1. Распоряжения капитана судна в пределах его полномочий должны исполняться всеми находящимися на судне лицами.
2. Капитан судна имеет право применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на членов экипажа судна, отстранять их от исполнения служебных обязанностей в случаях и в порядке, которые предусмотрены уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, уставом о дисциплине.
3. Капитан судна вправе изолировать лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.
4. В случае обнаружения на судне, находящемся в плавании, признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна обязан задержать лицо, подозреваемое в совершении такого преступления, до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или ближайшем населенном пункте.
5. В случае обнаружения на судне во время пребывания его в порту признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна обязан незамедлительно информировать об этом компетентные органы.
6. В случае нападения на судно лиц в целях совершения ими противоправных действий капитан судна обязан действовать в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.
Комментарий к статье 31 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
1. Обязанности капитана по поддержанию порядка на судне, обусловленные его статусом как главного должностного лица на судне, подразделяются на два основных вида: в обычных условиях и в чрезвычайных обстоятельствах. По субъектному составу их тоже можно дифференцировать:
относящиеся только к экипажу;
распространяющиеся на всех лиц, находящихся на судне.
Территориально они действуют только на судне, за исключением той ситуации, когда судно погибло. В этом случае все права и обязанности капитана сохраняются в отношении всех спасенных лиц, которые находились на судне до его гибели. Распоряжения капитана судна обязательны для всех лиц, находящихся на судне как для членов экипажа, так и для иных. Данные распоряжения должны отдаваться капитаном в пределах его полномочий, они могут быть как в устной, так и в письменной форме. Капитан вправе издавать приказы по судну, которые подлежат беспрекословному выполнению всеми лицами, котором они адресованы.
2. Перечень дисциплинарных поощрений и взысканий, которые могут применяться к членам экипажа судна (само собой, они не могут применяться по отношению к иным находящимся на судне лицам), определяются в общих чертах ТК РФ (гл. 30), а применительно к ВВТ - Уставом о дисциплине. В настоящее время новый Устав о дисциплине, как уже указывалось выше, рассматривался на заседании Правительства РФ в марте 2008 г. Проект данного устава предусматривает, в частности: виды поощрения за труд, помимо тех, что предусмотрены ст. 191 ТК РФ, и порядок их применения, виды дисциплинарных взысканий, помимо предусмотренных ТК РФ и порядок их применения, основания для наложения дисциплинарных взысканий, установленных Уставом, с учетом обязанностей работников ВВТ по обеспечению надлежащего функционирования ВВТ, порядок наложения дисциплинарных взысканий капитаном судна и работодателем, учитывая специфику деятельности ВВТ, порядок обжалования дисциплинарных взысканий. В соответствии со ст. 192 ТК РФ федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для определенных категорий работников могут предусматриваться и другие виды дисциплинарных взысканий, помимо тех, что предусмотрены данной статьей ТК РФ (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям), поэтому в Уставе о дисциплине вполне уместна такая детальная регламентация указанных вопросов с учетом специфики ВВТ. Данный Устав предусматривает, помимо поощрений, предусмотренных ТК РФ, также поощрения в виде ведомственных наград (медали, нагрудные знаки и иные). Работодатель и уполномоченные им лица вправе применять все виды поощрений, предусмотренных как ТК РФ, так и Уставом. Капитан вправе объявлять благодарность с оформлением приказа по судну и уведомлением работодателя. Что касается взысканий, то Устав предусматривает следующие их виды, помимо тех, что установлены ТК РФ:
предупреждение о неполном служебном соответствии;
освобождение от исполнения трудовых обязанностей, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения судов по основаниям, предусмотренным Уставом на срок до одного года;
увольнение по основаниям, предусмотренным Уставом.
Капитан судна вправе налагать только взыскания в виде замечания, выговора или предупреждения о неполном служебном соответствии. Это осуществляется капитаном путем издания приказа по судну с последующим уведомлением работодателя. Предупреждение о неполном служебном соответствии и освобождение от трудовых обязанностей могут налагаться только в случае повторного совершения работником дисциплинарного проступка после наложения взыскания в виде замечания или выговора. Уставом также подробно регламентируется порядок наложения иных дисциплинарных взысканий, которые вправе налагать только работодатель. Что касается обжалования взысканий, наложенных капитаном судна, то оно осуществляется по правилам ст. 193 ТК РФ, в срок не позднее 3 месяцев со дня возвращения работника из плавания.
