(Утратила силу с 30 августа 2012 года - Федеральный закон от 28 июля 2012 года N 131-ФЗ)
Комментарий к статье 54 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
1. Для всех видов портов, включая устьевые и порты, в которых установлен морской режим судоходства, функции портовых властей возложены на БОГУ на ВВТ соответствующих бассейнов. По решению Минтранса России (Росморречфлота) в остальных портах могут создаваться администрации портов, которые представляют собой аналог морских администраций портов (МАП). При тенденции разделения в системе управления ВВТ административных и хозяйственных функций (см. комментарий к ст. 4 Кодекса) представляется целесообразным осуществить это и в сфере деятельности портов.
2. Портовые власти предназначены для обеспечения безопасности на территории и акватории порта, обеспечения интеграции портовой инфраструктуры в единую транспортную систему, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории и акватории порта, обеспечение отчетности о деятельности порта как единого транспортного комплекса, нормативно-правовое в рамках порта обеспечение его деятельности. Что касается передачи отдельных хозяйственных функций портовых властей юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в порту, то следует при этом соблюдать интересы прежде всего обеспечения безопасности судоходства, в связи с чем представляется вполне обоснованным передача хозяйственных функций в портах филиалам специализированного государственного предприятия.
Другой комментарий к статье 54 КВВТ РФ
1. Функции портовых властей возлагаются на бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте:
- в портах, открытых для захода и обслуживания иностранных судов;
- в расположенных в устьях рек портах, в которых осуществляется государственный надзор за торговым мореплаванием.
В других портах по решению федерального органа исполнительной власти в области транспорта могут создаваться государственные администрации портов внутреннего водного транспорта, осуществляющие свою деятельность в соответствии с положением, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Следует отметить, что в соответствии с Концепцией развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации статуса бассейновых управлений, а также освобождения их от несвойственных государственным учреждениям функций необходимо провести их структурную перестройку. Для этого на базе государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления за бассейновыми управлениями, предусматривается создать предприятия по видам деятельности (промышленные, строительно-монтажные, по обслуживанию флота и другие). Эти предприятия будут создаваться преимущественно путем внесения государственного имущества в уставный капитал открытых акционерных обществ, 100% акций которых будет находиться в федеральной собственности. В дальнейшем акции указанных предприятий планируется приватизировать в соответствии с законодательством о приватизации.
В процессе реорганизации государственных унитарных предприятий связи технические средства связи, необходимые для регулирования движения флота и обеспечения безопасности судоходства, будут передаваться бассейновым управлениям.
В результате указанных преобразований бассейновые управления будут более эффективно выполнять функции государственного заказчика работ (услуг) по содержанию и развитию внутренних водных путей, а также функции по регулированию и обеспечению безопасности судоходства.
2. Основными задачами и функциями портовых властей являются:
- обеспечение безопасности судоходства и работы в акватории порта;
- сотрудничество с соответствующими государственными органами;
- организация и осуществление работ по предотвращению и ликвидации последствий загрязнения акватории порта нефтью;
- осуществление мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- организация приема и обработки отходов с судов;
- осуществление работ по спасанию судов в пределах акватории порта и ликвидации пожаров на судах, находящихся в порту;
- представление статистических данных о деятельности порта.
Отдельные виды хозяйственной деятельности, осуществляемые портовыми властями, могут быть переданы юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в порту (см. комментарий к ст. 59).