Статья 34. Общие положения

1. Пункт утратил силу с 1 января 2013 года - Федеральный закон от 28 июля 2012 года N 131-ФЗ.

2. Подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца.Судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Судно не допускается к плаванию, если состав экипажа судна в день выхода судна в плавание по численности меньше, чем установлено положением о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов.

3. Безопасность судоходства обеспечивается в соответствии с настоящим Кодексом, правилами плавания судов по внутренним водным путям, правилами движения и стоянки судов в бассейнах внутренних водных путей, правилами пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей, правилами диспетчерского регулирования движения судов и управления движением судов на внутренних водных путях, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
4. Администрация бассейна внутренних водных путей для обеспечения безопасности судоходства осуществляет в бассейне внутренних водных путей:
1) навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов;
2) путевые работы на внутренних водных путях;
3) содержание судоходных гидротехнических сооружений;
4) пропуск судов и иных плавучих объектов через судоходные гидротехнические сооружения;
5) диспетчерское регулирование движения судов и управление движением судов на участках внутренних водных путей, имеющих ограничения по условиям плавания, и мониторинг движения судов на остальных участках внутренних водных путей;
6) организацию технологической связи на внутреннем водном транспорте;
7) государственный портовый контроль;
8) государственную регистрацию судов в Государственном судовом реестре, реестре арендованных иностранных судов, реестре строящихся судов;
9) дипломирование лиц командного состава судов и членов экипажей спортивных парусных судов;
10) выдачу удостоверений личности моряка в установленных случаях;
11) выдачу лоцманских удостоверений о праве лоцманской проводки судов в бассейне внутренних водных путей (далее - лоцманское удостоверение).

5. Владельцы сооружений, расположенных на внутренних водных путях, обязаны своевременно информировать администрации бассейнов внутренних водных путей о возникновении угрожающих безопасности судоходства ситуаций для принятия соответствующих мер.
6. Пункт утратил силу с 30 августа 2012 года - Федеральный закон от 28 июля 2012 года N 131-ФЗ.

7. Пункт утратил силу с 30 августа 2012 года - Федеральный закон от 28 июля 2012 года N 131-ФЗ.

8. Морское судно, плавающее под Государственным флагом Российской Федерации, или судно, плавающее под флагом иностранного государства, при плавании по внутренним водным путям подлежит государственному портовому контролю на тех же основаниях, что и суда, плавающие по внутренним водным путям.

Комментарий к статье 34 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ

1. Безопасность судоходства представляет собой важнейший фактор в обеспечении надлежащего уровня функционирования ВВТ как единого производственно-технологического комплекса и в охране прав и законных интересов всех лиц, соприкасающихся в своей деятельности с данным видом транспорта. Безопасность судоходства можно определить как состояние защищенности процесса технической и коммерческой эксплуатации судов, иных плавучих объектов, судоходных ГТС, СНО и объектов вспомогательной инфраструктуры ВВТ от негативного воздействия техногенных, антропогенных, природных и социальных факторов.

Как видно, данное состояние ВВТ и судоходства складывается отнюдь не только из безопасности эксплуатации самих судов и иных плавучих объектов. Между тем правила настоящей главы акцентированы именно на этой составляющей, что нельзя признать достаточным. Следовало бы дополнить данную главу нормами, определяющими основы взаимодействия всех элементов безопасности судоходства: СГТС, систем СНО, объектов вспомогательной инфраструктуры, а также определить основы взаимодействия государственных структур при обеспечении защищенности процесса судоходства от террористических и иных преступных факторов. Безопасности ГТС посвящен Закон "О безопасности гидротехнических сооружений" (см. комментарий к гл. 2), но определение именно специфики обеспечения безопасности судоходных ГТС могло бы содержаться и в Кодексе.

Обязанность судовладельца обеспечить безопасность судоходства в рамках эксплуатации судна является императивной. КВВТ РФ указывает именно судовладельца, не только собственника. Здесь акцент ставится на критерии фактического держания судна - владения, так как собственник подчас (например, при аренде без экипажа) вообще не имеет возможности влиять на уровень соответствия судна требованиям безопасности, не имеет возможности его контролировать. Это осуществляет его владелец в данный момент, тот, кто фактически им владеет, "держит" в юридическом смысле. Здесь сохраняется право распоряжения, а владение передается. При этом в определенных ситуациях обязанность по обеспечению безопасности ложится на собственника и в случае выбытия судна из его владения. В частности, при аренде судна с экипажем именно собственник (арендодатель) обязан будет обеспечить укомплектование экипажа судна соответственно требованиям о минимальном составе, что является одной из составляющей обязанности по обеспечению безопасности судоходства. Он же будет обязан и поддерживать судно в надлежащем техническом состоянии.