Если же вести речь в целом о перечне установленных в Уставе взысканий, то некоторые из них вызывают сомнения и ряд замечаний, основные из которых были высказаны Комитетом Государственной Думы РФ по труду и социальной политике, Федерацией независимых профсоюзов России, Общественной палатой РФ. Весь спектр данных замечаний и предложений по доработке проекта Устава о дисциплине здесь нет возможности привести. С ними можно ознакомиться непосредственно по публикациям проекта Федерального закона N 52141-5 "Устав о дисциплине работников внутреннего водного транспорта", в которых, как правило, содержатся и данные замечания. В частности, заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы данного законопроекта.
3. Пунктами 3 - 5 рассматриваемой статьи определяются полномочия капитана в опасном для судна, находящихся на нем лиц и имущества случае поведения лица, а также в случае обнаружения признаков преступления в ходе рейса и в порту. При нахождении в порту это относится как к стоянке судна, так и к его движению в акватории порта. Поведение лица, находящегося на судне, угрожающее безопасности судна, людей или имущества, определяется исходя из конкретной ситуации, изоляция такого лица осуществляется до прихода судна в ближайший порт, где такое лицо, если его поведение продолжает оставаться угрожающим, должно быть удалено с судна.
Признаки преступления существуют прежде всего в виде признаков его состава - объективной стороны, объекта, субъекта и субъективной стороны. Все они подлежат установлению в определенном УПК РФ порядке, что не относится полностью к компетенции капитана (и не должно, конечно, относиться). В данном случае акцент делается на объективную сторону - на действия по совершению преступления и на результаты таких действий в виде наступивших общественно опасных последствий, допустим, на судне обнаружен труп с признаками насильственной смерти. Подозреваемое капитаном лицо, скажем, на основании предварительных показаний свидетелей (они здесь еще не свидетели в уголовно-процессуальном смысле, уместнее будет их просто назвать очевидцами либо косвенными свидетелями, но условно) подлежит немедленной изоляции до ближайшего порта или населенного пункта, где такое лицо должно быть передано правоохранительным органам. Если расстояние до населенного пункта ближе, чем до порта, такое лицо должно быть передано правоохранительным органам в данном населенном пункте. В случае обнаружения признаков преступления при нахождении судна в акватории порта такое лицо также подлежит задержанию капитаном с немедленным информированием об этом портовых властей и правоохранительного органа на данной территории (информировать, исходя из ситуации, можно любой из правоохранительных органов, например, ЛОВДТ, здесь еще не решается вопрос о подследственности). КТМ РФ, в отличие от КВВТ РФ, наделяет капитана морского судна функциями органа дознания (ст. 69 КТМ РФ), руководствующегося в этом случае УПК РФ и инструкциями о производстве дознания на судах, находящихся в плавании, утверждаемыми Генеральным прокурором РФ по согласованию с Минтрансом России и Госкомрыболовством. Исходя из смысла п. 4 и п. 5 рассматриваемой статьи КВВТ РФ такими функциями капитана речного судна не наделяет. Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 40 УПК РФ, возбуждение уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ, и выполнение неотложных следственных действий возлагается также на капитанов речных судов, находящихся в дальнем плавании по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах. Статья 146 УПК РФ регламентирует порядок возбуждение уголовного дела публичного обвинения.
Дела публичного обвинения - это уголовные дела о преступлениях, которые не предусмотрены ч. 2 и ч. 3 ст. 20 УПК РФ, - основная масса преступлений, дела по таким преступлениям возбуждаются на основании их признаков и прекращению в связи с примирением с потерпевшим не подлежат. Это, в частности, убийство, причинение тяжкого вреда здоровью и иные. Задержание лица должно осуществляться по основаниям и в порядке, установленном ст. 91 и ст. 92 УПК РФ. Исходя из этого, капитан вправе задержать лицо:
когда оно застигнуто при совершении преступления или непосредственно после этого;
когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
когда на этом лице или его одежде будут обнаружены явные следы преступления.
