Статья 38. Надзор и полномочия, осуществляемые капитаном порта

(Утратила силу с 30 августа 2012 года - Федеральный закон от 28 июля 2012 года N 131-ФЗ)

Комментарий к статье 38 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ

1. Капитан порта, руководствуясь в своей деятельности Положением о капитане морского порта, утвержденным Приказом Минтранса России от 19 декабря 2006 г. N 156, а также иными нормативными актами в сфере обеспечения безопасности судоходства, призван обеспечивать соблюдение требования безопасности судоходства в акватории и на территории порта (см. комментарий к ст. 55 Кодекса) всеми судовладельцами, иными физическими и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в порту, а также соблюдение требований международных договоров и национального законодательства не только о торговом мореплавании, но и о внутреннем водном транспорте, в акватории и на территории порта. Что касается морских портов, в которые заходят суда смешанного (река-море) плавания, то в данных портах надзор осуществляется капитанами морских портов в соответствии с Положением о капитане морского порта, в котором указано, что капитан морского порта осуществляет обеспечение безопасности мореплавания в морском порту. Тот факт, что надзор за безопасностью судоходства указанных судов при нахождении их в морских портах должен осуществлять капитан такого порта, определяется и правилом п. 4 ст. 1 КВВТ РФ (см. комментарий), согласно которому отношения, возникающие из безопасности плавания судов по условиям торгового мореплавания, регулируются КТМ РФ, если такие отношения возникают на участках ВВП с морским режимом НГО судоходства, а морские порты в любом случае, не являясь даже инфраструктурным элементом ВВП, должны соответствовать именно морскому режиму судоходства и НГО.

2. Согласно п. 3 настоящей статьи, капитан речного порта является должностным лицом БОГУ на ВВТ. Между тем если осуществлять разделение управленческих и хозяйственных функций на ВВТ, как планировалось в административной реформе, то надзорные функции также необходимо дифференцировать в самостоятельную отрасль с соответствующим организационно-правовым оформлением, то есть передать надзорные функции либо строго одному специализированному органу, либо четко и недвусмысленно разделить их между надзорными органами, причем желательно в одном нормативно-правовом акте. И если предположить, что БОГУ на ВВТ должны выполнять только сугубо управленческие задачи и функции, а надзор выполнять БУГН на ВВТ, то капитан речного порта как надзорный орган должен стать должностным лицом БУГН на ВВТ.

3. Капитан речного порта, выполняя возложенные на него задачи, осуществляет следующие функции:

1) государственный надзор за соблюдением законодательства и международных договоров в области обеспечения безопасности судоходства, пресечение и превенцию правонарушений;

2) участие в разработке и согласовании видов правил в порту;

3) контроль за состоянием СНО и за состоянием глубин судовых ходов;

4) контроль за безопасностью прохождения судов по акватории порта и на подходах к нему;

5) проверка готовности судов к выходу в море;

6) организация работы лоцманской службы в порту (а надзор за ней осуществляет БУГН на ВВТ);

7) контроль за выполнением судовладельцами в порту требований экологической безопасности судоходства; обеспечение капитанов навигационной информацией;

8) участие в рассмотрении планов и проектов размещения СНО и их перспективного развития и иные функции. Капитан порта вправе запретить выход судна из порта в случае непригодности судна к плаванию, нарушения требований к его загрузке или при наличии иных недостатков, создающих угрозу безопасности судоходства, а также нарушения требований относительно судовых документов;

9) утверждать должностные инструкции, представительствовать в органах государственной власти по вопросам, входящим в его компетенцию;

10) привлекать находящихся в порту капитанов судов и судовладельцев к осуществлению спасательных операций в порту. Последнее право капитана порта гарантируется императивно установленной обязанностью всех находящихся в порту капитанов, судовладельцев и иных лиц выполнять такие требования капитана порта (п. 6 настоящей статьи). Логичной и ясной представляется также и императивное правило п. 5 об обязательности требований и решений капитана порта в рамках его надзорной компетенции по обеспечению безопасности судоходства.

Другой комментарий к статье 38 КВВТ РФ

1. В целях предупреждения морских аварий на внутреннем водном транспорте, а равно на основании соблюдения международных договоров РФ, федеральных законов и иных правил торгового мореплавания, осуществляется надзор за обеспечением безопасного судоходства. Также полномочиями согласно положениям данной статьи наделен капитан речного порта.

2. Капитан порта является должностным лицом, выполняющим функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания РФ и иными федеральными законами, осуществляющим их в пределах предоставленных ему полномочий. Должностные лица бассейновых органов государственного управления, в том числе капитан порта, подчиняются непосредственно Федеральному агентству морского и речного транспорта <120>. В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ" <121> должностным лицом, регулирующим заход судов в морской порт и выход судов из морского порта и отвечающим в морском порту за безопасность мореплавания, является капитан порта.