Обязанности судовладельца, перечень которых приведен в п. 1 данной статьи, являются основными, базовыми и императивными. Ни одну из таких обязанностей он не вправе игнорировать. Некоторые из них представлены предельно широко и абстрактно, в частности обеспечивать безопасную практику эксплуатации судов.

Практика эксплуатации - это ни что иное, как сама эксплуатация. Здесь безопасность технической и коммерческой эксплуатации взаимно влияют друг на друга (подразумеваются оба данных вида). Укомплектование экипажем предполагает соответствия последнего требованиям Положения о минимальном составе экипажей судов, которое было рассмотрено в комментарии к предыдущей (пятой) главе, посвященной экипажу. Несоответствие экипажа и (или) квалификации кого-либо из его состава данным требованиям является основанием к запрещению плавания судна. Техническое состояние, соответствующее требованиям безопасности складывается из соответствия судна, его конструктивных элементов, машин, оборудования и снаряжения требованиям установленных правил Речного Регистра, обязательных ГОСТов и иных технических норм. Улучшение навыков экипажа предполагает постоянное совершенствование и проверку знаний и умений его состава в области поддержания и обеспечения безопасности как в обычных, так и в чрезвычайных ситуациях, подготовку, переподготовку кадров, своевременное направление работников для аттестации и дипломирования. Лицо, ответственное за безопасность судоходства у судовладельца, как правило, должно выполнять в основном исполнительные, организационные и контрольные функции, ответственным же в собственном смысле за безопасность остается он сам.

Ответственность, к которой может привлекаться судовладелец за несоблюдение требований в области обеспечения безопасности судоходства, может быть в зависимости от характера и уровня общественной опасности нарушения, а также в зависимости от отраслевой направленности: гражданско-правовой (возмещение вреда, наступившего вследствие несоблюдения требований безопасности судоходства), административной и уголовной. Административная ответственность в данной сфере реализуется путем применения санкций, предусмотренных ст. 11.7 КоАП РФ "Нарушение правил плавания", ст. 11.8 КоАП РФ "Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права на управление", ст. 11.10 КоАП РФ "Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также маломерных судах", ст. 11.13 КоАП РФ "Нарушение правил выпуска судна в плавание или допуск к управлению судном лиц, не имеющих соответствующего диплома либо находящихся в состоянии опьянения". Последний состав наиболее часто может встречаться именно по отношению к судовладельцу. Органами, рассматривающими дела об административных правонарушениях, установленных ст. ст. 11.8 - 11.11, ч. 1 ст. 11.13 КоАП РФ, являются органы внутреннего водного транспорта, как они совокупно обозначены в ст. 23.39 КоАП РФ. На практике ими чаще всего являются органы надзора - БУГН на ВВТ, а также начальствующий состав БОГУ на ВВТ (ч. 2 ст. 23.39 КоАП РФ). Что касается иных административных правонарушений, составы которых установлены данной главой КоАП РФ, то по ним к ответственности может привлекаться не только судовладелец, но и иные лица, например, непосредственный судоводитель при управлении судном в состоянии опьянения. При нарушении правил перевозки опасных грузов (см. комментарий к ст. 86 Кодекса) к ответственности привлекаются как судоводитель, так и должностные лица, ответственные за перевозку, а в числе последних может быть и судовладелец. Что касается уголовной ответственности в данной сфере, это могут быть такие составы преступлений, как нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 263 УК РФ). Здесь, соответственно, она будет иметь отношение к ВВТ. Для привлечения судовладельца к ответственности по данной статье помимо установления всех признаков состава необходимо установление причинной связи между нарушением со стороны судовладельца правил и требований безопасности судоходства и наступлением общественно опасных последствий (материальный состав) в виде причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека (ст. 111 УК РФ) - простой состав либо по неосторожности смерти человека (квалифицированный состав) или двух и более лиц (особо квалифицированный). Если такие последствия причинены умышленно, то совокупности здесь не будет. Виновное лицо будет привлекаться по соответствующим статьям УК РФ. Статья 266 УК РФ "Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями", если это повлекло по неосторожности последствия, аналогичные указанным в ст. 263 УК РФ. Здесь объективная сторона составляет не только такие последствия в результате ремонтных работ, но и в результате выпуска в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств. В случае если такие последствия наступили только в результате ремонтных работ, то к ответственности будет привлечено лицо, осуществлявшее и ответственное за их выполнение. Что касается неоказания капитаном помощи на воде, то здесь субъектом преступления будет только капитан, и данное преступление не совсем соотносится с родовым объектом этой главы УК РФ, так как непосредственный его объект, это не безопасность судоходства, а жизнь и здоровье людей.

