1. Портовые гидротехнические сооружения, перегрузочные комплексы, причалы, служебные здания и иное расположенное в порту имущество могут находиться в любой собственности.Средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения, объекты и сооружения, входящие в системы управления движением судов, оборудование технологической связи речного транспорта, объекты и средства автоматической информационной системы, единой службы контроля судоходства и управления судоходством могут находиться только в федеральной собственности.
2. Находящиеся в государственной или муниципальной собственности портовые гидротехнические сооружения, перегрузочные комплексы, причалы, служебные здания и иное расположенное в порту имущество (за исключением средств навигационного оборудования и других объектов навигационно-гидрографического обеспечения, объектов и сооружений, входящих в системы управления движением судов, оборудования технологической связи речного транспорта, объектов и средств автоматической информационной системы, единой службы контроля судоходства и управления судоходством) могут отчуждаться из государственной или муниципальной собственности в собственность физических лиц или юридических лиц в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о приватизации, при условии использования приватизируемого имущества в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта.
3. Договор аренды находящегося в федеральной собственности и относящегося к недвижимому имуществу объекта порта заключается без проведения торгов с лицом, которому на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления принадлежит относящийся к недвижимому имуществу смежный объект инфраструктуры порта, если этот смежный объект по своим техническим характеристикам, месту нахождения, назначению неразрывно связан с указанным объектом порта и обеспечивает технологический процесс оказания услуг в порту.Критерии неразрывной связи находящегося в государственной собственности и относящегося к недвижимому имуществу объекта порта со смежным объектом порта, относящимся к недвижимому имуществу и принадлежащим лицу на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
4. В случае, если правом на заключение договора аренды находящегося в федеральной собственности и относящегося к недвижимому имуществу объекта порта желают воспользоваться несколько лиц, обладающих предусмотренным пунктом 3 настоящей статьи правом заключения договора без проведения торгов, проведение торгов между этими лицами является обязательным.
5. Заключение о наличии неразрывной связи объектов порта, указанных в пункте 3 настоящей статьи, и об обеспечении технологического процесса оказания услуг в порту выдает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта.
6. Порядок сдачи в аренду находящихся в федеральной собственности и относящихся к недвижимому имуществу объектов порта и типовые условия соответствующих договоров аренды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности.
Комментарий к статье 53 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
1. Порты и находящиеся на их территории и акватории сооружения являются одной из важнейших составляющих инфраструктуры внутреннего водного транспорта. Их правовой статус определяется нормами различных отраслей права, что предопределяется как спецификой самих портов, так и произошедшим не так давно отходом в данной области от тотального огосударствления. Порт представляет собой имущественный комплекс, кроме того, это сложный транспортный узел, здесь осуществляется взаимодействие нескольких видов транспорта, что предопределяет и многогранность правового регулирования отношений, возникающих как с участием порта, так и иных субъектов, осуществляющих свою деятельность в пределах его территории и акватории. Речные порты, выделившиеся из речных пароходств, составляют единую портовую инфраструктуру, взаимодействующую с объектами инфраструктуры иных видов транспорта, поэтому их развитие должно быть сопряжено и согласовано с программами в иных транспортных областях.
Вообще все порты подразделяются:
по назначению, по географическому положению;
по отношению к уровню воды;
по годовой продолжительности эксплуатации;
по отношению к международным транспортным путям и внешнеэкономическим связям.
По назначению порты подразделяются на:
1) транспортные;
2) военные;
3) специализированные;
4) промысловые.
Встречается еще выделение в самостоятельный вид портов-убежищ, которые специально предназначаются для укрытия от негативных метеоусловий.
Транспортный порт - это порт, который предназначен для осуществления перевозок грузов и пассажиров и передачи их с одного транспорта на другой.
Можно вспомнить, что согласно ст. 3 комментируемого Кодекса речной порт представляет собой комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории ВВП, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта.
Предметом регулирования данной главы являются прежде всего порты, соответствующие данному определению - порты транспортные. Соответственно, в специализированных портах также нормы данной главы применяются с учетом их специфики и с учетом специальных правил о таких портах.
