1. Ответственность за вред, причиненный утратой или повреждением багажа пассажиров при столкновении судов, определяется в соответствии с гражданским законодательством.
2. За убытки, причиненные имуществу третьих лиц, владельцы судов, виновных в столкновении, несут ответственность в соответствии с пунктом 2 статьи 43 настоящего Кодекса.
Комментарий к статье 44 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
1. Общие правила ответственности за вред, причиненный повреждением или утратой багажа пассажиров как груза, содержатся в ст. 796 ГК РФ, к которой отсылает п. 1 комментируемой статьи.
Данные правила, как уже было указано, не относятся к плоскости возмещения вреда самим судовладельцам, а также возмещения вреда владельцам опасных грузов. Судовладелец-перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи управомоченному лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые судовладелец не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Аналогичное правило содержится в п. 1 ст. 117 КВВТ РФ (см. комментарий). Статья 118 КВВТ РФ устанавливает случаи освобождения перевозчика от ответственности, в числе которых нет рассматриваемой ситуации. Если таким обстоятельством было столкновение судов, и судовладелец-перевозчик не мог этого предотвратить и устранить, он от ответственности освобождается, что не мешает потерпевшему требовать возмещения такого ущерба от виновного судна. В случае если судовладелец-перевозчик виновен в столкновении судов, а также в случае, когда столкновение судов не было для него таким обстоятельством, которое он не мог предотвратить и устранение которого от него не зависело, то ущерб, причиненный утратой или повреждением багажа (а равно и груза), подлежит им возмещению в порядке и размерах, установленных п. п. 2 - 4 ст. 796 ГК РФ и ст. 119 КВВТ РФ. Подробнее об этом см. комментарий к ст. 119 настоящего Кодекса. Перед предъявлением искового заявления необходим претензионный порядок, установленный ст. ст. 161 - 163 КВВТ РФ (см. комментарий). Если вред причинен имуществу третьих лиц, которые не состоят с судовладельцами в договорных отношениях по перевозке (груза, пассажира) или буксировке, а также в иных транспортных обязательствах, иск подается на общих основаниях.
2. Вопросы возмещения вреда имуществу третьих лиц при столкновении судов и в ситуации, приравненной к столкновению, уже рассмотрены в комментарии к п. 1 ст. 43 настоящего Кодекса. Основной момент здесь заключается в том, что к невиновному судовладельцу, как к владельцу источника повышенной опасности, требование о возмещении вреда может быть предъявлено, но он в этом случае имеет право на регресс к виновному судовладельцу. Здесь применяется правило возмещения вреда третьим лицам, причиненного взаимодействием источников повышенной опасности, и в конечном счете убытки подлежат возмещению виновным судовладельцем. Все иски к судовладельцам третьих лиц предъявляются согласно общим правилам искового производства, установленным правилами подраздела II раздела II ГПК РФ, конкретные вопросы размера возмещения вреда, его определения и иные связанные с этим моменты регулируются правилами гл. 59 ГК РФ.
Другой комментарий к статье 44 КВВТ РФ
1. Комментируемая статья содержит две отсылочные нормы.
Согласно п. 1 ответственность за вред, причиненный утратой или повреждением багажа пассажиров при столкновении судов, определяется в соответствии с гражданским законодательством. ГК РФ содержит общие нормы об основании, размере и условиях ответственности перевозчика. Общие положения об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по перевозке грузов, пассажиров и багажа устанавливает ст. 793 ГК РФ, по смыслу которой стороны могут договориться об усилении ответственности перевозчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства перевозки пассажира и багажа.
ГК РФ (ст. 796) также содержит обобщенное понятие "несохранность" груза в качестве условия ответственности перевозчика. Под несохранностью груза понимается утрата, недостача, повреждение (порча) груза или багажа.
Перевозчик несет ответственность с момента принятия багажа к перевозке, т.е. его вручения перевозчику, до его выдачи управомоченному лицу. Время принятия груза к перевозке и его выдачи обычно указывается в транспортном документе (багажной квитанции).
Перевозчик отвечает за несохранность багажа при наличии вины, которая предполагается. Он может быть освобожден от ответственности, если докажет, что несохранность багажа произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Так, согласно ст. 117 КВВТ РФ перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа с момента его приема для перевозки (выдачи отправителю багажа квитанции, подтверждающей прием багажа для перевозки) и до момента их выдачи получателю багажа (росписи его в багажной квитанции), если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Багаж считается утраченным, если не прибудет в порт назначения по истечении 30 суток после окончания срока доставки. Стоимость багажа подлежит возмещению в размере, предусмотренном статьей 119 комментируемого Кодекса. Однако, если багаж прибыл по истечении указанного срока, получатель багажа может получить его при возвращении перевозчику суммы, ранее полученной за утрату багажа.
По буквальному смыслу правила п. 1 ст. 796 ГК РФ, являющегося императивным, заявитель требования не должен доказывать вину перевозчика в любых случаях несохранности груза. Однако ст. 118 КВВТ РФ устанавливает правила, допускающие при определенных условиях предположение об отсутствии вины перевозчика, пока она не будет доказана заявителем претензии.
Пунктом 4 ст. 796 ГК РФ установлено, что документы о причинах несохранности багажа, составляемые перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя багажа. Отправитель и получатель багажа вправе для подтверждения обстоятельств, могущих служить основанием ответственности перевозчика, использовать не только акты, составляемые перевозчиком в одностороннем порядке, но и другие документы. Суд, решая вопрос об ответственности за несохранность груза или багажа, обязан исследовать и оценить все представленные доказательства в совокупности, не выделяя как наиболее доказательные акты и другие документы, составляемые перевозчиком в одностороннем порядке.
2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи за убытки, причиненные имуществу третьих лиц, владельцы судов, виновных в столкновении, несут ответственность в соответствии с п. 2 ст. 43 КВВТ РФ (см. комментарий к ст. 43).