1. Правила, установленные настоящей главой, применяются к подъему, удалению и уничтожению имущества, затонувшего в пределах внутренних водных путей.Действие правил, установленных настоящей главой, распространяется на владельца затонувшего судна, его обломков, оборудования, грузов и других находившихся на судне предметов (далее также - затонувшее судно), на собственников иного затонувшего имущества.
2. К затонувшему имуществу относятся потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы, иное затонувшее имущество независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно в пределах внутренних водных путей либо выброшены на мелководье или берег.
3. Правила, установленные настоящей главой, не применяются к:подъему, удалению и уничтожению затонувшего военного имущества;подъему затонувшего имущества культурного характера, имеющего доисторическое, археологическое или историческое значение, если такое имущество находится на дне в пределах внутренних водных путей.
4. В случае, если подъем, удаление или уничтожение затонувшего имущества рассматривается как спасательная операция в соответствии с правилами, установленными главой 16 настоящего Кодекса, такие правила применяются к вознаграждению и специальной компенсации спасателей независимо от правил, установленных настоящей главой.
Комментарий к статье 45 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
1. Предмет регулирования данной главы - отношения, возникающие в рамках подъема, удаления и уничтожения затонувшего в пределах внутренних водных путей имущества, отличается комплексным характером, попадающим в сферу воздействия гражданского, экологического, административного права. Следует заметить, что на уровне Кодекса данный предмет урегулирован не достаточно полно. В частности, не помешало бы более детально на федеральном уровне урегулировать порядок выявления и учета затонувшего имущества (в рассматриваемой главе об этом речи нет, а должно это быть именно здесь), порядок подъема имущества и его уничтожения, а также четко определить источник финансирования указанных мероприятий в случаях, когда имущество поднимается не его собственником.
Необходимость детального регулирования данного блока отношений диктуется негативным влиянием затонувшего имущества на внутренние водные пути. Причем это негативное воздействие касается не только, а подчас и не столько судоходства. Такое имущество может создавать и создает угрозу ущерба окружающей среде в виде вод как единого природного комплекса, затрудняет использование водных объектов в промысловых целях, проведение на водах гидротехнических и иных работ, затрудняет и порой делает невозможным использование водных объектов в целях рекреации, оздоровления, отдыха, препятствуя тем самым осуществлению прав неопределенного круга лиц. Такая ситуация обусловлена как природными и техногенными (аварии, крушения судов), так и антропогенными факторами. Последний усложняет ситуацию в двух аспектах: он является причиной самого затопления (нарушение правил плавания, нарушение требований эксплуатации судов, хищническое их использование, нарушение требований безопасности судоходства, использование практически негодных, устаревших судов и оборудования, отсутствие средств на пополнение речного флота новыми судами, нарушение правил эксплуатации ГТС, невыполнение своих обязанностей органами и организациями, ответственными за поддержание в порядке СНО и другие проявления указанного фактора) и причиной длительного "хранения" затонувшего имущества на территории и акваториях внутренних водных путей. Последнее выражается прежде всего ведомственной разобщенностью органов управления ВВТ и ВВП, а также (само собой) "отсутствием необходимых средств на подъем и уничтожение (утилизацию) такого имущества".
Первый пункт, как и вся ст. 45, являясь нормой общего характера, очерчивает предмет регулирования гл. 8 Кодекса. Данный предмет был указан в первом абзаце комментария. Как указывалось выше, правила данной главы характеризуются разной отраслевой принадлежностью. Это нормы прежде всего гражданского, экологического и административного права. Все правила данной главы носят предельно общий характер, нормы эти имеют прямое действие. Содержится ряд отсылочных к ГК РФ правил, что здесь вполне оправданно, так как, например, отношения по поводу поднятия затонувшего имущества и дальнейшей юридической судьбы этого имущества, когда его собственник неизвестен, регулируются гл. 14 и 15 ГК РФ. Пробелы в нормативном массиве данной главы, которые следует устранить, указаны выше. Эти пробелы, следует заметить, носят не общесистемный характер. Например, вопросы уничтожения затонувшего имущества, относящегося по своим характеристикам к отходам, урегулированы нормами экологического права, порядок привлечения собственника затонувшего имущества к обязанности произвести его подъем - это один из случаев, когда он может быть привлечен к этому актом прокурорского реагирования, то есть это пробел, содержащийся именно в данном кодифицированном акте.
2. В п. 2 настоящей статьи установлено не понятие затонувшего имущества, а дан перечень объектов, которые следует к таковому относить. К ним относятся прежде всего потерпевшие крушение суда и их обломки, оборудование и снаряжение, а также грузы (как находящиеся на судне или в его помещениях, так и нет) и другие предметы. Правила данной главы подлежат применению и в тех случаях, когда такое имущество находится на плаву (брошенные суда) и когда оно находится на мелководье или на берегу (на практике - на береговой полосе). Рассматриваемые правила не применяются по отношению к военному имуществу (к таковому относится имущество МО России, а также иных формирований, относящихся к военным, например, ВВ МВД России), а также имуществу культурного характера, имеющего историческое значение (п. 3 комментируемой статьи). Если установлен военный характер затонувшего имущества (военные суда, их обломки, военные грузы и т.д.), об этом следует известить территориальный орган государственного управления в области обороны (можно и УВД), который в дальнейшем определит юридическую судьбу данного имущества. Военное имущество может быть поднято и случайно. В этом случае оно подлежит немедленной сдаче указанным выше органам. Это распространяется на любое военное имущество: от крупного судна до штыка-ножа от СВД (снайперская винтовка Драгунова). Аналогичный по существу порядок и в отношении имущества, представляющего культурную ценность, имеющего историческое и иное аналогичное значение. Такое имущество может иметь статус объектов культурного наследия, к которым, в частности, согласно абзацу 3 ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" относятся и частично или полностью скрытые под водой следы существования человека, включая все движимые предметы. Данный Закон относит к движимым предметам, исходя из толкования специфики его предмета, затонувшие суда. Вопросы поднятия и определения дальнейшей юридической судьбы таких объектов решаются органами государственного управления в области культуры.
