Статья 39. Обязанности судовладельцев по охране окружающей среды

1. Предотвращение загрязнения окружающей среды с судов является обязанностью судовладельцев. Судовладелец для предотвращения загрязнения с судов нефтью и ликвидации последствий такого загрязнения обязан разработать в отношении судна план чрезвычайных мер по предотвращению такого загрязнения и обеспечить выполнение этого плана в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 131-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 июня 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 502-ФЗ.В целях настоящего Кодекса под нефтью понимается любая стойкая углеводородная минеральная жидкость (в том числе сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо, смазочные масла) независимо от того, перевозится она на судне в качестве груза или бункерного топлива; под бункерным топливом понимаются нефтепродукты (в том числе смазочное масло), используемые или предназначенные для использования в целях эксплуатации либо обеспечения жизнедеятельности экипажа судна, и остатки данных нефтепродуктов.

2. Требования по предотвращению загрязнения окружающей среды с судов устанавливаются правилами предотвращения загрязнения окружающей среды с судов, предусмотренными пунктом 2 статьи 35 настоящего Кодекса.(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 июня 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 502-ФЗ.

Комментарий к статье 39 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ

1. Внутренний водный транспорт как таковой относится к одному из наиболее экологически чистых. Но в ходе эксплуатации судов и инфраструктуры ВВП могут произойти экологические инциденты как природного (независящего от воли людей), так и техногенного характера, а также в силу небезызвестного "человеческого фактора". Излишне говорить о возможных последствиях разлива нефти при транспортных происшествиях с судами, а также в результате нарушений требований экологической безопасности судоходства и эксплуатации объектов инфраструктуры ВВТ. Каков бы ни был транспорт со стороны экологической надежности, он всегда остается транспортом, то есть источником повышенной опасности, который нельзя контролировать полностью. Именно на предотвращение подобных случаев и направлена разработка, утверждение, исполнение и надзор за соблюдением правил экологической безопасности судоходства. Обязанность обеспечить выполнение требований экологической безопасности возложена КВВТ РФ на судовладельцев. По отношению к СГТС такая обязанность относится к владельцам таких ГТС. При этом судовладелец отвечает и за подготовку экипажа в области обеспечения соблюдения требований экологической безопасности, так как именно от действий экипажа зависит их реализация в процессе эксплуатации судов. Данное правило настоящей статьи должно обеспечивать соблюдение требований экологической безопасности судовладельцами, но достигнуть этого на соответствующем уровне правовыми средствами можно только подкрепив эту обязанность мерами общей и частной превенции, установив ответственность за ее нарушение. Такая ответственность в КоАП РФ содержится в ст. 8.16, которая носит название невыполнения правил ведения судовых документов. На самом деле речь идет о невыполнении капитаном судна правил регистрации в судовых документах операций с веществами, вредными для здоровья людей и для водных биоресурсов. Специальной нормы об ответственности именно за нарушение требований экологической безопасности при эксплуатации судов Кодекс об Административных Правонарушениях не предусматривает. По отношению к нарушению технических требований, направленных на обеспечение экологической безопасности судоходства, применим состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ "Несоблюдение экологических требований при проектировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов". Полномочиями по осуществлению надзора за техническим соответствием экологическим требованиям наделены органы технического надзора и классификации судов. Что касается уголовной ответственности, то в гл. 26 УК РФ, посвященной экологическим преступлениям, специального состава, в котором бы устанавливалась ответственность за экологически опасные последствия именно в результате нарушения требований экологической безопасности на водном транспорте, не содержится. Учитывая жесткий характер уголовно-правовых средств воздействия, здесь вполне применимы могут быть составы преступлений, предусмотренные ст. 247 УК РФ "Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов" (под обращением данная статья понимает в числе прочего и транспортировку) и ст. 250 УК РФ "Загрязнение вод", так как такое загрязнение может вполне произойти в результате нарушений требований экологической безопасности на судах и безопасности судоходства.

Понятие нефти здесь достаточно ясно. Важным в конструкции этого понятия является то условие, что требования относительно экологической безопасности по предотвращению загрязнения с судов нефтью должны выполняться независимо от того, в каком качестве последняя перевозится (находится) на судне - либо в качестве груза, либо в качестве топлива. По отношению к распределению бремени несения ответственности за загрязнение с судов нефтью (не следует забывать, что владелец такого груза - это владелец источника повышенной опасности и при таком загрязнении имеет место взаимодействие таких источников) см. комментарий к ст. 121 Кодекса.

