о времени его подачи или с нарушением установленных пунктом 2 настоящей статьи сроков извещения, к нормативному времени загрузки и разгрузки судна добавляется время на подготовку к погрузочно-разгрузочным работам продолжительностью не более чем 6 часов.
6. Погрузка или выгрузка груза осуществляется перевозчиком или грузоотправителем, грузополучателем в порядке, предусмотренном договором, если иное не установлено правилами перевозок грузов. Погрузка груза в контейнер и выгрузка его из контейнера осуществляются грузоотправителем и грузополучателем.
7. Сроки погрузки и выгрузки груза исчисляются с момента подачи судна к причалу.Порядок исчисления сроков загрузки и разгрузки судна устанавливается в соответствии с правилами перевозок грузов, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.
8. В случае, если соглашением сторон не установлено иное, загрузка судна или контейнера по вместимости должна быть не ниже технических норм загрузки судов, установленных правилами перевозок грузов, при отсутствии таких норм - до полной грузоподъемности или грузовместимости судна или контейнера.
Правила, установленные настоящим пунктом, не применяются, если установлены ограничения осадки судна в порядке, установленном статьей 77 настоящего Кодекса.
9. При невыполнении условий погрузки груза на судно и размещения груза на судне погрузка груза может быть остановлена перевозчиком и им может быть составлен соответствующий акт согласно правилам перевозок грузов, а виновной стороной в установленном законодательством Российской Федерации порядке возмещаются причиненные убытки.
10. Место, указанное грузоотправителем или грузополучателем, должно быть пригодно для погрузки и выгрузки груза, не должно представлять опасность для судна и (или) его экипажа. В случае, если грузоотправителем или грузополучателем указано место, непригодное для погрузки и выгрузки груза либо небезопасное для судна и (или) его экипажа, грузоотправитель или грузополучатель обязан по требованию перевозчика указать другое место погрузки или выгрузки груза. Расходы, связанные с подачей судна, а также с подвозом груза к другому месту погрузки груза или вывозом груза из другого места выгрузки груза, в указанном случае несет грузоотправитель или грузополучатель.
Комментарий к статье 73 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
1. Данная статья устанавливает права и обязанности сторон, а также права и обязанности грузополучателя (не следует забывать, что стороной в перевозке последний не является) в момент подачи судна под погрузку или выгрузку груза. Назначение данных групп прав и обязанностей - обеспечить единство и непрерывность транспортного процесса. Ведь на данной стадии сам договор перевозки (если это не фрахтование) еще не считается заключенным - эти права и обязанности как бы связывают воедино правоотношения сторон и иных участников транспортного процесса до заключения договора перевозки, в ходе его исполнения и после завершения перевозки. Это позволяет существовать таким правоотношениям как единому массиву поведения субъектов в рамках цельного транспортного обязательства.
Обязанность подать судно под погрузку вытекает из условий, определенных в заявке, организационном договоре или самом договоре перевозки груза. Но последний еще не считается заключенным в момент выполнения перевозчиком обязанности по подаче судна. Он считается заключенным с момента завершения погрузки груза на судно (он реальный) и указания об этом в транспортной накладной и дорожной ведомости. Поэтому рассматриваемая обязанность перевозчика в собственном смысле не является договорной. По своему характеру она является императивной. Перевозчик обязан подать судно в порт, указанный в заявке (такое указание не исключается и в организационном договоре) или определенный самим договором перевозки. Он освобождается от ответственности за неподачу лишь при наличии условий, указанных в ст. 118 КВВТ РФ "ограничение или запрещение движения судов и спасание жизни людей или имущества на воде" (см. комментарий к ст. 118). Ограничение или запрещение движения судов может вводиться, в частности, в случае непреодолимой силы. Причем такое освобождение действует только на время ограничения. После его снятия действие п. 1 ст. 118 настоящего Кодекса прекращается и перевозчик несет ответственность за неподачу. Но на практике могут быть ситуации (хотя и редко), когда все признаки непреодолимой силы есть, а такого ограничения нет. И здесь не ясно, может ли быть освобожден перевозчик в таком случае от ответственности за неподачу. На первый взгляд, так как речь идет об ответственности при осуществлении предпринимательской деятельности, должен подлежать применению п. 3 ст. 401 ГК РФ - тогда перевозчик мог бы освобождаться от ответственности в случае непреодолимой силы и в случае отсутствия указанного ограничения. Но п. 3 ст. 401 ГК РФ содержит оговорку "если иное не установлено законом или договором", то есть это диспозитивное правило. "Иное" здесь и означает правила п. 1 ст. 118 КВВТ РФ, поэтому следует полагать, что по смыслу настоящего Кодекса этот перечень освобождения перевозчика от ответственности за неподачу носит характер исчерпывающего. Так что, вопреки расхожему мнению, не только контрагенты перевозчика ограничены нормами КВВТ РФ, но иногда и сам перевозчик. С одной стороны, это следует считать верным. Такая повышенная ответственность вносит лепту в обеспечение бесперебойного характера перевозок, но с другой стороны, учитывая возможность таких ситуаций, можно было бы в ст. 118 КВВТ РФ указать, что перевозчик может быть освобожден от ответственности за неподачу в случае непреодолимой силы, и при этом установить обязанность перевозчика доказать наличие непреодолимой силы.
