Статья 56. Основные требования к эксплуатации портов

1. Владельцы причалов портов должны обеспечить безопасные подходы для судов, безопасную стоянку судов у таких причалов, иметь склады, средства измерений массы грузов, погрузочно-разгрузочное оборудование, устройства и приспособления для посадки, высадки пассажиров и их пребывания в ожидании судна, а в необходимых случаях и железнодорожные подъездные пути для подачи вагонов в порты и уборки вагонов из портов.Средства измерений массы грузов должны удовлетворять установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требованиям к средствам измерений, применяемым в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.

2. Эксплуатируемое в портах погрузочно-разгрузочное оборудование должно соответствовать требованиям технических регламентов. Контроль за содержанием и ремонтом такого оборудования, безопасным проведением работ осуществляется непосредственно владельцами указанного оборудования.(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

3. В портах должны быть средства для защиты окружающей среды, приема и обработки хозяйственно-бытовых и нефтесодержащих вод, других отходов, а также средства для осуществления работ по спасанию судов в пределах акватории порта и ликвидации пожаров.

Комментарий к статье 56 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ

Правила, вернее, требования, установленные настоящей статьей, носят строго императивный характер, они устанавливаются в равной степени для всех портов, независимо от их значения и независимо от того, в какой собственности находится портовое имущество.

Функционирование порта как сложного транспортного объекта, с учетом заходящих и обрабатываемых в портах судов, предопределяет такое императивное правило. Все оборудование в портах должно постоянно соответствовать требованиям установленных государственных стандартов, техническим нормам и правилам. Правило о надзоре за состоянием и эксплуатацией портового оборудования устанавливается в законодательстве о государственном промышленном надзоре и контроле, об энергетическом надзоре. Смысл правила данной статьи в императивной обязанности владельцев портов, портовых ГТС и иного портового имущества обеспечивать безопасность судоходства в акватории и на территории (как бы странно последнее ни звучало) порта и безопасность функционирования самого порта как единого комплекса, как предприятия. Надзор за соблюдением требований экологической и санитарной безопасности в порту осуществляется органами государственного природного надзора и санитарно-эпидемиологического надзора. При планировании технического переоснащения порта и в иных проектах, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду, является обязательным проведение государственной экологической экспертизы.

Другой комментарий к статье 56 КВВТ РФ

1. В настоящее время речные порты, построенные и оснащенные для обеспечения грузовых перевозок, обладают значительными резервами.

Однако при наличии этих резервов большинство портов не соответствует современным требованиям рынка по состоянию и составу техники, по развитию портовых терминальных комплексов. Например, износ перегрузочной техники в портах составляет около 50%, в том числе средств малой механизации - 80%. Нехватка современных погрузочно-разгрузочных комплексов сдерживает развитие перевозок, прежде всего смешанных и контейнерных.

В соответствии с Концепцией развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации в период с 2006 по 2015 г. будут разработаны и осуществлены меры по повышению эффективности управления федеральной собственностью. Для повышения эффективности управления федеральной собственностью на внутреннем водном транспорте будет оптимизирована ее структура. В связи с этим будет обеспечено проведение классификации федеральной собственности по двум группам - имущество, необходимое для осуществления функций и задач государства на внутреннем водном транспорте, и федеральная собственность, находящаяся в коммерческом использовании и подлежащая отчуждению в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации.

В целях улучшения условий эксплуатации федерального имущества на внутреннем водном транспорте, усиления контроля государства за его использованием и обеспечения поступления доходов в федеральный бюджет в виде арендной платы планируется создание эксплуатационного федерального государственного унитарного предприятия, передача на его баланс с закреплением на праве хозяйственного ведения федерального имущества, запрещенного к приватизации и находящегося в настоящее время в пользовании акционерных обществ.

2. Владельцы причалов портов должны обеспечить:

- безопасные подходы для судов;

- безопасную стоянку судов у таких причалов;

- иметь склады, средства для определения массы грузов;

- погрузочно-разгрузочное оборудование;

- устройства и приспособления для посадки, высадки пассажиров и их пребывания в ожидании судна, а в необходимых случаях железнодорожные подъездные пути для подачи вагонов в порты и уборки вагонов из портов.

За неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности владельцы причалов портов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, помимо административной и уголовной ответственности, владельцы причалов портов могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности.

Так, например, пароходство обратилось в арбитражный суд к ООО о взыскании убытков в виде стоимости восстановительного ремонта судна, поврежденного в результате аварии.

Решением, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, в удовлетворении исковых требований отказано. При этом суды исходили из того, что вина ответчика в причинении ущерба истцом не доказана, не доказан также размер убытков.

Судом установлено, что между пароходством (арендодатель) и ООО (арендатор) заключен договор транспортного средства с экипажем. По распоряжению работника ответчика арендованное им судно, выполняя коммерческую операцию, переходило с грузом на другое место швартовки и в процессе этого перехода натолкнулось на подводное препятствие и получило пробоину в днище, через которую стала поступать вода и создалась угроза затопления судна.

Заключением ГРСУ установлено, что ответственность за имевшее место транспортное происшествие несет ООО, допустившее движение арендованного транспортного средства по акватории порта без акта траления и не имеющее информации об отсутствии подводных препятствий и, таким образом, не обеспечившее безопасность подхода судна к причалу, в результате чего произошло повреждение корпуса танкера с затоплением машинного отделения (нарушение п. 1 ст. 56 КВВТ РФ).

Заключению судом не дано надлежащей оценки.

Из пояснений представителя истца, данных суду кассационной инстанции, следует, что вступившим в законную силу решением суда установлена вина ООО в произошедшем повреждении арендованного судна.

Факты, установленные судебными актами по вышеназванному делу, могут иметь преюдициальное значение для разрешения настоящего спора и подлежат оценке с учетом требований статьи 69 АПК РФ.

Суд постановил дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции <158>.

--------------------------------
<158> Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 апреля 2004 г. N КГ-А40/2306-04.

С 9 ноября 2011 г. согласно Федеральному закону от 07.11.2011 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" п. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что средства измерений массы грузов должны удовлетворять установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требованиям к средствам измерений, применяемым в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.

Основные требования к средствам измерений установлены ст. 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", согласно которой к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями названного закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований.

В состав обязательных требований к средствам измерений включаются:

- обязательные метрологические требования к измерениям;

- обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений;

- требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений.

Кроме того, при применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.

Конструкция средств измерений должна обеспечивать ограничение доступа к определенным частям средств измерений (включая программное обеспечение) в целях предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства, которые могут привести к искажениям результатов измерений.

Приказом Минпромторга России от 15.02.2010 N 122 утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по отнесению технических средств к средствам измерений.

В случае принятия решения об отнесении технического средства к средствам измерений данное решение оформляется в виде приказа Федерального агентства об отнесении технического средства к средствам измерений.

3. Эксплуатируемое в портах погрузочно-разгрузочное оборудование должно соответствовать требованиям правил, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Контроль за содержанием и ремонтом такого оборудования, безопасным проведением работ осуществляется:

- владельцами такого оборудования;

- территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области горного и промышленного надзора;

- территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области энергетики.

4. В портах должны быть средства для защиты окружающей среды, приема и обработки хозяйственно-бытовых и нефтесодержащих вод, других отходов, а также средства для осуществления работ по спасанию судов в пределах акватории порта и ликвидации пожаров.

Остались вопросы по ст 56 КВВТ РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 56 КВВТ РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.