2. Императивной является и обязанность судовладельца подготовить и поддерживать судно в таком состоянии, чтобы оно соответствовало требованиям обеспечения безопасности судоходства.

Именно так по смыслу п. 2 рассматриваемой статьи надлежит понимать готовность судна к плаванию. Иными словами, техническая, экологическая, противопожарная, санитарная и иные виды безопасности должны быть в наличии, составляя единый комплекс соответствия требованиям безопасности. Следует отметить, что данные требования содержатся не только в законодательстве о ВВТ, но и в нормах экологического, санитарного и иных отраслей и институтов законодательства, так или иначе соприкасающихся с регулированием безопасности судоходства как непосредственно, так и косвенно. Уже указывалось, что судно не допускается к плаванию, если состав экипажа меньше по численности, чем предусмотрено Положением о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов. Данное Положение было подробно рассмотрено в комментарии к гл. 5 Кодекса.

3. Минтранс России является главным контролирующим и координирующим органом в области обеспечения безопасности судоходства, реализуя свои полномочия в данной сфере как непосредственно, так и путем деятельности структурных подразделений и подведомственных организаций. Свою деятельность Минтранс России и иные указанные органы выполняют в правовой и организационной формах. В целом, что касается ситуации с органами государственной власти, ответственными за контроль, надзор, правовое обеспечение и организацию безопасности судоходства, то те несоответствия, которые есть в структурно-функциональной сфере (ликвидация ГРСИ в 2005 году, проблемы с реализацией на практике положений о техническом надзоре (о Регистре), дублирование и коллизии полномочий и иное), хотя и не представляют серьезной угрозы и позитивные сдвиги, конечно, есть (в частности, ухудшений в показателях работы надзорных органов не наблюдается), но все же характеризуют ситуацию не с лучшей стороны. Подзаконные нормативно-правовые акты, издаваемые Минтрансом России и его структурными подразделениями, многообразны, и основные из них будут упомянуты далее. В целом в настоящее время действует с организационно-правовой точки зрения весьма неплохая система обеспечения безопасности судоходства. Ее структурно-функциональная сторона вкратце выглядит следующим образом:

координирующий орган - Минтранс России;

руководящий, организующий и исполнительный орган - Росморречфлот;

контролирующий орган - Ространснадзор с входящими в него территориальными подразделениями (БУГН на ВВТ);

обеспечивающие органы - администрации портов, БОГУ на ВВТ, организации, подведомственные Росморречфлоту;

взаимодействующие в смежных областях органы: Росприроднадзор, Ростехнадзор, Росморречфлот;

органы технического надзора - Речной Регистр и его учреждения;

объекты надзора (суда, судовладельцы, ВВП, СНО, СГТС, СУДС, лоцманские организации и службы).

Позитивные сдвиги здесь есть, в частности, на капитальный ремонт СГТС в 2008 - 2010 гг. планируется выделение финансовых средств в размере 3,5 миллиардов рублей. Кроме того, в системе, учитывая само ее назначение, явно недостает среди взаимодействующих органов правоохранительных структур, хотя на практике такое взаимодействие в ходе осуществления надзора на транспорте есть. Представляется целесообразным интенсивнее внедрять на ВВТ систему внезапных совместных проверок, которые проводятся Ространснадзором совместно с ФСБ и МВД России на воздушном транспорте (там за 2005 год произведено было 45 таких проверок). Впрочем, в нормативно-правовых актах транспортных ведомств предусматриваются случаи и порядок взаимодействия с правоохранительными органами в чрезвычайных ситуациях и в ситуациях, угрожающих безопасности судоходства. В частности, п. 9 Плана действий Федерального агентства морского и речного транспорта в кризисных ситуациях (в которые включается и террористическая угроза), утвержденного распоряжением Госморречфлота от 3 октября 2005 г. N АД-268-р, предусматривает создание в кризисных ситуациях органа оперативного управления, в состав которого в зависимости от решаемых задач могут войти представители взаимодействующих органов государственной власти: Минтранса России, ФСБ, МВД России, МЧС России и иных. Решение о создании такого органа оперативного управления принимается Председателем Правительства по представлению руководителей соответствующих ведомств в зависимости от характера кризисной ситуации.