--------------------------------
<120> См.: Постановление Правительства РФ от 23.07.2004 N 371 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3161; 2006. N 41. Ст. 4256; 2006. N 52. Ст. 5591; 2007. N 6. Ст. 764.
<121> См.: Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ" // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3833; 2003. N 17. Ст. 1556; 2003. N 27. Ст. 2700; 2003. N 46. Ст. 4444; 2004. N 35. Ст. 3607; 2007. N 46. Ст. 5557.

3. Являясь должностным лицом, капитан порта в порядке, предусмотренном действующим законодательством, осуществляет:

1) обеспечение безопасности мореплавания и порядка в морском порту;

2) регулирование захода судов в морской порт и выхода их из морского порта;

3) утверждение графика движения и расстановки судов в морском порту;

4) контроль за соблюдением требований, касающихся порядка захода судов в морской порт и выхода их из морского порта;

5) оформление прихода судов в морской порт и выхода их из морского порта;

6) контроль за соблюдением в морском порту международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании, распоряжений капитана морского порта, принятие мер к предупреждению и пресечению их нарушений;

7) процедуры контроля иностранных судов в морском порту, установленные международными договорами Российской Федерации, относящимися к торговому мореплаванию;

8) взаимодействие и обмен информацией с другими морскими портами по выполнению процедур контроля иностранных судов в морском порту, установленных международными договорами Российской Федерации, относящимися к торговому мореплаванию;

9) обеспечение информационного обмена с информационными центрами по контролю российских и иностранных судов;

10) осмотры и контрольные осмотры судов, находящихся в морском порту, включая проверку судовых документов, дипломов и подтверждений к дипломам, квалификационных и специальных свидетельств членов экипажей судов, льготных разрешений лиц командного состава судов, а также их соответствия фактическому состоянию судов и их экипажей;

11) контроль за соответствием загрузки судна правилам погрузки и перевозки грузов;

12) проверку готовности судов к выходу в море и выдачу разрешений на выход из морского порта, включая проверку действительности судовых и иных обязательных документов и их соответствия фактическому состоянию судов и их экипажей;

13) принятие решения об отказе в выдаче разрешения на выход судна из морского порта в случае:

а) непригодности судна к плаванию, нарушения требований к загрузке, снабжению судна, укомплектованию экипажа судна или наличия других недостатков судна, создающих угрозу безопасности его плавания, жизни или здоровью находящихся на судне людей либо угрозу причинения ущерба морской среде;

б) нарушения требований, предъявляемых к судовым документам;

в) предписания санитарно-карантинной и миграционной служб, таможенных, пограничных органов федеральной службы безопасности и других уполномоченных на то государственных органов;

г) неуплаты установленных портовых сборов;

14) проверку деятельности систем управления движением судов (далее - СУДС), пунктов и объектов Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности, автоматической идентификационной системы и других технических систем и средств обеспечения безопасности мореплавания;

15) контроль за деятельностью лоцманской службы в морском порту;

16) контроль за ледокольной проводкой судов на подходах к морскому порту и в пределах его акватории;

17) установление и доведение до всеобщего сведения категорий судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки судов, в обязательных постановлениях в морских портах;

18) установление в районах, в которых лоцманская проводка судов является необязательной, обязательной лоцманской проводки судов, которые:

а) сами или перевозимые ими грузы могут создавать угрозу причинения ущерба морской среде;

б) имеют серьезные повреждения корпусов, механизмов или оборудования, что может существенно влиять на безопасность мореплавания в морском порту;

19) предоставление капитану судна права осуществлять плавание без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки;

20) участие в рассмотрении и согласовании проектов и планов перспективного развития средств навигационного оборудования морского порта и подходов к нему, строительства СУДС, гидротехнических сооружений, строительства объектов в зоне действия средств навигационной обстановки морских путей, участие в приемке их в эксплуатацию;

21) принятие решения об отказе в согласовании строительства в зоне действия средств навигационной обстановки морских путей, выдаче разрешения на производство водолазных работ, подъем затонувшего в море имущества, проведение в морском порту строительных, гидротехнических и иных работ, а также о приостановлении проведения этих работ в случае несоответствия представленной документации установленным требованиям, создания угрозы безопасности мореплавания, погрузочно-разгрузочным операциям, загрязнения окружающей среды в морском порту;

22) регистрацию судов и выдачу соответствующим судам в установленном порядке судовых документов;

23) регистрацию права собственности на суда и строящиеся суда, ипотеки судна или строящегося судна и иных прав на суда, выдачу в установленном порядке соответствующих документов;

24) выдачу свидетельств о страховании или ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью;

25) выдачу дипломов, подтверждений к дипломам, удостоверяющих их выдачу, квалификационных и специальных свидетельств специалиста;

