Статья 103. Перевозки почтовых отправлений

1. Организациям почтовой связи предоставляется право осуществлять в сопровождении работников организаций почтовой связи перевозки почтовых отправлений за установленную плату на судах, совершающих регулярные рейсы.На судах, осуществляющих перевозки почтовых отправлений в сопровождении работников организаций почтовой связи, для проведения почтовых операций, хранения почтовых отправлений и отдыха работников организаций почтовой связи предоставляются помещения за плату, установленную перевозчиками за использование таких помещений в установленном порядке.

2. Порядок перевозок почтовых отправлений устанавливается утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта совместно с федеральным органом исполнительной власти в области почтовой связи положением о перевозке почтовых отправлений по внутренним водным путям.

3. Ответственность перевозчика перед организацией почтовой связи за утрату или повреждение (порчу) почтовых отправлений по вине перевозчика не может превышать предел ответственности, которую несет организация почтовой связи перед отправителем или адресатом.

Комментарий к статье 103 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ

1. Перевозка почтовых отправлений предусмотрена на всех видах транспорта. Основные положения о почтовой связи содержатся в Федеральном законе от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи". По своей сущности транспорт и почтовая связь несколько родственны. Оба вида деятельности, как и их инфраструктура, выполняют коммуникативные функции. По этой же причине данную статью КВВТ РФ было бы уместнее включить в главу о перевозке грузов. Еще одна причина этого состоит в том, что операторы почтовой связи или иные лица, сопровождающие почтовые отправления, по своим функциям юридически являются по отношению к перевозчику экспедиторами.

Организации почтовой связи реализуют предоставленное им п. 1 данной статьи право путем заключения договоров с перевозчиками, которые выполняют регулярные рейсы согласно расписанию. По юридической конструкции данный договор (перевозки почтовых отправлений) можно считать частным видом договора перевозки груза. Его сторонами являются перевозчик (исполнитель) и соответствующая организация почтовой связи. Он является возмездным (провоз почтовых отправлений осуществляется за плату) и взаимным. Но в отличие от договора перевозки груза, который сформулирован как реальный, договор о перевозке почтовых отправлений является консенсуальным, о чем свидетельствует некоторое сходство его с фрахтованием. По данному договору предусматривается обязанность перевозчика предоставить помещения для хранения почтовых отправлений и производства почтовых операций, помещения для отдыха работников почтовой связи. Это юридически не что иное, как условие о предоставлении части помещений судна. Указанные помещения, в которых хранятся почтовые отправления и производятся почтовые операции, должны быть оборудованы согласно правилам перевозки почтовых отправлений (п. 2 комментируемой статьи). Данные помещения должны оснащаться необходимым оборудованием для производства почтовых операций, средствами охранной и охранно-пожарной сигнализации, также данные помещения должны соответствовать стандартам технической укрепленности и иным техническим нормам. Согласно ст. 32 Федерального закона "О почтовой связи", никакая транспортная организация не вправе отказать в заключении договора на перевозку почтовых отправлений по регулярным междугородним и международным маршрутам следования ее транспортных средств. В силу этого данный договор является публичным. Лицами, сопровождающими почтовые отправления, являются работники организации почтовой связи, состоящие с ней в трудовых отношениях. Они должны исполнять только те распоряжения капитана судна и его помощников, которые касаются безопасности технической эксплуатации судна, а также правил пользования судовыми помещениями и оборудованием и правил перевозки почтовых отправлений. Такими лицами в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" могут быть работники подразделений почтовой охраны и безопасности, но могут быть и иные работники почтовой организации.

2. Исходя из указанных выше черт договора перевозки почтовых отправлений, а также по смыслу п. 3 комментируемой статьи, следует заключить, что в данном договоре применяется конструкция ответственности перевозчика за несохранность (недостачу, порчу, повреждение) почтовых отправлений, идентичная конструкции ответственности перевозчика в договоре перевозки груза в случае сопровождения его представителями грузоотправителя (см. комментарий к ст. 117 и п. 3 ст. 118 настоящего Кодекса). В данном случае перевозчик освобождается от обязанности доказывать отсутствие своей вины, так как работники почтовой организации, сопровождающие почтовые отправления, по статусу идентичны представителям грузоотправителя в договоре перевозки груза. Бремя доказывания вины перевозчика возлагается на организацию почтовой связи. Если будет установлена вина перевозчика в несохранности почтовых отправлений, размер его ответственности ограничивается размером ответственности самой почтовой организации перед адресатом или отправителем, она не может быть выше. Если в несохранности почтовых отправлений установлена вина обеих сторон, ответственность наступает соразмерно степени вины. Если степень вины установить невозможно (что исходя из специфики договора может встретиться редко), они отвечают солидарно.

