(статья утратила силу с 19 апреля 2011 года - Федеральный закон от 5 апреля 2011 года N 47-ФЗ)
Комментарий к статье 58 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
Портовый сбор - это установленный возмездный платеж (если он был бы безвозмездным - то это налог), взимаемый с судов в портах при оказании портом определенных видов услуг. На правовую природу портового сбора единой точки зрения нет. Согласно одной точке зрения, портовые сборы подразделяются на:
сборы налогового характера;
сборы гражданско-правового характера.
Это объясняется, в частности, тем фактом, что по ряду сборов устанавливается порядок их расчета, установления и уплаты в централизованном порядке (в частности, по субъектам монополий в портах), а характер и объем оказываемых услуг не соответствуют суммам сбора. Согласно другой точки зрения, природа портового сбора согласуется с правилом ст. 424 ГК РФ, согласно которой в предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными органами государственной власти. Поэтому портовый сбор является платой за услуги судам в портах и имеет полностью гражданско-правовой характер. В НК РФ портовые сборы в числе налогов не названы. Но НК РФ понимает под сбором плату за действия органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц. Там нет и не может быть речи о каких-либо договорах вообще. Поэтому, если портовый сбор взимается органом государственной власти, он должен пониматься как сбор в смысле налогового законодательства. Но сами порты не являются органами власти, а смысл портового сбора заключается именно в оплате портовых услуг. Поэтому можно считать и так, что он имеет гражданско-правовую природу. Просто не всегда можно урегулировать гражданско-правовые отношения только диспозитивными методами.
Порядок рассмотрения вопросов по установлению сборов с судов на ВВТ, в том числе за услуги портов, устанавливается в порядке, определенном Правительством РФ, а конкретными полномочиями по установлению такого порядка наделяются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, в частности, Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2008 г. N 293 "О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей". Согласно Перечню, прилагаемому к Положению, государством регулируются следующие виды услуг естественных монополий в речных портах: обеспечение безопасности в порту, услуги буксиров, хранение грузов, погрузка и выгрузка грузов, обеспечение лоцманской проводки, комплексное обслуживание флота, обслуживание пассажиров, предоставление судам рейдов, якорных стоянок, защитных сооружений и причалов порта.