4. БОГУ на ВВТ являются главным обеспечительным звеном в системе на местах, в бассейнах. Рассматриваемый пункт устанавливает их обязанности в области обеспечения безопасности судоходства. О содержании ВВП и НГО говорилось в комментарии к ст. 7 и ст. 8 Кодекса. Данные программы разрабатываются на основе федеральных программ гарантированных габаритов судовых ходов и категорий СНО по каждому бассейну. БОГУ на ВВТ вправе осуществлять такое обеспечение и содержание как своими средствами, так и с привлечением сторонних специализированных организаций. Правила пропуска судов и составов через шлюзы внутренних водных путей РФ утверждены Приказом Минтранса России от 24 июля 2002 г. N 100. Диспетчерские службы БОГУ на ВВТ и диспетчерами шлюзов на основании графика и расписания движения флота в бассейне и с учетом фактического подхода судов осуществляют руководство и организацию пропуска судов через шлюзы и шлюзованные участки рек. Что касается диспетчерского регулирования движения судов по ВВП - см. Положение о диспетчерском регулировании движения судов по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденное Приказом Минтранса России от 24 апреля 2002 г. N 55. О дипломировании лиц командного состава судов говорилось в комментарии к гл. 5 Кодекса, оно осуществляется на основании Положения о дипломировании (оно также рассмотрено в комментарии к гл. 5) в тех БОГУ на ВВТ, где создаются квалификационные комиссии. Следовало бы в едином подзаконном акте четко распределить полномочия по контролю за соблюдением законодательства о ВВТ и выполнением стандартов и иных технических норм между БОГУ на ВВТ и территориальными подразделениями надзора на ВВТ.

5. Обязанность владельцев ГТС и иных сооружений на ВВП (в пределах береговой полосы и на акватории ВВП и прилегающей территории) информировать БОГУ на ВВТ обо всех случаях угрозы безопасности судоходства является императивной, но действует она не всегда. К ответственности за ее нарушение можно привлекать только лиц, непосредственно отвечающих на данных сооружениях за безопасность судоходства.

6. Смысл надзора за безопасностью судоходства состоит в выявлении нарушений и иных недостатков в данной области и реализация функции государственного принуждения по отношению к выполнению всеми физическими и юридическими лицами, чья деятельность связана с функционированием ВВТ требований безопасности судоходства. Надзорным органом является Ространснадзор. Непосредственные функции по надзору на ВВТ осуществляет Управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, действующее на основании Положения об Управлении государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного Приказом Ространснадзора от 26 марта 2008 г. N ГК-302фс. С полномочиями данного органа можно ознакомиться по тексту этого Положения согласно реквизитам Приказа. На местах функции по надзору за безопасностью судоходства осуществляются территориальными подразделениями - БУГН на ВВТ. Помимо надзорных функций, органы надзора на ВВТ осуществляют также лицензирование видов деятельности на ВВТ, подлежащих лицензированию (см. комментарий к ст. 5 Кодекса), а также расследование и классификация аварийных случаев на ВВТ (см. комментарий к ст. 36 Кодекса). Что касается функций по контролю, надзору и регистрации маломерных судов, то они осуществляются Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России.

7. Определены основные полномочия органов надзора на ВВТ в п. 7 настоящей статьи. Конкретизируются они в подзаконных актах, в частности в Положении об Управлении государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, полномочия данной структуры определены разделом II Положения (полномочия в сфере контроля и надзора за соблюдением законодательства, в сфере лицензирования, в сфере организации проверок безопасности СГТС, в сфере участия в аттестации аварийно-спасательных служб и иные, всего 45 пунктов). Учитывая такой большой объем подзаконных актов привести их здесь даже в небольшой части невозможно, с ними можно ознакомиться только по самим источникам. Ряд полномочий надзорных органов определяется в нормативно-правовых актах функциональной направленности, например, Положением по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации, утвержденным Приказом Минтранса России от 29 декабря 2003 г. N 221. Порядок задержания судов, приостановления и запрещения движения судов и иных превентивных мер также определяется актами функциональной направленности - инструкциями о проведении проверок и осмотров судов. В частности, основаниями для приостановления движения (эксплуатации) судна являются:

отсутствие или истечение сроков действия судовых документов;

несоответствие численности экипажа требованиям минимального состава;

отсутствие или несоответствие занимаемым должностям дипломов лиц командного состава;

несение командным составом ходовой вахты сверх установленных норм;

несоответствие класса судна разряду разрешенного района плавания и габарита судна габаритам пути и иное.

8. Требования и предписания должностных лиц органов надзора за безопасностью судоходства обязательны к исполнению всеми лицами, осуществляющими судоходство. Такие постановления могут быть обжалованы в порядке, установленном ГПК РФ. Обязательны они и для иностранных судов в случае их судоходства по ВВП.