Также оно может быть задержано, если пыталось скрыться. О произведенном задержании капитан обязан информировать прокурора в письменном виде не позднее 12 часов с момента задержания. Согласно ч. 4 ст. 146 УПК РФ при возбуждении уголовного дела капитанами речных судов, находящихся в дальнем плавании, прокурор незамедлительно уведомляется о начатом расследовании, постановление о возбуждении уголовного дела незамедлительно передается прокурору при первой возможности. Если прокурор признает постановление незаконным, он в течение 24 часов выносит мотивированное постановление об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, уведомляя об этом капитана судна. Исходя из ст. 40 и ст. 146 УПК РФ, таким образом, следует полагать, что, если судно не находится в дальнем рейсе, полномочия капитана ограничиваются задержанием лица и немедленной, при первой возможности, передачей его правоохранительным органам.
При задержании лица, подозреваемого в совершении преступления (фактический подозреваемый), капитан не должен допускать превышения мер, необходимых для задержания такого лица (ч. 2 ст. 38 УК РФ). Таким превышением является явное несоответствие мер задержания характеру и степени общественной опасности преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Если, скажем, лицо задерживается капитаном по подозрению в краже, и при этом оно не оказывает физического сопротивления, причинение в таком случае средней степени тяжести вреда здоровью такого лица в результате применения физической силы при задержании будет являться превышением мер.
4. Нападение на судно само по себе уже является противоправным. Цель, с которой осуществляется нападение, не играет роли для выполнения капитаном обязанности, установленной п. 6 рассматриваемой статьи. Он об этой цели может вообще ничего не знать. В ситуации нападения на судно либо в ситуации его непосредственной угрозы капитан обязан действовать в порядке, установленном Минтрансом России по согласованию с ФСБ и МВД России - таков смысл нормы п. 6 данной статьи. В общих чертах на капитана возлагается обязанность обеспечить всеми возможными средствами безопасность судна, находящихся на нем людей и имущества. При нападении или при непосредственной его угрозе капитан должен немедленно сообщать о месте нападения, а также о составе и национальной принадлежности нападающих. Мероприятия, связанные с действиями при нападении на судно и при его угрозе, могут содержаться и в нормативных правовых актах Минтранса России по обеспечению безопасности плавания судов.
Другой комментарий к статье 31 КВВТ РФ
1. Комментируемая статья указывает права и обязанности капитана судна, которыми он наделен в целях поддержания порядка на судне.
Капитан судна имеет право применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на членов экипажа судна.
Члены экипажа судна поощряются за образцовое выполнение трудовых обязанностей, продолжительную безупречную работу, выполнение ответственных поручений и т.д.
К работникам применяются следующие поощрения:
а) объявление благодарности;
б) выдача премии;
в) награждение ценным подарком;
г) награждение Почетной грамотой;
д) занесение на Доску почета, в Книгу почета;
е) присвоение звания лучшего работника по данной профессии или других званий за успехи в работе;
ж) награждение нагрудным значком.
Допускается соединение нескольких поощрений.
Капитан самоходного судна с экипажем численностью не менее 7 человек имеет право объявлять по согласованию с профсоюзным комитетом (профсоюзным организатором) членам экипажа благодарность в приказе, поощрять (при наличии средств, выделенных на эти цели) денежными премиями, а также принимать совместно с профсоюзным комитетом (профсоюзным организатором) решение о занесении отличившихся членов экипажа на Доску почета, в Книгу почета судна.
Поощрения, кроме устной благодарности, объявляются в приказе и заносятся в трудовую книжку работника.
