1. По отношению к владельцу находящегося в опасности судна или владельцу находящегося в опасности другого имущества спасатель обязан:осуществлять спасательные операции с должной заботой;при выполнении обязанности, предусмотренной абзацем вторым настоящего пункта, проявлять должную заботу о предотвращении или об уменьшении ущерба окружающей среде;обращаться за помощью к другим спасателям, когда этого разумно требуют обстоятельства;соглашаться на участие других спасателей, когда этого разумно требует капитан находящегося в опасности судна или его владелец либо владелец находящегося в опасности другого имущества, при условии, если это не повлияет на размер вознаграждения спасателя и будет признано, что такое требование неразумно.
2. По отношению к спасателю капитан находящегося в опасности судна и его владелец или владелец находящегося в опасности другого имущества обязаны:в полной мере сотрудничать с ним в ходе спасательных операций;при выполнении обязанности, предусмотренной абзацем вторым настоящего пункта, проявлять должную заботу о предотвращении или об уменьшении ущерба окружающей среде;принять судно или другое имущество, после того как оно доставлено в безопасное место, если этого разумно требует спасатель.
Комментарий к статье 126 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
1. Нормы данной статьи, за исключением абзаца третьего п. 1 и абзаца третьего п. 2, носят диспозитивный характер. В целом права и обязанности сторон в данной главе регламентированы весьма развернуто, поэтому в договорах о спасании на нее целесообразно ориентироваться, несмотря на диспозитивность.
Осуществление спасательных операций с должной заботой означает соответствие действий по спасанию определенному уровню их эффективности, бережности и соответствия характеру ситуации. При этом спасатель обязан обеспечить более высокий уровень проведения операции, чем это требуется исходя из конкретных условий. Обычно это осуществляется профессиональными спасателями, а такая их обязанность предусматривается в договорах. Обязанность первоначального спасателя обращаться за помощью других спасателей призвана обеспечить дополнительные гарантии благоприятного исхода операции, когда силами этого спасателя невозможно обеспечить должный уровень операции. Спасатель, обратившийся к помощи других спасателей, как правило, согласовывает с ними действия самостоятельно, не обращаясь к капитану судна или владельцу имущества. Однако при этом данные лица могут запретить участие в спасании других спасателей, но по отношению к первоначальному спасателю это будет иметь значение лишь в случае, если такое запрещение будет отвечать критерию разумности, будет соответствовать обстоятельствам. Следующая обязанность первоначального спасателя - соглашаться на участие в операции других спасателей по требованию капитана судна или владельца имущества должна выполняться только в тех случаях, когда данные требования являются разумными. Если к спасанию по требованию данных лиц привлечены другие спасатели и это требование будет признано неразумным, то такое обстоятельство не влияет на размер вознаграждения первоначального спасателя, если он имеет на него право (см. комментарий к ст. 134 и ст. 135 КВВТ РФ). Обязанность проявлять должную заботу о предотвращении или об уменьшении, если он уже наступил, вреда окружающей среде относится к любому вреду, а не только к значительному ущербу, рассмотренному выше. Данная обязанность, помимо того что служит одной из гарантий прав и законных интересов неопределенного круга лиц (она имеет публично-правовую природу), важна тем, что дает право на получение специальной компенсации (см. комментарий к ст. 129 настоящего Кодекса).
На капитана судна, находящегося в опасности, на владельца имущества или судовладельца возлагается обязанность сотрудничать в полной мере со спасателями в ходе осуществления операции, что означает обеспечение всеми возможными средствами наиболее оптимальных условий для выполнения спасателем работ. В частности, предоставить возможность применять имеющееся на судне оборудование и снаряжение. Иногда в формах договоров о спасании устанавливается такой вид оказания содействия спасателю, как помощь в поиске порта-убежища (см. комментарий к главе 17 КВВТ РФ) в случае, если судно спасателя повреждено, например в результате навала спасаемого судна на борт. Обязанность капитана, судовладельца и владельца имущества принять судно или имущество после его доставки в безопасное место представляет собой гарантию против дополнительных излишних расходов спасателя после того, как судно (имущество) доставляется в такое место. Бремя несения всех связанных с ним расходов возлагается на владельца. Что касается обязанности предотвращать и уменьшать ущерб окружающей среде, то в силу ее императивного характера и публично-правовой природы она распространяется в равной степени и на капитана спасаемого судна, на судовладельца и владельца спасаемого имущества без исключений.
Следующая обязанность, которая является основной с гражданско-правовых позиций судовладельца и (или) владельца находящегося в опасности имущества, выражается в обязанности уплатить спасателю вознаграждение. Данная обязанность в комментируемой статье не содержится, но ей посвящены следующие.
Другой комментарий к статье 126 КВВТ РФ
1. Комментируемая статья устанавливает основные обязанности спасателя, владельца судна и капитана судна.
В силу п. 1 статьи по отношению к владельцу находящегося в опасности судна или владельцу находящегося в опасности другого имущества спасатель обязан:
- осуществлять спасательные операции с должной заботой;
- при выполнении обязанности, предусмотренной абзацем вторым настоящего пункта, проявлять должную заботу о предотвращении или уменьшении ущерба окружающей среде;
- обращаться за помощью к другим спасателям, когда этого разумно требуют обстоятельства;
- соглашаться на участие других спасателей, когда этого разумно требует капитан находящегося в опасности судна или его владелец либо владелец находящегося в опасности другого имущества, при условии, если это не повлияет на размер вознаграждения спасателя и будет признано, что такое требование неразумно.
2. Согласно п. 2 по отношению к спасателю капитан находящегося в опасности судна и его владелец или владелец находящегося в опасности другого имущества обязаны:
- в полной мере сотрудничать с ним в ходе спасательных операций;
- при выполнении обязанности, предусмотренной абзацем вторым настоящего пункта, проявлять должную заботу о предотвращении или об уменьшении ущерба окружающей среде;
- принять судно или другое имущество, после того как оно доставлено в безопасное место, если этого разумно требует спасатель.
Анализируя данные положения, нельзя не обратить внимание на достаточно частое употребление оценочных категорий - "должная забота", "разумно требует", "требование неразумно", "в полной мере" и т.д.
Содержание комментируемой статьи соответствуют содержанию ст. 8 Международной конвенции о спасании. Следует отметить, что для отечественного гражданского законодательства использование упомянутых категорий свойственно, но более традиционным является их использование в англо-американском праве <242>. При этом понятие "разумный человек" (reasonable man) определяется как "обычный гражданин, иногда называемый "человеком из автобуса" <243>. Однако, на наш взгляд, в отношении комментируемой статьи законодатель исходит из того, что нормативное закрепление четких границ обязанностей спасателя, владельца и капитана судна невозможно и устанавливает лишь "плавающие" границы меры их должного поведения.
--------------------------------
<242> Подробнее об этом см.: Емельянов В.И. Разумность, добросовестность, незлоупотребление гражданскими правами. М.: Лекс-Книга, 2002.
<243> Elizabeth A. Martin. Oxford Dictionary of Law. Oxford, 1997. P. 383.
Можно сказать, что в комментируемой статье понятие "разумность" используется как критерий правомерности объективных (физических) действий. Спасатель, владелец и капитан судна должны совершать необходимые действия, минимизируя возможные негативные последствия. Границей разумности в данном случае является действие, справедливо учитывающее интересы заинтересованных лиц.