Другой комментарий к статье 34 КВВТ РФ

1. Осуществление морских перевозок невозможно без обеспечения их безопасности. Общие положения о безопасности судоходства предусмотрены настоящим Кодексом, а также иными нормативно-правовыми актами РФ. Правительством РФ утверждены некоторые положения, направленные на обеспечение безопасности мореплавания (Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11.04.2000 N 324 "О федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности судоходства" <103>; Положение от 06.06.2007 N 352 "О применении оружия и боевой техники Вооруженными Силами РФ для устранения угрозы террористического акта в воздушной среде и пресечения такого террористического акта" <104>; Положение от 06.06.2007 N 352 "О применении оружия и боевой техники Вооруженными Силами РФ для устранения угрозы террористического акта во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и при обеспечении безопасности национального морского судоходства, в том числе в подводной среде, или для пресечения такого террористического акта" <105> и др.).

--------------------------------
<103> См.: Постановление Правительства РФ от 11.04.2000 N 324 "Об утверждении Положения о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания" // СЗ РФ. 2000. N 16. Ст. 1714.
<104> См.: Постановление Правительства РФ от 06.06.2007 N 352 "О применении оружия и боевой техники Вооруженными Силами РФ для устранения угрозы террористического акта в воздушной среде и пресечения такого террористического акта" // СЗ РФ. 2007. N 24. Ст. 2921.
<105> См.: Постановление Правительства РФ от 06.06.2007 N 352 "О применении оружия и боевой техники Вооруженными Силами РФ для устранения угрозы террористического акта во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и при обеспечении безопасности национального морского судоходства, в том числе в подводной среде, или для пресечения такого террористического акта" // СЗ РФ. 2007. N 24. Ст. 2921.

Безопасность эксплуатации судов является обязанностью всех судовладельцев. Штатный состав судов должен обеспечивать не только безопасное управление судном, но и совершенствовать свои профессиональные (трудовые) навыки как работники (члены) экипажа.

Согласно ч. 1 ст. 10 ФЗ от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" <106> на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, не принимаются лица:

--------------------------------
<106> См.: Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" // СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 837.

1) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;

2) состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;

3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года;

4) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Федеральным законом "О полиции", имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска этих лиц к осуществлению деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни или здоровья человека, а также для окружающей среды.

Кроме того, в процессе эксплуатации внутренних водных путей и обеспечения транспортной безопасности (обеспечение транспортной безопасности согласно ч. 4 ст. 1 ФЗ от 09.02.2007 N 16-ФЗ определяется как реализация определяемой государством системы прав, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства) у членов экипажа должен преобладать так называемый человеческий фактор (нравственный аспект в том числе), который способствует недопущению экипажем судна возможных ошибок, предотвращает число аварий на флоте. Одной из серьезных проблем, угрожающих безопасности мореплавания, является употребление алкогольных и наркотических средств. Так, например, в доверительном управлении Мурманского морского пароходства находятся атомные ледоколы - суда с ядерными энергетическими установками, безопасная эксплуатация которых требует высочайшего профессионализма, надежности и ответственности персонала. Согласно действующей антинаркотической и антиалкогольной политике Мурманского пароходства, которая доведена до сведения всех сотрудников предприятия, употребление, хранение и распространение наркотиков на рабочих местах и судах компании строго запрещается и служит основанием для увольнения любого сотрудника независимо от его должности и заслуг <107>.

--------------------------------
<107> См.: Медведев А. По законам моря // Наркомат. 2006. N 6. С. 78.

Следует также отметить тот факт, что достаточно значителен процентный показатель "неквалифицированного" управления судном и его эксплуатации (87%), а это, в свою очередь, влияет на рост уровня аварийности (суда, перевозящие нефть и нефтепродукты; суда смешанного плавания (река - море) в морских районах). Таким образом, очевидно важное правовое значение установления различного рода требований к квалификации членов экипажа. Несоблюдение установленных требований дает основание для применения мер юридической ответственности (в том числе уголовной и др.).

2. Судно считается подготовленным к плаванию, если оно укомплектовано с соблюдением требований по всем видам безопасности (экологической, пожарной, технической и др.). Данное положение предусмотрено ч. 2 ст. 34 настоящего Кодекса, перекликается с положениями Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года <108>.

--------------------------------
<108> Документ опубликован не был.

3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи организация обеспечения безопасности судоходства, разработка и утверждение нормативных правовых актов, определяющих правоотношения в области безопасности судоходства, контроль за выполнением требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов в указанной области осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Управление транспортной системой России осуществляют федеральные органы исполнительной власти, которые подвергаются регулярному организационному реформированию.