2. В соответствии со смыслом ст. 423 ТК РФ впредь до введения в действие федеральных законов, устанавливающих положения (уставы) о дисциплине, постановления Правительства РФ, которые ввели в действие уставы и положения о дисциплине в отдельных отраслях транспорта или распространили действие данных актов на некоторые другие категории работников транспорта, продолжают действовать в отношении работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств. Однако нормы, содержащиеся в указанных актах, применяются в отношении этой категории работников постольку, поскольку они не противоречат положениям Трудового кодекса РФ. В силу прямого указания ст. 330 и ч. 4 ст. 192 ТК РФ не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами либо установленными ими уставами (положениями) о дисциплине, в том числе особых видов дисциплинарных взысканий.
Виновное нарушение работником речного транспорта дисциплины при исполнении трудовых обязанностей, а также установленных правил поведения на судах, пристанях, в портах и на служебных территориях других предприятий, учреждений и организаций, даже если оно совершено не при исполнении трудовых обязанностей, является дисциплинарным проступком, если это нарушение не влечет за собой уголовной ответственности.
За совершение дисциплинарного проступка могут применяться следующие дисциплинарные взыскания:
а) замечание;
б) выговор;
в) строгий выговор;
г) предупреждение о неполном служебном соответствии;
д) перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев или смещение на низшую должность на тот же срок;
е) перевод на судно более низкой группы по оплате труда или на работу, не связанную с движением судов или обслуживанием пассажиров, с учетом профессии (специальности) на срок до одного года;
ж) лишение звания лица командного состава судов с изъятием диплома (квалификационного свидетельства) на срок от шести месяцев до двух лет с предоставлением работы с учетом профессии (специальности);
з) увольнение.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Применение дисциплинарного взыскания не освобождает работника, совершившего проступок, от материальной и административной ответственности, предусмотренной действующим законодательством, а также может сочетаться в установленном порядке с полным или частичным лишением премий, вознаграждения по итогам годовой работы и с ограничением льгот в области социально-культурного и бытового обслуживания.
Руководитель не должен оставлять без воздействия ни одного проступка подчиненного. В случае нецелесообразности применения дисциплинарного взыскания руководитель может ограничиться предупреждением работника о необходимости строгого соблюдения дисциплины либо передать вопрос о проступке на рассмотрение трудового коллектива, товарищеского суда или общественной организации.
Особое внимание руководителя должно быть направлено на своевременное предупреждение проступков подчиненных, выявление и устранение причин, порождающих их, на создание в трудовом коллективе обстановки нетерпимого отношения к нарушениям дисциплины, на использование силы общественного воздействия в борьбе с этими нарушениями.
Дисциплинарное взыскание в виде перевода работника на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев или смещения на низшую должность на этот же срок производится с учетом профессии (специальности), а в случаях систематического нарушения трудовой дисциплины, прогула без уважительных причин или появления на работе в нетрезвом состоянии может производиться без учета профессии (специальности).
Не допускается перевод работника в качестве дисциплинарного взыскания на такую работу, которая противопоказана ему по состоянию здоровья согласно медицинскому заключению.
Капитан судна вправе списать с судна за нарушение дисциплины любого члена экипажа с одновременным направлением вышестоящему руководителю представления о наложении дисциплинарного взыскания на этого работника.
Дисциплинарное взыскание должно соответствовать степени вины работника и тяжести совершенного проступка. При определении меры дисциплинарного взыскания должны учитываться вред, причиненный проступком, обстоятельства, при которых он совершен, мотивы проступка, а также предшествующая работа лица, совершившего проступок.
Капитан имеет право отстранять членов экипажа судна от исполнения служебных обязанностей в случаях и в порядке, которые предусмотрены уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, уставом о дисциплине. Так, например, капитан вправе отстранять лоцмана от проводки в случаях сомнений в правильности рекомендаций или неправильных его действий и осуществлять в дальнейшем проводку самостоятельно в районах необязательной лоцманской проводки или потребовать замены лоцмана, если такая проводка является обязательной.
Также капитан имеет право изолировать лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.
3. Капитан судна обязан:
- задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или ближайшем населенном пункте, в случае его обнаружения на судне, находящемся в плавании;
- незамедлительно информировать компетентные органы об обнаружении на судне во время пребывания его в порту признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
- действовать в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел, в случае нападения на судно лиц в целях совершения ими противоправных действий.