Речные порты могут находиться на свободных реках. Их в этом случае подразделяют на:
1) русловые, акватория и причальный фронт которых располагаются непосредственно в русле рек;
2) внерусловые - когда порты располагаются в затонах.
Порты, расположенные в верхних бьефах водохранилищ, называют водохранилищными портами. Порты, расположенные в устьях рек, где совмещены внутренние водные и морские пути, называются устьевыми. В акваториях таких портов часто устанавливается режим морского судоходства, что накладывает отпечаток на правовое регулирование многих аспектов судоходства в акваториях таких портов (см. комментарий к ст. 1, гл. 6, 7 и 11 Кодекса).
В зависимости от годовой продолжительности периода эксплуатации портов, все они подразделяются на постоянные и временные. Постоянные порты эксплуатируются в течение всего периода навигации, а временные - только в определенные период навигации. Это обусловливается чаще всего природно-климатическими и навигационно-гидрографическими условиями.
По отношению к внешнеэкономическим связям порты подразделяются на:
1) внутреннего;
2) международного;
3) мирового значения.
В такой их градации не последнюю роль играет район расположения порта, но в последнее время с учетом роста мировых грузопотоков есть тенденция к росту портов международного значения.
В настоящее время на ВВП РФ находится около 130 речных портов, международное значение из них имеют более десяти. Несколько десятков портов являются стратегическими предприятиями, более сорока признаны субъектами естественных монополий. В рамках Концепции реформирования системы управления ВВП, помимо указанного при рассмотрении гл. 1 КВВТ РФ разделения управленческих и хозяйственных функций на ВВТ в целом, предусматриваются основные задачи в сфере речных портов:
совершенствование имущественных отношений;
совершенствование системы управления;
совершенствование налоговых отношений.
Юридически данная статья рассматриваемой главы устанавливает правовой режим собственности на портовые ГТС и иные сооружения и средства (весьма лаконично), а также порядок доведения до всеобщего сведения перечня портов общего пользования и порядок открытия портов для иностранных судов.
Разгосударствление объектов инфраструктуры ВВП привело к необходимости того, что портовые ГТС, перегрузочные комплексы, СНО, причалы (как обычные, так и дебаркадеры), здания, сооружения и иное имущество, находящееся на территории и в акватории порта, могут находиться в любой из форм собственности (см. комментарий к ст. 15 комментируемого Кодекса): государственной (федеральной и субъектов РФ), муниципальной, частной и в иных. При этом сама акватория ВВП может находиться только в федеральной собственности, как часть внутренних водных путей (см. комментарий к ст. 55 КВВТ РФ). То есть правовой режим имущества, находящегося в порту, как движимого, так и недвижимого, устанавливается согласно общим правилам гражданского законодательства и конкретизирующими его актами. Правовой режим территории (части земной поверхности) и акватории порта устанавливается в соответствии с земельным и водным законодательством, на основании общих правил, содержащихся в Конституции РФ и ГК РФ. При этом ГТС и иное портовое имущество, обслуживающее участки, находящиеся на трассах Северного морского пути (к ним должны относиться портовые ГТС в устьях соответствующих рек), атомный, гидрографический, ледокольный, учебный флот, имущество, составляющее системы управления движением судов (СУДС), имущество органов государственного надзора на ВВТ находятся в федеральной собственности и приватизации не подлежат. В связи с тем что в данной статье установлена возможность нахождения портовых ГТС в любой собственности, необходимо отличать портовые ГТС от судоходных ГТС, последние могут находиться только в федеральной собственности, как и сами внутренние водные пути. Судоходные ГТС могут только свободно использоваться в целях судоходства, в том числе портами. Таким образом, рассматриваемая статья недвусмысленно устанавливает многообразие форм собственности на портовые ГТС, средства НГО, здания, сооружения - словом, на объекты портовой инфраструктуры. Между тем в свое время (тогда еще действовал старый УВВТ СССР) Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2284 "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ" запрещено было приватизировать причалы и причальные комплексы как портовые ГТС, на данный Указ ссылаются иногда и сейчас. Следует определиться, что весомее в данной сфере - очень давний президентский указ или основной федеральный закон в области внутреннего водного транспорта. Применительно к рассматриваемой сфере наиболее соответствуют реалиям (не забывайте про статус автора, не ругайте его) полномочия собственника федерального транспортного ведомства в отношении федерального портового имущества. В настоящее время имеется тенденция предоставления большей самостоятельности субъектам РФ в области речных портов.