2. Требования обеспечения экологической безопасности судов в отношении судовладельцев устанавливаются правилами предотвращения загрязнения с судов нефтью, сточными водами внутренних водных путей. Они разрабатываются органами в области охраны окружающей среды, органами в области обеспечения экологической безопасности (органы надзора за экологической безопасностью), Минтрансом России и утверждаются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения экологической безопасности. В частности, Правила по предотвращению загрязнения с судов, утвержденные Минтрансом России и вступившие в силу с 1 августа 2005 г., включают в себя разделы, устанавливающие положения по техническому наблюдению, требования к конструкции судов и их оборудованию по предотвращению загрязнения с судов нефтью, требования к конструкции при перевозке вредных жидких веществ наливом, требования к оборудованию и устройствам судов по предотвращению загрязнения сточными водами. Помимо актов Минтранса России в обеспечении экологической безопасности играет важную роль и соблюдение актов Минприроды России и Росприроднадзора, например, о предельно допустимых уровнях вредного воздействия на водные объекты.

Другой комментарий к статье 39 КВВТ РФ

1. Соблюдение норм природоохранного законодательства является первоочередной задачей государства. Как отмечает Н. Астафьев, жизнь и деятельность морского грузоперевозчика испытывают все большее давление, вызванное необходимостью использовать благоприятную для окружающей среды практику транспортировки грузов. Значительный экономический, а также экологический ущерб причиняется быстрым распространением с судовыми балластными водами организмов, не имеющих естественных врагов в новых местах обитания. Так, после долгой подготовительной работы в 2004 году принята Международная конвенция по управлению балластными водами <124>.

--------------------------------
<124> См.: Астафьев Н. Экология морей - задача планетарная // Волго-Невский проспект. 2005. N 1.

Контроль за обеспечением экологической безопасности при эксплуатации судов на внутреннем морском транспорте осуществляется специально уполномоченными на то органами государственной власти в области охраны окружающей среды. Согласно Указу Президента РФ от 24.09.2007 N 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" органом, осуществляющим природоохранные надзорные функции, является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Статьи 1 - 4 Положения от 30.07.2004 N 400 "О Федеральной службе по надзору в сфере природопользования" гласят: "Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства природных ресурсов Российской Федерации, а также настоящим Положением. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет контроль и надзор:

- в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства), за исключением полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

- за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической зоне;

- за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе;

- за безопасностью гидротехнических сооружений (соблюдением норм и правил безопасности), кроме гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений и т.д.".

Анализируя в целом правовую и практическую базу (в том числе данные статистических отчетов) в сфере охраны окружающей среды на судоходстве, следует отметить, что водный транспорт безопасен, не враждебен для окружающей среды.

Соблюдение природоохранных норм на водных объектах предусмотрено также в статьях Водного кодекса РФ <125> (п. 13 ч. 3 ст. 11 "Охрана окружающей среды, в том числе водных объектов". Охрана водных объектов - это система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, предупреждение негативного воздействия на водные объекты (сброс сточных вод)).

--------------------------------
<125> См.: Водный кодекс РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2381; 2006. N 50. Ст. 5279; 2007. N 26. Ст. 3075.

2. Обеспечение экобезопасности на судоходстве при эксплуатации судов устанавливается действующим законодательством и является обязанностью судовладельцев.

Так, п. "а" ст. 4 Положения "О лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров" <126> установлено, что одним из лицензионных условий при перевозке пассажиров служит соблюдение лицензиатом требований по обеспечению безопасности судоходства, Правил плавания судов по внутренним водным путям, Правил перевозок пассажиров и их багажа и Правил предотвращения загрязнения с судов сточными и нефтесодержащими водами внутренних водных путей, утверждаемых в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

--------------------------------
<126> См.: Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 490 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте" // СЗ РФ. 2006. N 34. Ст. 3679.

Судебная практика обеспечения безопасности эксплуатации судов свидетельствует о том, что внутренний водный транспорт не представляет опасной угрозы для охраны окружающей среды.

3. Помимо обязанностей, предусмотренных комментируемой статьей и рассмотренных выше, судовладельцы несут и другие обязанности в сфере экологической безопасности, например по поднятию затонувшего имущества. Так, собственник затонувшего имущества обязан поднять такое имущество и при необходимости удалить или уничтожить его в случаях, если затонувшее имущество создает угрозу безопасности судоходства или причинения ущерба окружающей среде загрязнением либо препятствует осуществлению промысла водных биологических ресурсов, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым в пределах внутренних водных путей путевым работам. Таким образом, обязанность собственника поднять затонувшее имущество обусловлено угрозой безопасности судоходства или причинения ущерба окружающей среде загрязнением <127>.

--------------------------------
<127> См.: Алексеева Л. Обеспечение безопасности судоходства // Законность. 2007. N 3. С. 20.

Относительно соблюдения норм природоохранного законодательства на внутренних морских путях и территориальном море см. комм. к ст. 40 настоящего Кодекса.

Остались вопросы по ст 39 КВВТ РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 39 КВВТ РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.