2. Обязанность перевозчика заблаговременно информировать грузоотправителя (грузополучателя) о времени прибытия судна в порт погрузки (выгрузки) и о времени подачи (то есть полной готовности) судна под погрузку (выгрузку), так же как и предыдущая, является императивной. Ее цель - предоставить грузоотправителю или грузополучателю необходимое время для подготовки места погрузки или выгрузки, подготовить все необходимое для осуществления погрузочных (разгрузочных) работ. Не позднее чем за сутки следует извещать грузоотправителя или грузополучателя о времени прибытия судна (не указывается, с какой точностью, но определенно, что с точностью до 1 часа) и о времени подачи судна - не позднее чем за 6 часов до подачи. КВВТ РФ устанавливает данную обязанность применительно к той ситуации, когда погрузочные или разгрузочные работы должны будут осуществляться грузоотправителем или грузополучателем, но на практике лучше уведомлять и в случае, если эти работы осуществляет сам перевозчик, - это в любом случае необходимо для подготовки места погрузки (разгрузки) и позволяет "перестраховаться" перевозчику. Способы уведомления согласовываются сторонами. Способы уведомления грузополучателя также согласовываются с ним перевозчиком. Согласно Правилам перевозок, для этого требуется письменное заявление грузополучателя, в котором должны указываться его адрес и телефонный номер. Но на практике это можно согласовывать (определять) и в организационном договоре - способ извещений в этом случае может считаться установленным на все перевозки в рамках договора. Грузоотправитель и грузополучатель обязаны обеспечить круглосуточный прием извещений, исключая выходные и праздничные дни. Что касается последнего, то стороны (и грузополучатель) могут оговорить обязанность приема извещений и в такие дни (запрещающей нормы на этот счет нет).
Рассматриваемая статья сконструирована весьма подробно. Пунктом 5 настоящей статьи установлены правила относительно того, если извещения не было или сроки извещения нарушены, только вот расположить правила об этом целесообразнее было бы сразу после п. 2.
3. Императивной является и корреспондирующая с рассмотренными выше обязанностями перевозчика обязанность грузоотправителя (грузополучателя), получившего извещение, заблаговременно (заранее) указать перевозчику место, к которому должно быть подано судно. По общему правилу - не позднее чем через 2 часа после получения извещения о времени прибытия судна, но не о времени подачи. То есть перевозчик должен знать место подачи судна не позднее чем за 22 часа до подачи судна. В случае нарушения грузоотправителем (грузополучателем) этой обязанности он возмещает по требованию перевозчика понесенные убытки.
4. Перевозчик обязан подать судно в указанное грузоотправителем (грузополучателем) место. Под погрузку судно должно быть подано в состоянии, пригодном для перевозки соответствующих видов грузов. Если состояние судна непригодно для этого, п. 4 рассматриваемой статьи приравнивает это юридически к неподаче судна. В этом случае грузоотправитель вправе потребовать предоставить судно, отвечающее требованиям условий и правил перевозки соответствующего вида груза, и перевозчик обязан это требование выполнить. Как следует из данного пункта, речь идет прежде всего о коммерческой пригодности судна. Согласно ст. 71 настоящего Кодекса, пригодность судна в коммерческом отношении определяется грузоотправителем в случае, если погрузка осуществляется ими, а в остальных случаях - перевозчиками. Поэтому в случае, если погрузка осуществлялась грузоотправителем и затем произошла порча груза вследствие того, что грузоотправитель погрузил груз на непригодное в коммерческом отношении судно (аналогично, контейнер), от погрузки на которое грузоотправитель не отказался, то перевозчик подлежит освобождению от ответственности за несохранность данного груза. В такой ситуации ответственность перед грузополучателем за несохранность груза может быть возложена на грузоотправителя. Аналогичный вывод содержится в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 октября 2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта" (п. 15), которое хотя и касается железнодорожных перевозок, но правовая ситуация рассматривается в п. 15 практически идентичная. Что касается технической пригодности судна, то погрузка грузоотправителем груза в технически неисправное судно не освобождает перевозчика от ответственности за несохранность.
