1. Перевозчик или буксировщик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня получения претензии.
2. При частичном удовлетворении или отклонении претензии заявителя в уведомлении перевозчика или буксировщика должно быть указано основание принятого решения со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты. В этом случае представленные при предъявлении претензии документы возвращаются заявителю.
Комментарий к статье 163 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
1. Претензия, принятая перевозчиком (буксировщиком), должна быть им рассмотрена по существу, и о результатах ее рассмотрения перевозчик (буксировщик) должен уведомить заявителя не позднее чем через 30 дней после даты получения претензии. Данный срок начинает течь на следующий день после этой даты. При рассмотрении претензии следует тщательно изучить представленные требования, документы, обосновывающие саму претензию и обосновывающие ее сумму. Если в процессе рассмотрения претензии обнаружится отсутствие какого-либо документа, помимо тех, которые указаны в ст. 162 настоящего Кодекса, перевозчик (буксировщик) может вынести решение по результатам рассмотрения на основании имеющихся документов, а может потребовать предоставления недостающих документов от заявителя. Вопрос о том, вправе ли перевозчик (буксировщик) отказать в принятии претензии к рассмотрению при отсутствии документов, которые не указаны в ст. 162 КВВТ РФ, не решен. С одной стороны, ему лучше потребовать от заявителя представления недостающих для всестороннего изучения обстоятельств документов по той простой причине, что часто удовлетворение претензии в досудебном порядке является для перевозчика (буксировщика) менее обременительным, нежели через суд. О возможных негативных последствиях "антирекламы" уже было сказано выше. С другой стороны, требования, заявленные в претензии, могут быть и необоснованно завышенными, чего можно избежать только при судебном рассмотрении спора. В случае завышенных требований перевозчику предоставлено право частично удовлетворить претензию, но в этом случае следует в деталях обосновать, почему требование является завышенным.
2. В общих чертах ответ на претензию должен содержать реквизиты сторон, сущность предъявленного требования, данные о рассмотрении претензии и приложенных документов, решение, которое должно быть обоснованным и мотивированным, если принято решение об удовлетворении претензии, а также порядок уплаты ее суммы. Если претензия удовлетворена частично, а также в случае решения об отклонении претензии, следует также в деталях обосновать соответствующее решение, ссылаясь на нормативный материал. К примеру, если претензия о возмещении убытков, причиненных повреждением груза, отклонена на том основании, что заявитель не представил к ней коммерческий акт, должна быть ссылка на п. 1 ст. 160 и абзац 3 ст. 162 КВВТ РФ. Документы, которые были представлены перевозчиком, в случае частичного удовлетворения претензии или ее отклонения должны быть возвращены заявителю. О правовых последствиях невозврата таких документов указывалось в комментарии к ст. 161 настоящего Кодекса. В этом случае суд обяжет перевозчика (буксировщика) представить данные документы.
Другой комментарий к статье 163 КВВТ РФ
1. Для рассмотрения транспортным предприятием предъявленной к нему претензии установлен специальный срок. Статья 797 ГК РФ предусматривает, что иски к перевозчику могут быть предъявлены грузоотправителем либо грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в 30-дневный срок.
Перевозчик или буксировщик обязаны рассмотреть полученную претензию и о результатах уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня получения претензии.
Уведомление об удовлетворении или отклонении претензии подписывается руководителем транспортного предприятия.
2. В силу п. 2 комментируемой статьи при частичном удовлетворении или отклонении претензии заявителя в уведомлении перевозчика или буксировщика должно быть указано основание принятого решения со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты. В этом случае представленные при предъявлении претензии документы возвращаются заявителю.
При удовлетворении претензии полностью документы, представленные заявителем претензии, не возвращаются.
В ответе на претензию необходимо указать признанную сумму, срок и способ удовлетворения претензии (номер и дата платежного поручения на перечисление денежных средств, наименование продукции, время отгрузки, реквизиты сопроводительных документов).
Способы отправки ответа на претензию аналогичны направлению самой претензии, поскольку ответ является документом, создающим определенные права и обязанности у сторон хозяйственного спора.
Согласно ст. 111 АПК РФ в случае, если спор возник вследствие нарушения лицом, участвующим в деле, претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного федеральным законом или договором, в том числе нарушения срока представления ответа на претензию, оставления претензии без ответа, арбитражный суд относит на это лицо судебные расходы независимо от результатов рассмотрения дела.