3. Пункт 4 комментируемой статьи отсылает к правилам гл. 16 КВВТ РФ (см. комментарий) о вознаграждении и специальной компенсации спасателей в случае, если подъем, удаление или уничтожение затонувшего имущества имеет признаки спасательной операции. Понятие спасательной операции и характеристика правоотношений, возникающих в сфере спасания судов и иного имущества в пределах ВВП, были даны в комментарии к гл. 16 Кодекса. Здесь можно лишь упомянуть, что если спасание осуществлялось как акт общей аварии (см. комментарий к гл. 17 Кодекса), то расходы, выплаченные при этом на подъем имущества при условии, если они не входят в оплату спасателям, определяются в порядке распределения общей аварии. Но если спасание осуществлялось на основании договора с условием "без ответственности одного за другого", то необходимость в распределении таких расходов в порядке общей аварии отсутствует.
Другой комментарий к статье 45 КВВТ РФ
1. Согласно п. 1 статьи правила, установленные главой VIII, применяются к подъему, удалению и уничтожению имущества, затонувшего в пределах внутренних водных путей.
К затонувшему имуществу п. 2 статьи относит:
- потерпевшие крушение суда и их обломки;
- оборудование, грузы и другие предметы.
При этом указанное имущество считается затонувшим независимо от того, находится оно на плаву или под водой, опустилось на дно в пределах внутренних водных путей либо выброшено на мелководье или берег.
Правила, установленные гл. VIII, не применяются к имуществу, имеющему особое значение и, соответственно, особый правовой режим. Это военное имущество и имущество культурного характера, имеющее доисторическое, археологическое или историческое значение, если такое имущество находится на дне в пределах внутренних водных путей.
2. Законодательство не содержит четкого определения понятия "военное имущество". Видимо, под военным имуществом следует понимать имущество военной организации (учреждения, предприятия или воинской части), к которому относятся все виды вооружения, боевой и другой техники, ракеты, боеприпасы, вещевое, инженерное, химическое имущество и другие средства, выраженные в материальной форме и используемые для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов в мирное и военное время <143>.
--------------------------------
<143> Подробнее об этом см.: Военное право: Учебник. М.: За права военнослужащих, 2004.
Военное имущество является собственностью государства, от имени которого права собственника имущества военной организации осуществляет Правительство Российской Федерации и уполномоченные им органы - федеральный орган исполнительной власти по управлению государственным имуществом и соответствующий федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующая военная организация, в пределах предоставленных им прав. Следует отметить, что собственник (орган, осуществляющий его полномочия) осуществляет контроль за использованием и сохранностью военного имущества. Права собственника в отношении военного имущества реализуются Правительством Российской Федерации и уполномоченными органами в соответствии с действующим законодательством.
3. Что касается имущества культурного характера, то, как известно, оно находится на особом режиме охраны и использования в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое включает в себя Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" <144>, Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" <145>, другие законы Российской Федерации и законы субъектов Российской Федерации о культуре.
--------------------------------
<144> Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 46. Ст. 2615.
<145> Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 26. Ст. 2519.
4. В случае если подъем, удаление или уничтожение затонувшего имущества рассматриваются как спасательная операция в соответствии с правилами, установленными гл. XVI настоящего Кодекса, такие правила применяются к вознаграждению и специальной компенсации спасателей независимо от правил, установленных настоящей главой. Под спасательной операцией понимается любое действие или любая деятельность, предпринимаемые для оказания помощи любому судну или другому имуществу, находящимся в опасности в пределах внутренних водных путей. В соответствии со ст. 128 Кодекса в целях поощрения спасательных операций устанавливается вознаграждение. При этом должны учитываться следующие критерии:
1) спасенная стоимость судна и другого имущества;
2) мастерство и усилия спасателей в предотвращении или уменьшении ущерба окружающей среде;
3) степень успеха, достигнутого спасателями;
4) характер и степень опасности;
5) мастерство и усилия спасателей в спасании судна, другого имущества и людей;
6) затраченное спасателями время и понесенные расходы и убытки;
7) риск ответственности и иные риски, которым подвергались спасатели или их оборудование;
8) быстрота оказания услуг;
9) наличие и использование судов или другого предназначенного для спасательных операций оборудования;
10) состояние готовности оборудования спасателей, эффективность и стоимость такого оборудования.
Вознаграждение уплачивается всеми лицами, заинтересованными в судне и другом имуществе, пропорционально соответствующей спасенной стоимости судна и другого имущества.
Вознаграждение, за исключением любых процентов и возмещаемых судебных и арбитражных расходов, которые могут подлежать уплате в связи с вознаграждением, не должно превышать спасенную стоимость судна и другого имущества.
Суд, арбитражный суд или третейский суд не обязан устанавливать вознаграждение согласно настоящей статье в размере максимальной спасенной стоимости судна и другого имущества до определения специальной компенсации. Согласно ст. 129 в случае, если спасатель осуществил спасательные операции по отношению к судну, которое само или его груз создавали угрозу причинения ущерба окружающей среде, и не смог заработать вознаграждение, он имеет право на получение от владельца такого судна специальной компенсации, равной расходам спасателя (см. ст. 129 Кодекса и комментарий к ней).