Министерство транспорта Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации (кроме вопросов использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), морского (включая морские торговые, специализированные и рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, геодезии и картографии <109>. В настоящее время структура Министерства транспорта России делится по отраслевой направленности (в зависимости от вида транспортного средства), включает департаменты и управления транспортным комплексом. Правовой статус федеральных органов исполнительной власти в сфере транспорта, осуществляющих государственное управление в названной сфере, осуществляется на основании нормативно-правовых актов РФ.

--------------------------------
<109> См.: Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта РФ" // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3342.

4. Проверка состояния безопасности судоходства на внутреннем водном транспорте является одним из приоритетных направлений в деятельности бассейновых органов государственного управления на внутреннем водном транспорте. Так, Федеральное агентство морского и речного транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере морского и речного транспорта, в том числе в отношении морских рыбных портов в целях развития транспортного комплекса <110>, организует:

--------------------------------
<110> См.: Постановление Правительства РФ от 23.07.2004 N 371 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3261; 2006. N 41. Ст. 4256; 2006. N 52. Ст. 5591; 2007. N 6. Ст. 764.

- проведение работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море и на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта;

- мероприятия по защите морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания;

- проведение работ по навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания судов в акваториях морских и речных портов, на трассах Северного морского пути и по внутренним водным путям, за исключением участков пограничных зон Российской Федерации;

- диспетчерское регулирование движения судов по внутренним водным путям Российской Федерации;

- проведение работ по содержанию внутренних водных путей, в том числе судоходных гидротехнических сооружений на них и подходов к причалам общего пользования, а также по организации технологической связи организаций внутреннего водного транспорта и др.

Кроме того, Ространснадзор осуществляет надзорные функции, в том числе в области обеспечения безопасности судоходства, в пределах предоставленной ему компетенции на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 398 "О Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" <111>, и Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти в РФ" <112>.

--------------------------------
<111> См.: Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3345; 2006. N 15. Ст. 1612; 2006. N 41. Ст. 4256; 2006. N 52. Ст. 5587; 2007. N 52. Ст. 6472.
<112> См.: Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти в РФ" // СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945; 2004. N 21. Ст. 2023; 2005. N 52. Ст. 5690; 2007. N 40. Ст. 4717; 2005. N 12. Ст. 1023; 2006. N 14. Ст. 1509.

Федеральное государственное управление "Служба морской безопасности", находящееся в ведении Министерства транспорта России, действует на основании Устава, утвержденного Приказом Росморречфлота от 13.04.2005 N 11 <113>. Служба морской безопасности, отмечают Е.В. Милякина, А.А. Росса, оказывает на договорной основе услуги в области пожарной безопасности и имеет право осуществлять деятельность, приносящую доход постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана <114>.

--------------------------------
<113> См.: Приказ Росморречфлота от 13.04.2005 N 11 "Об утверждении Устава Федерального государственного учреждения "Служба морской безопасности" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 23.
<114> См.: Милякина Е.В., Росса А.А. Экономико-правовые проблемы обеспечения экономической безопасности на морском транспорте // Законодательство и экономика. 2006. N 8. С. 30.

Частью 4 комментируемой статьи на бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте для обеспечения безопасности судоходства возложены функции по осуществлению пропуска судов и иных плавучих объектов через шлюзы.

Правила пропуска судов и составов через шлюзы внутренних водных путей Российской Федерации утверждены Приказом Минтранса России от 24 июля 2002 г. N 100.

Данные Правила определяют организацию и технологию безопасного пропуска флота через судоходные шлюзы, находящиеся в ведении организаций Министерства транспорта Российской Федерации.

Суда, направляющиеся на шлюзование, должны иметь технически исправное рулевое управление, дистанционное автоматическое управление, необходимое давление воздуха в пусковых баллонах главных двигателей, а также втянутые в клюзы и надежно закрепленные якоря.

Суда, направляющиеся на шлюзование, не должны иметь:

- утечки нефтепродуктов;

- посторонних предметов (тросы, проволока и др.) на якорях, волочащихся цепей и тросов;

- выступающих за габаритную ширину поврежденных элементов корпуса или надстройки, частей груза или других предметов.

Руководство и организация пропуска судов через шлюзы и шлюзованные участки рек (каналы) осуществляются на основании расписания и графика движения флота в бассейне, а также с учетом фактического подхода флота. Судопропуск осуществляется при наличии заявки от капитана (вахтенного начальника) судна, поданной не позднее чем за 3 часа до планируемого подхода судна к отдельному шлюзу или головному шлюзу шлюзованного участка реки (канала). Для судов, работающих по расписанию, предварительная заявка не требуется.

