(Утратила силу с 30 августа 2012 года - Федеральный закон от 28 июля 2012 года N 131-ФЗ)
Комментарий к статье 37 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
Правила пожарной безопасности на судах ВВТ РФ утверждены Приказом Минтранса России от 24 декабря 2002 г. N 158.
В них определены основные требования относительно обеспечения пожарной безопасности на судах, находящихся в эксплуатации, на ремонте и отстое, включая организационные меры. Они обязательны к выполнению всеми судовладельцами и экипажами. Экземпляр данных Правил должен находиться на борту каждого судна, за исключением судов, эксплуатируемых без экипажа. Устанавливается обязанность судовладельцев и капитанов судов организовывать изучение правил экипажами и обеспечивать выполнение на судах мероприятий, установленных данными правилами. Судовладелец должен обеспечивать противопожарную подготовку экипажа, которая состоит из таких мероприятий, как обучение экипажа мерам пожарной безопасности, общесудовые учения по борьбе с пожаром, обучение членов аварийных групп, обучение действиям в аварийных ситуациях, проверки знаний по вопросам пожарной безопасности, инструктажи (первичные, плановые, внеплановые, вводные, повторные и вновь прибывших). Эти и иные положения подлежат проверке в ходе надзора за обеспечением пожарной безопасности на судах. Акцентировать внимание при проверках данного аспекта безопасности судоходства следует на нормативном и материальном обеспечении пожарной безопасности у судовладельцев, а также на знаниях требований пожарной безопасности ответственных лиц и навыков действия экипажа в ситуациях угрозы и возникновения пожара. Кроме того, на обеспечение пожарной безопасности направлены и иные акты, имеющие такую безопасность в качестве дополнительного предмета регулирования, в частности, Руководства по технической эксплуатации судов, Правила безопасности труда на судах, Положение о минимальном составе и иные. На основании федеральных ведомственных актов БОГУ на ВВТ издают региональные правила в данной области, а судовладельцы - локальные акты.
По результатам проверок обеспечения пожарной безопасности также составляются акты установленной формы, предписания и решения, содержащиеся в них, тоже являются обязательными для всех лиц, которым они адресованы. Что касается проверки самих бассейновых органов, то они осуществляются управлениями государственного пожарного надзора региональных центров МЧС России.
Например, по результатам проверки, проведенной осенью 2006 г., Управлением Северо-Западного регионального центра МЧС России по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности на имущественном комплексе ГБУ "Волго-Балт" было выявлено 273 недостатка.
Другой комментарий к статье 37 КВВТ РФ
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под нарушением требований пожарной безопасности понимают невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности, т.е. специальных условий социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Контрольные функции за соблюдением и выполнением требований пожарной безопасности на судах, независимо от форм собственности, выполнением правил и норм, регламентирующих перевозки пожароопасных грузов, а также проверка противопожарного режима выходящих в море судов смешанного плавания с выдачей свидетельств пожарной охраны осуществляется бассейновыми органами государственного управления.
Так, Департамент речного транспорта Минтранса России в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" образовал в составе Государственного бассейнового управления водных путей и судоходства Государственную речную инспекцию надзора за пожарной безопасностью судов.
За осуществление пожарного надзора с судовладельцев взимается сбор за надзор.
Контроль за соблюдением требований пожарной безопасности также реализуется посредством Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта РФ, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 24.12.2002 N 158 <119>, согласно которому проводятся организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на судах (в том числе в период эксплуатации):
--------------------------------
<119> См.: Приказ Министерства транспорта РФ от 24.12.2002 N 158 "Об утверждении Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта РФ" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 10; 2003. N 36.
- при перевозке пассажиров;
- на судах, перевозящих взрыво-, пожароопасные и нефтеналивные грузы;
- при стоянии судов у причалов и на рейдах;
- на судах, находящихся в пунктах ремонта и отстоя;
- при проведении на судах взрыво-, пожароопасных ремонтных работ.
Согласно ст. 360 названных Правил, бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте по результатам проверки при выявлении грубых нарушений требований правил пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и/или безопасности людей, вправе запретить или приостановить эксплуатацию судна (выполнение работ).
К таким нарушениям относятся:
- отсутствие условий для беспрепятственной эвакуации людей из судовых помещений;
- техническая неисправность средств и систем обнаружения и тушения пожара;
- несоответствие нормам количества огнетушащего вещества в системах пожаротушения, а также истечение срока проверки и испытания противопожарного снабжения;
- отсутствие установленного нормативными документами количества членов экипажа, допущенных к работе в изолирующих дыхательных аппаратах; истечение сроков медицинского освидетельствования и обучения этих лиц или выявление при фактической проверке неподготовленности их к работе в этих аппаратах;
- невыполнение требований правил перевозки взрыво-, пожароопасных грузов на судне, допущенном к перевозке этих грузов;
- не устраненные в установленные сроки нарушения противопожарного режима, выявленные при проведении предыдущей проверки.
При наличии недостатков, не представляющих явной опасности для эксплуатации судна, устранение которых в данное время затруднительно, выполнение отдельных требований настоящих Правил по ходатайству судовладельца может быть отсрочено на согласованный срок. В необходимых случаях при этом могут быть установлены эксплуатационные ограничения (запрещение перевозки пожароопасных грузов и т.п.).