5. Нормативное время загрузки и разгрузки судна, о котором идет речь в п. 5 рассматриваемой статьи, представляет собой аналог сталийного времени при морских перевозках (ст. 130 КТМ РФ), а время, которое добавляется в случае нарушения сроков извещения или без извещения, к нормативному времени (не более 6 часов) вряд ли можно считать аналогом контрсталийного времени. Данное время, увеличенное на 6 часов, представляет собой то же время на загрузку (разгрузку) судна, увеличенное для подготовки к погрузочно-разгрузочным работам. Контрсталийное же время по КТМ РФ устанавливается самими сторонами в договоре, и оно предназначено для продолжения погрузочных работ. О нормативном времени загрузки (разгрузки) несколько подробнее в комментарии к п. 7 настоящей статьи.
6. Погрузка или разгрузка может осуществляться как перевозчиком, так и грузоотправителем (грузополучателем). Кто именно будет осуществлять такие работы, КВВТ РФ отдает на усмотрение сторонам в договоре, если иное не установлено Правилами перевозок грузов. Погрузка в контейнер и выгрузка из контейнера во всех случаях осуществляется грузоотправителем или грузополучателем. Если в Правилах перевозок грузов установлена императивно обязанность конкретной стороны в договоре выполнять погрузочные или разгрузочные работы, то в договоре перевозки такие условия должны быть соблюдены. Что касается непосредственно порядка погрузки или выгрузки определенных грузов, то ни ГК РФ, ни КВВТ РФ подробно этот порядок не регулируют - это компетенция Правил перевозок грузов.
7. Момент подачи судна к причалу - это время (до одной минуты) его ошвартовки на причале. Нормативное время загрузки и разгрузки судна, устанавливаемое в Правилах в соответствии с судо-часовыми нормами, носит по смыслу данного пункта диспозитивный характер, то есть стороны могут договором установить и сокращенное время. Что касается более длительного времени, то если нет условий, указанный в п. 5 настоящей статьи, оно не может устанавливаться сторонами. Судо-часовая норма - это определенное количество груза, которое подлежит погрузке на судно или выгрузке с судна в течение одного часа в тоннах. Порядок установления данных норм и их применения регулируется правилами перевозок. Они бывают двух видов: единые, устанавливаемые для сухогрузных судов на основе комплексных норм выработки и времени на погрузочно-разгрузочные работы и достигнутого среднего уровня механовооруженности причалов, а для наливных судов - на основе исследований по обоснованию оптимальной производительности грузовых работ при средних условиях грузовой обработки. Специальные - устанавливаемые для специализированных причалов как общего, так и необщего пользования при обработке сухогрузных судов, предусмотренные методическими указаниями по определению специальных судо-часовых норм и норм одновременной обработки грузов на причалах, при обработке наливных судов, также согласно инструкциям по определению специальных судо-часовых норм обработки нефтеналивных судов на причалах необщего пользования. Специальные нормы должны быть выше единых. Судо-часовые нормы устанавливаются с учетом следующего: конструкция судна, грузоподъемность, род и упаковка груза, навигационный объем грузовых работ, диаметр грузового трубопровода.
Судо-часовые нормы включают затраты времени на следующее:
сами грузовые работы;
отдых смен;
смены бригад;
установки и уборки перегрузочных механизмов и иного аналогичного оборудования;
перестановки вагонов, механизмов и судов во время грузовых работ;
определение массы грузов, крепления грузов, снятия пломб с целью определения качества грузов, зачистки грузовых помещений;
оформление транспортных документов.
Время на загрузку (разгрузку) судна, полагающееся по норме, определяют делением количества фактически погруженного (выгруженного) груза на соответствующую судо-часовую норму с округлением до 15 минут. Судо-часовые нормы утверждаются Минтрансом России и подлежат пересмотру. Единые - через 4 - 5 лет после проведения исследований с учетом изменений в технологии перегрузочных работ и механовооруженности причалов, специальные - каждый раз при изменении механовооруженности причалов и технологий перегрузочных работ в соответствии с методическими указаниями.