Пропуск пассажирских и других судов, работающих по расписанию, осуществляется согласно расписанию их движения. Остальные суда пропускаются в порядке их подхода к шлюзу, а при наличии очереди на подходах к шлюзам должна обеспечиваться следующая последовательность их пропуска:

- первая очередь - нефтеналивные суда и составы с нефтепродуктами или их остатками с температурой вспышки паров ниже 60 град. C, суда с взрывчатыми и отравляющими веществами, суда со скоропортящимися грузами;

- вторая очередь - спецобъекты и суда технического флота;

- третья очередь - сухогрузные самоходные суда и толкаемые составы, нефтеналивные суда и составы с нефтепродуктами или их остатками с температурой вспышки паров + 60 град. C и выше;

- четвертая очередь - сухогрузные буксируемые составы.

Местный экскурсионный флот пропускается на основании заявки владельца, подаваемой диспетчеру (начальнику вахты) шлюза не менее чем за 1,5 часа до предполагаемого подхода.

При нарушении данных Правил диспетчер (начальник вахты) шлюза имеет право запретить шлюзование и дальнейшее движение судна.

Диспетчерское регулирование движения судов также возложено на бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте.

Порядок диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации утвержден Приказом Минтранса России от 1 марта 2010 г. N 47.

Диспетчерское регулирование движения судов на внутренних водных путях организуется Федеральным агентством морского и речного транспорта через подведомственные организации, уполномоченные осуществлять диспетчерское регулирование движения судов на внутренних водных путях.

Диспетчерскому регулированию движения судов на внутренних водных путях подлежат все самоходные суда (кроме маломерных судов) и буксируемые (толкаемые) составы.

Диспетчерское регулирование движения несамоходных и буксирующих (толкающих) судов в составах осуществляется с учетом особенностей, определенных схемами их формирования, подготовленными судовладельцами и согласованными с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Диспетчерское регулирование движения судов на внутренних водных путях осуществляется во всем бассейне или на отдельных участках внутренних водных путей бассейна. На реках, на которых возведены искусственные водоподпорные и судоходные сооружения, изменившие естественный режим стока, каналах, а также регулируемых участках внутренних водных путей, имеющих ограничения по условиям плавания, диспетчерское регулирование движения судов на внутренних водных путях является обязательным для самоходных судов (кроме маломерных судов) и буксируемых (толкаемых) составов.

Повышение квалификации лиц командного состава, а равно проведение аттестации специалистами Службы речного флота России осуществляется на основании действующего законодательства (положений, утвержденных Министерством труда РФ).

5. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере внутреннего водного транспорта, а также обеспечению транспортной безопасности в этой сфере является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта при реализации своих полномочий осуществляет в том числе специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на органы Российской транспортной инспекции, федеральный орган исполнительной власти в области транспорта (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в транспортном комплексе) и государственную речную судоходную инспекцию.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является главным государственным транспортным инспектором Российской Федерации, а работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в зависимости от вида транспорта, в области которого они осуществляют контрольные и надзорные функции, обладают установленными законодательством Российской Федерации правами и полномочиями, в том числе должностных лиц государственной речной судоходной инспекции.

Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 398.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет, в частности, контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации о внутреннем водном транспорте Российской Федерации, о транспортной безопасности.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

- проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность;

- организовывать проведение необходимых расследований (за исключением авиационных и дорожно-транспортных происшествий), испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;

- запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции службы;

- применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.

Приказом Ространснадзора от 1 июля 2010 г. N АК-692фс утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственной функции по проведению проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации, о торговом мореплавании, о внутреннем водном транспорте Российской Федерации юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по обеспечению безопасности мореплавания и судоходства.

Данный Административный регламент определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при исполнении государственной функции - проведение проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации, о торговом мореплавании, о внутреннем водном транспорте Российской Федерации юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими в том числе деятельность по обеспечению безопасности судоходства по внутренним водным путям Российской Федерации.

Исполнение государственной функции осуществляется Управлением государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и (или) территориальными управлениями государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (территориальные органы).

Управление и территориальные органы проводят проверки и принимают по их результатам меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации, в том числе о внутреннем водном транспорте Российской Федерации, осуществляют должностные лица Ространснадзора и его территориальных органов, уполномоченные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 409 "Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций".

Данное Положение определяет полномочия государственных транспортных инспекторов - должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов, осуществляющих контрольные (надзорные) функции в том числе в области внутреннего водного транспорта, судоходных гидротехнических сооружений, а также обеспечения транспортной безопасности в этой области.