Все портовые ГТС подлежат государственной регистрации. Также подлежат регистрации права на них, обременения этих прав и сделки с сооружениями, что следует из правила ст. 22.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Определение гидротехнических сооружений вообще установлено Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений". Но данный Закон не содержит определений судоходных и портовых ГТС, поэтому даже при применении норм данного Закона следует применять определения, содержащиеся в ст. 3 КВВТ РФ. Все ГТС, в том числе и портовые, регистрируются в Регистре ГТС, а права на них - в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Первым этапом в регистрации является декларирование безопасности ГТС, а декларация безопасности является основанием для регистрации и утверждается надзорным органом. Срок государственной регистрации ГТС составляет три месяца с момента принятия регистрирующим органом декларации безопасности. При регистрации ГТС присваивается семнадцатизначный код регистрации. Разрешение на эксплуатацию ГТС эксплуатирующий субъект получает только после регистрации. Регистрация прав на ГТС, их возникновения, изменения, перехода осуществляется путем выдачи свидетельств, а регистрация сделок - путем совершения регистрационной надписи на документах, отражающих их содержание.
2. Перечень портов с указанием портов общего пользования подлежит опубликованию в сборнике правил и тарифов и представляет собой таблицу, в которой содержатся наименование порта, виды операций, выполняемых в порту, порты, открытые для международного сообщения, место нахождения порта, субъект РФ, в котором находится порт, наименования организаций, выполняющих погрузочно-разгрузочные работы и обслуживание пассажиров. Несколько десятков портов установлены как порты общего пользования.
Решение об открытии порта для захода судов под флагами иностранных государств принимается Правительством РФ, после чего такой порт подлежит включению в указанный перечень. Правительством РФ принимается решение и о закрытии порта для иностранного флага. В частности, распоряжением Правительства РФ от 13 октября 2006 г. N 1431-р закрыт для международного сообщения и захода иностранных судов речной порт Комсомольск-на-Амуре.
В настоящее время создаются портовые особые экономические зоны (ОЭЗ) сроком на 49 лет, эффективность которых может быть оценена в будущем.
Другой комментарий к статье 53 КВВТ РФ
1. В соответствии со ст. 3 комментируемого Кодекса под речным портом (далее также - порт) понимается комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта.
В настоящее время на внутренних водных путях России функционирует 128 портов.
Речные порты - это сложная система, своеобразные транспортные узлы, обеспечивающие стыковку практически всех видов транспорта.
Материально-техническая база речных портов разнообразна и включает сооружения, обеспечивающие безопасность стоянки и движения судов в портах (молы, волноломы, подходные каналы), причалы, на которых производятся погрузо-разгрузочные работы, перегрузочное оборудование (краны, авто- и электропогрузчики), склады (крытые и открытые), железнодорожные пути, портовый флот (буксиры, катера), ремонтные мастерские, бункеровочные базы, средства связи и т.д. При этом одновременно с коммерческой деятельностью в речных портах осуществляется решение важнейших государственных задач, связанных с обеспечением потребностей населения страны в речных перевозках.
Эффективное управление таким комплексом требует оптимальной структуры управляющего аппарата и четкой законодательной основы.
Безусловно, существующая нормативно-правовая база не решает всех проблем, возникающих между организациями внутреннего водного транспорта, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации. Так, остались неохваченными вопросы, связанные с функционированием и развитием речных портов и осуществлением государственного управления транспортными объектами. Это, в свою очередь, привело как к снижению объемов грузооборота в речных портах Российской Федерации, так и к ослаблению государственного контроля и надзора, которые имеют федеральное значение для нормального функционирования и развития экономики государства в целом. Кроме того, отсутствие необходимой нормативной базы на практике приводит к ряду сложностей при взаимодействии субъектов портовой деятельности, что является предпосылкой для определенного рода нарушений и отсутствия возможности эффективного контроля со стороны государственных органов.