Другой комментарий к статье 103 КВВТ РФ

1. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" <221> почтовые отправления - это адресованные письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры.

--------------------------------
<221> Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 29. Ст. 3697.

Организациям почтовой связи предоставляется право на условиях договора перевозить почтовые отправления и денежные средства по всем маршрутам и линиям речного транспорта в сопровождении работников организаций почтовой связи либо передавать почтовые отправления для перевозки под ответственность транспортных организаций. Никакая транспортная организация не может отказать в заключении договора на перевозку почтовых отправлений по регулярным междугородным и международным маршрутам следования ее транспортных средств.

На судах, осуществляющих перевозки почтовых отправлений в сопровождении работников организаций почтовой связи, для проведения почтовых операций, хранения почтовых отправлений и отдыха работников организаций почтовой связи предоставляются помещения за плату, установленную перевозчиками за использование таких помещений в установленном порядке.

Перевозки почтовых отправлений и денежных средств организациями федеральной почтовой связи, их работниками, сопровождающими почтовые отправления и денежные средства, на постоянных и временных переправах через реки, каналы и водоемы производятся вне очереди, безвозмездно.

2. Порядок перевозок почтовых отправлений устанавливается утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта совместно с федеральным органом исполнительной власти в области почтовой связи положением о перевозке почтовых отправлений по внутренним водным путям.

3. Ответственность перевозчика перед организацией почтовой связи за утрату или повреждение (порчу) почтовых отправлений по вине перевозчика не может превышать предел ответственности, которую несет организация почтовой связи перед отправителем или адресатом.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.

Убытки, причиненные при оказании услуг почтовой связи, возмещаются оператором почтовой связи в следующих размерах:

- в случае утраты или порчи (повреждения) почтового отправления с объявленной ценностью - в размере объявленной ценности и суммы тарифной платы, за исключением тарифной платы за объявленную ценность;

- в случае утраты или порчи (повреждения) части вложения почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения - в размере объявленной ценности недостающей или испорченной (поврежденной) части вложения, указанной отправителем в описи;

- в случае утраты или порчи (повреждения) части вложения почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке без описи вложения - в размере части объявленной ценности почтового отправления, определяемой пропорционально отношению массы недостающей или испорченной (поврежденной) части вложения к массе пересылавшегося вложения (без массы оболочки почтового отправления);

- в случае невыплаты (неосуществления) почтового перевода денежных средств - в размере суммы перевода и суммы тарифной платы;

- в случае утраты или порчи (повреждения) иных регистрируемых почтовых отправлений - в двукратном размере суммы тарифной платы;

- в случае утраты или порчи (повреждения) части их вложения - в размере суммы тарифной платы.

В случае нарушения контрольных сроков пересылки почтовых отправлений и осуществления почтовых переводов денежных средств для личных (бытовых) нужд граждан операторы почтовой связи выплачивают неустойку в размере 3% платы за услугу почтовой связи по пересылке за каждый день задержки, но не более оплаченной суммы за данную услугу, а также за нарушение контрольных сроков пересылки почтового отправления воздушным транспортом - разницу между платой за пересылку воздушным и наземным транспортом.

Ответственность за утрату, порчу (повреждение), недоставку почтовых отправлений или нарушение контрольных сроков их пересылки наступает, если будет доказано, что таковые произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы или свойства вложения почтового отправления.

За утрату почтовых отправлений или нарушение контрольных сроков их пересылки, недостачу или порчу (повреждение) вложений почтовых отправлений, недоставку периодических изданий, недостачу денежных средств работники организаций федеральной почтовой связи, по вине которых причинен ущерб, несут материальную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Остались вопросы по ст 103 КВВТ РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 103 КВВТ РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.