8. Технические нормы загрузки, устанавливаемые Правилами исходя из грузоподъемности судов и рода груза, применяются в случае их наличия в Правилах, если их нет - загрузка должна осуществляться до полной грузоподъемности (грузовместимости) судна или контейнера. В случае ограничения осадки судов, в частности, при изменении гарантированных глубин, правила настоящего пункта не применяются. Несколько подробнее о таком ограничении сказано в комментарии к ст. 77 настоящего Кодекса.
9. В п. 9 речь идет о правилах и способах размещения и крепления грузов на судах, рассмотренных в комментарии к ст. 72 комментируемого Кодекса. В случае если перевозчик, зная о нарушении при погрузке данных правил и способов, все же допустит такое размещение грузов, он не будет иметь право на возмещение ему убытков. Убытки, о которых идет речь, видимо, так же как и вообще ответственность по перевозке, должны ограничиваться реальным ущербом перевозчика.
10. Место, указанное грузоотправителем или грузополучателем для подачи судна, должно быть прежде всего пригодно для погрузки (разгрузки) судна. Оно должно быть оснащено необходимым оборудованием и обеспечивать выполнение грузовых работ согласно правилам перевозок грузов, включая нормативное время грузовых работ. Безопасность, о которой идет речь, должна быть в наличии по отношению как к судну, его оборудованию, снаряжению, так и к грузу. Само собой, что прежде всего оно должно соответствовать требованиям безопасности для людей. Если грузоотправитель (грузополучатель) укажет место, не отвечающее хотя бы одному из данных требований, перевозчик вправе потребовать указания места, соответствующего им. Впрочем, он может и самостоятельно переставить судно в такое место, в любом случае все расходы по перестановке судна, подвозом или вывозом груза будет нести грузоотправитель или грузополучатель - это императивное правило.
Другой комментарий к статье 73 КВВТ РФ
1. Комментируемая статья устанавливает основные обязанности участников перевозочного процесса в отношении подачи судна или контейнера под погрузку и выгрузку груза.
Обязанности перевозчика:
1) подать судно в порт погрузки груза, определенный заявкой грузоотправителя или договором перевозки груза;
2) известить перевозчика о времени прибытия судна в порт погрузки или выгрузки груза грузоотправителя или грузополучателя не позднее чем за 24 часа до прибытия судна, а о времени подачи судна под погрузку или выгрузку груза не позднее чем за 6 часов до подачи судна (если погрузка или выгрузка груза осуществляется грузоотправителем или грузополучателем). Если судно подано без извещения о времени его подачи или с нарушением указанных сроков, к нормативному времени загрузки и разгрузки судна добавляется время на подготовку к погрузочно-разгрузочным работам продолжительностью не более чем 6 часов. После извещения перевозчиком о времени прибытия судна в порт погрузки или выгрузки груза в силу п. 3 комментируемой статьи грузоотправитель или грузополучатель обязан заблаговременно (не позднее чем через 2 часа с момента извещения) указать место, к которому должно быть подано судно под погрузку или выгрузку груза.
Согласно п. 10 комментируемой статьи место, указанное грузоотправителем или грузополучателем, должно быть пригодно для погрузки и выгрузки груза, не должно представлять опасность для судна и (или) его экипажа. В случае если грузоотправителем или грузополучателем указано место, не пригодное для погрузки и выгрузки груза либо небезопасное для судна и (или) его экипажа, грузоотправитель или грузополучатель обязан по требованию перевозчика указать другое место погрузки или выгрузки груза. Расходы, связанные с подачей судна, а также с подвозом груза к другому месту погрузки груза или вывозом груза из другого места выгрузки груза, в указанном случае несет грузоотправитель или грузополучатель;
3) подать судно к указанному грузоотправителем, грузополучателем месту погрузки или выгрузки груза. При этом подача судна под погрузку в состоянии, не пригодном для перевозки определенного груза, приравнивается к неподаче судна. В этом случае перевозчик обязан по требованию грузоотправителя предоставить судно, пригодное для перевозки такого груза.
2. Пункты 6 - 10 данной статьи устанавливают порядок погрузки и выгрузки груза. Так, погрузка или выгрузка груза осуществляется перевозчиком или грузоотправителем, грузополучателем в порядке, предусмотренном договором, если иное не установлено правилами перевозок грузов. Погрузка груза в контейнер и выгрузка его из контейнера осуществляются грузоотправителем и грузополучателем.
Сроки погрузки и выгрузки груза исчисляются с момента подачи судна к причалу.