В ходе проведения экономических преобразований в Российской Федерации в речных портах произошли кардинальные изменения в хозяйственной сфере - это приватизация, акционирование, образование новых коммерческих организаций, занимающихся стивидорной, транспортной, экспедиторской, агентской и другими видами деятельности.
Приватизация государственных предприятий начиная с 1992 года осуществлялась на основании Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" <147>, планов (программ) приватизации федерального имущества на соответствующий год, утверждаемых распоряжением Правительства Российской Федерации, а также Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" <148>.
--------------------------------
<147> Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 4. Ст. 251.
<148> Указ Президента РФ от 1 июля 1992 года N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. N 1. Ст. 3 (утратил силу).
В соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 1748-р <149> и от 26 мая 2005 г. N 652-р <150> в ведении Росморречфлота находятся 46 федеральных государственных унитарных предприятий и 76 федеральных государственных учреждений, из них в Перечень стратегических предприятий, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009 <151>, входят 4 федеральных государственных унитарных предприятия (Канал имени Москвы, Росморпорт, Гидрографическое предприятие и Морсвязьспутник).
--------------------------------
<149> Перечень федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Росморречфлота, утв. распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 1748-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 2. Ст. 177.
<150> Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Росморречфлота, утв. распоряжением Правительства РФ от 26 мая 2005 г. N 652-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 22. Ст. 2185.
<151> Указ Президента РФ от 4 августа 2004 г. N 1009 "Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 32. Ст. 3313.
В настоящее время имущество, находящееся на территории порта (портовые гидротехнические сооружения, навигационное и гидрографическое оборудование, перегрузочные комплексы, причалы, служебные здания и др.), может находиться в любой собственности.
Отнесение находящегося на территории порта государственного имущества к федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" <152>.
--------------------------------
<152> Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. N 3. Ст. 89.
2. С 8 декабря 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 30 октября 2007 г. N 240-ФЗ (далее - Закон), который позволяет создавать портовые особые экономические зоны.
Портовые особые экономические зоны (далее - портовые ОЭЗ) будут создаваться на территориях морских и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, а также на территориях, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта. Портовые ОЭЗ не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров. Портовые ОЭЗ создаются на участках территории, которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более чем пятьдесят квадратных километров. Портовая ОЭЗ может располагаться на территориях нескольких муниципальных образований, а также включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования (ч. 1 ст. 1 Закона).
В соответствии с изменениями, внесенным в ч. 6 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", портовые ОЭЗ будут создаваться на сорок девять лет, в отличие от других особых экономических зон, которые создаются на двадцать лет.
На момент создания портовой ОЭЗ образующие ее земельные участки (в том числе предоставленные для размещения и использования объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур этой зоны) могут находиться во владении и (или) в пользовании граждан или юридических лиц. На этих земельных участках могут быть расположены находящиеся в государственной, муниципальной либо частной собственности объекты инфраструктуры, используемые при осуществлении портовой деятельности. В этом случае к заявке на создание портовой ОЭЗ на основе объектов инфраструктуры речного порта должно быть приложено согласие в письменной форме владельца или владельцев этих объектов, находящихся на территории, предназначенной для создания портовой ОЭЗ. Согласие владельцев не может быть отозвано до момента заключения соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне (ч. ч. 2 и 3 ст. 1 Закона).
В соответствии с ч. 5 ст. 1 Закона резидентом портовой ОЭЗ может быть признана коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении своей деятельности.
Резидент портовой ОЭЗ вправе осуществлять в особой экономической зоне только портовую деятельность, а также деятельность по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры речного порта. При этом под портовой деятельностью понимаются: погрузочно-разгрузочные работы; складирование и хранение товаров, а также оказание транспортно-экспедиторских услуг; снабжение и снаряжение судов или воздушных судов; ремонт, техническое обслуживание, модернизация; переработка водных биологических ресурсов; операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке; простые сборочные и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара; биржевая и оптовая торговля товарами; обеспечение функционирования объектов инфраструктуры (ч. 6 ст. 1 Закона).
3. Порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования.