26) выдачу в установленном порядке подтверждений о признании дипломов, выданных иностранной администрацией, членам экипажей российских судов;

27) выдачу (продление) в установленном порядке паспортов моряка (удостоверений личности моряка);

28) выдачу разрешений на подъем затонувшего в море имущества и проведение в морском порту строительных, гидротехнических и иных работ;

29) выдачу свидетельства о минимальном составе экипажа судна;

30) выдачу лоцманских удостоверений о праве лоцманской проводки судов в определенных районах;

31) расследование аварийных случаев с судами;

32) привлечение находящихся в морском порту судов к участию в спасании людей и судов, терпящих бедствие в пределах акватории морского порта;

33) установление для собственника затонувшего в море имущества порядка его подъема, а также срока, достаточного для подъема затонувшего имущества, но не менее чем один год со дня получения собственником уведомления капитана морского порта о порядке и сроке подъема затонувшего имущества;

34) установление для собственника затонувшего в море имущества, которое создает угрозу безопасности мореплавания или причинения ущерба морской среде загрязнением либо препятствует деятельности морского порта и проводимым в нем работам (гидротехническим и другим) срока, в течение которого собственник обязан поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его;

35) председательствование в квалификационных и иных комиссиях, создаваемых им в целях обеспечения выполнения своих функций (квалификационная комиссия по проверке знаний для выдачи дипломов, квалификационных свидетельств, лоцманских удостоверений, удостоверений операторов СУДС, комиссия по расследованию аварий судов и т.д.);

36) взаимодействие по вопросам, входящим в компетенцию капитана морского порта, с организациями, государственными органами и должностными лицами, осуществляющими деятельность в морском порту;

37) внесение изменения в установленный порядок захода судов в морской порт и выхода их из морского порта, перемещения судов в акватории морского порта в связи с изменением гидрометеорологической обстановки, аварийными происшествиями, иными обстоятельствами, создающими угрозу безопасности мореплавания и охране в морском порту и на подходах к нему;

38) применение разрешительного порядка начала движения судов, установление скорости, интервала и приоритета движения судов, осуществление иных действий по регулированию движения судов в зависимости от интенсивности судоходства, навигационной обстановки и особенностей района плавания;

39) запрещение передвижения судов;

40) запрещение постановки судна к причалу и проведения грузовых операций в случае неготовности судна, причалов, погрузочных устройств, груза, требований по охране и иных обстоятельств, препятствующих обеспечению безопасности мореплавания в морском порту;

41) принятие решения об ограничении и запрещении захода в морской порт судов по гидрометеорологическим и навигационным условиям в морском порту и на подходах к нему;

42) временное изменение порядка лоцманской проводки судов по навигационным, гидрометеорологическим и иным обстоятельствам;

43) привлечение лиц, допустивших нарушение правил, касающихся безопасности мореплавания и порядка в морском порту, к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

44) выполнение иных функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации (ст. 13) <122>.

--------------------------------
<122> См.: Приказ Министерства транспорта РФ от 19.12.2006 N 156 "Об утверждении Положения о капитане морского порта" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 6.

В случае невыполнения капитаном порта или ненадлежащего выполнения должностных обязанностей он несет юридическую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Так, например, капитан судна К. был признан виновным в гибели матроса В. и осужден по ч. 2 ст. 263 УК РФ. Как было установлено, К. в нарушение Устава службы на судах флота рыбной промышленности СССР допустил распитие спиртных напитков командой. В результате пьяный матрос упал за борт и его не смогли спасти (судно при этом находилось в порту). В данном случае, однако, были нарушены не столько нормы ст. 263 УК РФ, сколько нормы, предусматривающие ответственность за нарушение правил охраны труда (ст. 143 УК РФ) <123>.

--------------------------------
<123> См.: Строкова К.К. Уголовно-правовое регулирование безопасности судоходства в России и на Украине // Журнал российского права. 2003. N 9. Ст. 110.

Статья 6 разд. I Приказа Министерства транспорта РФ от 19.12.2006 N 156 "Об утверждении Положения о капитане морского порта" гласит: "распоряжения капитана морского порта по относящимся к его полномочиям вопросам обеспечения безопасности мореплавания и порядка в морском порту обязательны для всех находящихся в морском порту судов, организаций и граждан.

Приказ Министерства транспорта РФ от 26.07.1994 N 63 "О мерах по повышению безопасности мореплавания" устанавливает систему, обеспечивающую получение от капитанов судов немедленной информации обо всех аварийных ситуациях с целью принятия дальнейших мер по оказанию необходимой помощи судну и людям, а также предоставления в установленном порядке материалов для расследования аварийных случаев капитанами морских портов, принятия мер по устранению неисправностей и повреждений на судне, заявленных капитаном судна.

Остались вопросы по ст 38 КВВТ РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 38 КВВТ РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.