В соответствии с указанным Положением государственный транспортный инспектор осуществляет контроль (надзор) за реализацией лицами, осуществляющими деятельность в области внутреннего водного транспорта, судоходных гидротехнических сооружений, мер по обеспечению безопасности функционирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также за обеспечением транспортной безопасности и готовностью аварийно-спасательных служб и формирований субъектов транспортного комплекса.

Кроме того, государственный транспортный инспектор контролирует соблюдение субъектами транспортного комплекса требований законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в сфере транспорта, в том числе на внутреннем водном транспорте:

- требований к безопасности эксплуатации судов, осуществляющих судоходство и мореплавание;

- правил содержания судовых ходов и средств навигационного оборудования на внутренних водных путях Российской Федерации;

- требований к безопасности эксплуатации портовых гидротехнических и судоходных гидротехнических сооружений;

- правил подготовки членов экипажей морских, речных и спортивных парусных судов.

Управление и (или) его территориальные органы осуществляют проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по обеспечению безопасности судоходства.

Управлением и (или) его территориальными органами проводятся плановые и внеплановые проверки. Плановые и внеплановые проверки проводятся должностным лицом (должностными лицами) Ространснадзора и (или) его территориальных органов в форме документарной или выездной проверки.

Государственный транспортный инспектор в целях осуществления контроля (надзора) при исполнении должностных обязанностей осуществляет следующие полномочия:

- производит осмотр транспортных объектов и транспортных средств, посещает беспрепятственно служебные и производственные помещения субъектов транспортного комплекса;

- проводит проверки субъектов транспортного комплекса, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность;

- запрашивает у субъектов транспортного комплекса необходимые для выполнения задач контроля (надзора) документы и информацию;

- осуществляет отбор и направление на экспертизу, испытания, анализ и оценку проб горюче-смазочных материалов, образцов комплектующих изделий, материалов конструкций.

По результатам проверки должностными лицами Управления (территориального органа), проводившими проверку, составляется акт проверки, который оформляется непосредственно после ее завершения.

В случае выявления по результатам проверки нарушения требований законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации о торговом мореплавании, о внутреннем водном транспорте Российской Федерации, в части обеспечения безопасности мореплавания и судоходства юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю вместе с актом выдается предписание об устранении выявленных нарушений.

В связи с этим государственный транспортный инспектор также уполномочен:

- применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений субъектами транспортного комплекса требований в установленной сфере деятельности, а также меры, направленные на ликвидацию последствий указанных нарушений;

- составлять протоколы об административных правонарушениях, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, рассматривать их и выносить по ним постановления;

- выдавать юридическим и физическим лицам, должностным лицам в установленной сфере деятельности обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе о запрете эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры, запрете и приостановке движения транспортных средств (далее - предписания), и проверять их исполнение.

В случае если при проведении проверки установлено, что деятельность юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими оборудования, объектов, транспортных средств (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен, Ространснадзор, территориальный орган обязаны незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Кодексом об административных правонарушениях.

Соответственно, на государственного транспортного инспектора независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени возложена обязанность в случае возникновения угрозы или события, угрожающего безопасному функционированию транспортного комплекса, оказывать помощь в предотвращении либо прекращении нарушения требований к безопасности на транспорте.

Например, Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 мая 2011 г. по делу N А56-38910/2010 была подтверждена законность решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 сентября 2010 г. и Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2010 г., которыми была подтверждена законность предписания Северо-Западного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (от 21 июня 2010 г. N 15-5/ЧЛО-10) в отношении ООО "Буксирная судоходная компания".

Указанное предписание было вынесено Управлением на основании акта от 26 июня 2010 г., составленного по итогам проведенного 21 июня 2010 г. сотрудниками Управления осмотра принадлежащего ООО "Буксирная судоходная компания" теплохода "Памир", в ходе которого были отражены многочисленные нарушения.

Как было установлено судами трех инстанций, капитану теплохода "Памир" предписание, которым запрещено движение судна до прибытия на борт лоцмана, аттестованного комиссией ГБУ "Волго-Балт", было правомерно выдано в связи с выявленными нарушениями в целях предотвращения угрозы безопасности судоходству, жизни и здоровью людей, а также ущерба водной среде.

6. В соответствии с ч. 8 комментируемой статьи морское судно, плавающее под Государственным флагом Российской Федерации, или судно, плавающее под флагом иностранного государства, при заходе на внутренние водные пути может быть подвергнуто органами надзора за безопасностью судоходства проверке на одинаковых основаниях с судами, плавающими по внутренним водным путям.

Остались вопросы по ст 34 КВВТ РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 34 КВВТ РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.