Перечень портов с указанием портов общего пользования, видов осуществляемых в портах операций и расстояний между такими портами публикуется для общего сведения в сборнике правил и тарифов внутреннего водного транспорта. Данный перечень утверждается с целью обеспечения недискриминационного доступа всех хозяйствующих субъектов к услугам портовой деятельности.
4. Водные пути системы европейской части страны входят в состав важнейших внутренних водных путей международного значения в соответствии с Европейским соглашением о внутренних водных путях международного значения <153> - СМВП (далее - Соглашение СМВП), подписанным Российской Федерацией.
--------------------------------
<153> Европейское соглашение о важнейших внутренних водных путях международного значения (СМВП/AGN) (вместе с Перечнем внутренних водных путей международного значения, Перечнем портов внутреннего плавания международного значения, Техническими и эксплуатационными характеристиками внутренних водных путей международного значения, Классификацией европейских внутренних водных путей международного значения) (заключено в г. Женеве 19 января 1996 г.). Соглашение вступило в силу 26 июля 1999 г. Россия подписала Соглашение 26 сентября 1997 г. (Постановление Правительства РФ от 24 сентября 1997 г. N 1211) и утвердила (Постановление Правительства РФ от 21 июля 2000 г. N 547). Соглашение вступило в силу для России 29 августа 2002 г. // Бюллетень международных договоров. 2002. N 12. С. 12 - 36.
В настоящее время перевозки грузов и пассажиров осуществляются судами под российским флагом - решение об открытии порта для захода и обслуживания иностранных судов принимается Правительством Российской Федерации крайне редко <154>. Существует целый ряд сдерживающих факторов открытия внутренних водных путей для плавания судов под иностранным флагом, к которым в первую очередь следует отнести:
--------------------------------
<154> См., например: распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. N 1757-р // //www.government.ru.
- состояние инфраструктуры внутреннего водного транспорта;
- отсутствие правового механизма привлечения внебюджетных инвестиций в строительство и модернизацию инфраструктуры внутреннего водного транспорта;
- низкую конкурентоспособность транспортного флота;
- недофинансирование содержания внутренних водных путей;
- неурегулированность имущественных отношений между государством и хозяйствующими субъектами.
В соответствии с подписанными Российской Федерацией международными обязательствами будет осуществляться подготовка внутренних водных путей к открытию для прохода судов под флагом иностранного государства.
Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 203-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" судам под иностранными флагами разрешено плавать по рекам России. При этом общее количество людей на них не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать. Передвижение судов под флагами иностранных государств по внутренним водным путям осуществляется в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.
Данные нововведения направлены на развитие в Российской Федерации водного туризма, в том числе въездного, увеличение притока валютных поступлений в экономику страны за счет общего увеличения потока иностранных туристов в Россию, роста налоговых отчислений, а также объема работ российских компаний, занятых в сервисном обслуживании спортивных и прогулочных судов.
С осени 2011 г. планируется выдача разрешений владельцам иностранных туристических судов и яхт, на борту которых будут находиться не более 18 человек, включая членов экипажа.
Однако следует отметить, что данное ограничение будет скорее сдерживать развитие не только водного туризма, но и экономики страны в целом.
Правительство РФ наделяется полномочиями по утверждению перечня портов и внутренних водных путей, открываемых для захода и плавания таких судов.
По итогам 2010 г. доля туризма в ВВП России составила всего 2,5%. Доля морского и речного туризма не превышает 3%. Совокупный рынок российских круизных перевозок в 2010 г. составил 8 млрд. руб. Это объясняется тем, что 60% судов российского пассажирского и туристического флота имеет срок эксплуатации 40 - 60 лет. Открытие российских рек для иностранцев обострит конкуренцию и заставит отечественный речной бизнес вкладывать деньги в строительство новых судов. По данным только Всероссийской федерации парусного спорта, к ним поступает около 5000 запросов из-за рубежа на проход по внутренним водным путям <155>. Однако открытым остается вопрос упрощения разрешительных процедур для иностранцев, поскольку сейчас на разрешение требуются визы восьми ведомств, в том числе Минобороны и ФСБ.
--------------------------------
<155> В России доля туризма в ВВП составляет 2,5% // //marketing.rbc.ru/news_research/07/06/2011/562949980389018.shtml.