Правила, установленные статьями 128-135 настоящего Кодекса, применяются и в случае, если спасенное судно и осуществлявшее спасательные операции судно принадлежат одному и тому же владельцу.
Комментарий к статье 136 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
На первый взгляд это правило может показаться нелогичным, но речь идет не о договорах о спасании, а о выплате вознаграждения, специальной компенсации, о спасании людей, о неправильном поведении и запрещении спасательных операций, которое может выразить и капитан судна, не только его владелец, а также, что особенно важно, о распределении вознаграждения между судовладельцем и членами экипажа спасательного судна, поэтому данные нормы подлежат применению. Что касается договоров о спасании, то, конечно, сам с собой судовладелец их не может заключать.
Другой комментарий к статье 136 КВВТ РФ
Комментируемая статья основывается на п. 3 ст. 12 Международной конвенции о спасании, в соответствии с которым правила, установленные гл. III "Права спасателей", применяются также в случае, если спасенное судно и осуществлявшее спасательные операции судно принадлежат одному и тому же владельцу. Это означает, что:
- члены экипажа судна, осуществлявшего спасательную операцию, имеют право на долю вознаграждения в порядке его распределения между владельцем такого судна и членами его экипажа;
- владелец судна, осуществлявшего спасательную операцию, имеет право на получение доли вознаграждения, причитающегося с владельца груза, перевозимого на спасенном судне;
- владелец судна, осуществлявшего спасательную операцию, имеет право на предъявление требования к своим страховщикам об уплате соответствующей доли по судну.
Наличие указанных положений призвано защищать коммерческие интересы судовладельца.
Грузовладелец уплачивает судовладельцу свою долю вознаграждения, которое могло бы быть установлено за осуществление спасательной операции, пропорционально соответствующей спасенной стоимости груза.