Нормативное время загрузки и разгрузки судна определяется в соответствии с судо-часовыми нормами загрузки и разгрузки судов (см., например, Судо-часовые нормы загрузки-разгрузки судов с экспортно-импортными грузами на причалах общего пользования, утв. Департаментом речного транспорта Минтранса России 26 декабря 1994 г.).
При определении нормативного времени стоянки судов под грузовыми операциями предлагается руководствоваться следующим.
Например, для судов открытого типа при грузовой обработке полуоткрытых и закрытых судов нормы уменьшаются на 10 и 20% соответственно. При выгрузке слежавшихся, смерзшихся и окаменелых грузов, составляющих до 50% общего количества груза, судо-часовые нормы применяются с коэффициентом, пропорциональным проценту слежалости, смерзлости, окаменелости, который устанавливается комиссией в составе представителей администрации и капитана. Причем заключение комиссии оформляется актом. Если часть слежалого, смерзшегося и окаменелого груза превышает 50% от общего количества, устанавливается разовая судо-часовая норма. При перегрузке металлов, тяжеловесов и тарно-штучных грузов судо-часовые нормы устанавливаются независимо от того, загружается или разгружается судно (варианты судно - склад и обратно).
Судо-часовые нормы устанавливают число тонн груза, подлежащего погрузке в судно (выгрузке из судна) в течение часа, предназначаются для определения нормативного времени стоянки судов под грузовыми операциями и подразделяются следующим образом:
а) единые - устанавливаемые для сухогрузных судов обработки;
б) специальные - устанавливаемые для специализированных причалов общего и необщего пользования при обработке сухогрузных судов.
Причем, как правило, специальные судо-часовые нормы должны быть выше единых норм.
Судо-часовые нормы устанавливаются в зависимости от конструкции судов и их грузоподъемности, рода перегружаемого груза, вида его упаковки, навигационного объема грузовых работ на причале и диаметра грузового трубопровода.
В судо-часовых нормах предусмотрено время, необходимое для выполнения непосредственно грузовых работ, принятия пищи, отдыха и смены бригад портовых рабочих, а также для выполнения следующих подготовительных, заключительных и других работ, связанных с загрузкой-разгрузкой судов:
а) установки и уборки мостков, перегрузочных механизмов, стоек, подкладок, прокладок, прокатных дорожек, добавочного настила на слани, шлангов, временных вентиляционных и других приспособлений;
б) перестановки вагонов, механизмов и судов у причалов во время выполнения грузовых работ;
в) определения массы грузов, замеров взлива нефтепродуктов, сепарации и крепления грузов в трюмах и на палубах, сооружения крыш для экспортных пиломатериалов, снятия проб грузов с целью определения их качества, зачистки трюмов и палуб сухогрузных судов от остатков грузов, оформления транспортных документов.
Соглашением сторон может быть установлено сокращенное время по сравнению с нормативным временем загрузки и разгрузки судов.
При невыполнении условий погрузки груза на судно и размещения груза на судне погрузка груза может быть остановлена перевозчиком и им может быть составлен соответствующий акт согласно правилам перевозок грузов, а виновной стороной в установленном законодательством Российской Федерации порядке возмещаются причиненные убытки.
3. Отметим, что в настоящее время на внутреннем водном транспорте Российской Федерации погрузочно-разгрузочные работы осуществляют более 600 субъектов предпринимательской деятельности, имеющих лицензии (в том числе судостроительные, судоремонтные заводы, нетранспортные промышленные предприятия и прочие организации, имеющие причалы).
Кроме того, в последнее время возникло большое количество хозяйствующих субъектов, не имеющих лицензий, в связи со вступлением в силу Федерального закона от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" <188>, который исключил погрузочно-разгрузочные работы в речных портах из списка лицензируемых видов деятельности (за исключением погрузки-разгрузки опасных грузов).
--------------------------------
<188> Федеральный закон от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 27. Ст. 2719.
Практика показывает, что на территории одного порта или города часто действует несколько стивидорных (погрузочно-разгрузочных) компаний. Например, на территории порта ЗАО "Порт Нижнеленинский" (на реке Амуре) создано ОАО "Нижнеленинский международный речной порт". В акватории порта Хабаровск погрузочно-разгрузочные работы осуществляют: ОАО "Хабаровский речной торговый порт", ОАО "Амурское пароходство", ЗАО "Торговый порт Покровка", ОАО "Хабаровскнефтепродукт".
В черте г. Вологды перегрузочную деятельность осуществляют три хозяйствующих субъекта: ОАО "Вологодский речной порт", ОАО "Промхимпорт" и ООО "Вологдапорт-2".