Статья 101. Прекращение или изменение договора перевозки пассажира по инициативе перевозчика

1. Перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор перевозки пассажира в случае:
1) невозможности перевозки пассажира в порт назначения вследствие непреодолимой силы, военных действий, запрещения властей или иных не зависящих от перевозчика причин;
2) задержания судна на основании решения соответствующих органов исполнительной власти или привлечения судна для государственных нужд;
3) недоступности порта отправления или порта назначения для судна (блокады порта, аварии судна, недостаточного для судоходства уровня воды и другого);
4) гибели судна или его насильственного захвата;
5) нарушения пассажиром правил оказания услуг и правил перевозок пассажиров или отказа пассажира от соблюдения таких правил.

2. При прекращении по инициативе перевозчика договора перевозки пассажира до отхода судна пассажиру возвращается плата за проезд и за провоз его багажа, при прекращении указанного договора до окончания рейса - плата за проезд и за провоз багажа за не пройденное судном расстояние. В случае, если прекращение указанного договора вызвано нарушением пассажиром правил оказания услуг и правил перевозок пассажиров или его действиями, создающими угрозу безопасности судоходства, жизни и здоровью других пассажиров, плата за проезд и за провоз багажа пассажиру не возвращается.

3. При прекращении по инициативе перевозчика договора перевозки пассажира во время рейса судна, за исключением случаев, указанных в подпункте 5 пункта 1 настоящей статьи, перевозчик обязан за свой счет доставить пассажира по его требованию в порт отправления или в ближайший населенный пункт в целях обеспечения пассажиру возможности прибыть в порт назначения.

4. Перевозчик может задержать отход судна, изменить маршрут перевозки или место высадки пассажира в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

Комментарий к статье 101 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ

1. Договор перевозки пассажира может быть прекращен как по инициативе пассажира, так и по инициативе перевозчика. В данном случае термин "инициатива" надлежит толковать несколько расширительно, так как фактически такой инициативы перевозчик может и не проявлять. В частности, в случае непреодолимой силы перевозчик прекращает договор вынужденно, так как от него не зависит реализация возложенной на него обязанности доставить пассажира и багаж в порт назначения. Инициатива же всегда имеет в себе субъективный детерминирующий момент и определенную свободу усмотрения, и уж конечно ни о какой инициативе перевозчика не может быть и речи в случае захвата судна. В этом случае, если есть возможность, перевозчик обязан эвакуировать пассажиров с судна, что означает и прекращение договора. Просто по смыслу комментируемой статьи инициатива перевозчика трактуется в контексте соотношения с инициативой пассажира. Перечень обстоятельств, содержащихся в п. 1 комментируемой статьи, является исчерпывающим. Прекращение договора перевозчиком при наличии таких обстоятельств является прекращением обязательства невозможностью исполнения (ст. 416 ГК РФ), так как это обстоятельства, за которые ни одна из сторон не отвечает. К таким обстоятельствам не относится нарушение пассажиром правил перевозки и пользования судном и отказ пассажира от соблюдения данных правил. Не будут относиться к таким обстоятельствам и случаи, когда авария или гибель судна произошли по вине перевозчика, но это не влияет на право перевозчика прекратить договор, так как это будет прекращением договора вследствие нарушения его условий одной из сторон, такое установление этого в законе допускается на основании правил п. 2 ст. 407 и п. 1 ст. 450 ГК РФ.

Понятие непреодолимой силы уже рассматривалось в комментарии к гл. 7 "Столкновение судов" и к гл. 10 "Аренда судов", поэтому заново ее раскрывать во всех моментах нет необходимости. Напомним лишь, что ее главный признак - это объективная непредотвратимость, в отличие от случая, который характеризуется субъективной непредотвратимостью. Обстоятельства, являющиеся по отношению к исполнению перевозчиком обязанностей по перевозке непреодолимой силой это:

стихийные бедствия (ураган, землетрясение);

явления социально детерминированные - гражданские волнения, массовые беспорядки, боевые действия и иные.

Непреодолимая сила характеризуется и непредсказуемостью, но это не является квалифицирующим ее признаком, так как теоретически можно предвидеть наступление таких событий, но предотвратить их нельзя. Запрещение органами государственной власти движения судов должно рассматриваться в смысле ст. 77 КВВТ РФ (см. комментарий) и в иных случаях, когда этого требует необходимость. Такое запрещение, а также задержание судна или привлечение его для государственных нужд производится на основе обоснованного и мотивированного решения. Само собой оно должно быть законным. В случае если такие решения и действия органов государственной власти были незаконными, пассажир (как и перевозчик) вправе обжаловать их на основании ст. 1069 ГК РФ "Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами".

Недоступность порта назначения может вызываться различными причинами, некоторые из которых обозначены в подпункте 3 п. 1 рассматриваемой статьи, например авария, блокада порта, недостаточный уровень воды на участке судового хода.

Авария - это транспортное происшествие с судном. Оно расследуется и квалифицируется территориальным органом надзора в сфере ВВТ. К числу иных аналогичных обстоятельств будет относиться, например, затонувшее имущество, находящееся на дне участка судового хода при условии, что его невозможно обойти. Во всех подобных случаях должен быть признак недоступности порта объективной недоступности порта назначения, когда устранение таких обстоятельств от перевозчика не зависит.

Гибель судна - это его затопление либо поломка и иное повреждение, которое по своему характеру и объему аналогично гибели судна, то есть оно не подлежит ремонту. В этом случае гибель (как и авария) может произойти и по вине перевозчика, например в результате нарушения правил плавания, в этом случае договор также прекращается, а пассажир вправе требовать от перевозчика возмещения причиненного вреда по правилам гл. 59 ГК РФ. Отвечает перевозчик в этом случае как владелец источника повышенной опасности (см. комментарий к гл. 15 настоящего Кодекса), по правилам ст. 1079 ГК РФ, он обязан будет возместить вред, если не докажет, что авария или гибель судна, вследствие чего причинен соответствующий вред пассажиру, произошли вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Умысел потерпевшего должен распространяться как на причинение вреда судну, вследствие чего и произошла авария или гибель, так и как причинение вреда самому потерпевшему. При насильственном захвате судна все пассажиры и обслуживающий персонал при наличии такой возможности должны быть немедленно эвакуированы с судна. Если такой возможности нет, то в любом случае продолжать действие договора бессмысленно, кроме того, такие захваты судов часто имеют все признаки непреодолимой силы. Перевозчик, как правило, не может влиять на ситуацию, даже пытаясь вести переговоры. Что касается возможности перевозчика предотвратить захват, это уже вопрос обеспечения безопасности судоходства, надлежащего выполнения должностных обязанностей экипажем и взаимодействия с органами безопасности, о чем говорилось в комментарии к гл. 5 настоящего Кодекса, а также упоминалось в главе об экипаже.

Права и обязанности перевозчика и пассажира являются взаимно корреспондирующими, без этого невозможен договор вообще, и пассажир обязан соблюдать требования адресованных ему норм правил перевозок и оказания услуг. Правда, для того, чтобы он их соблюдал, до него следует довести их содержание, что является обязанностью перевозчика. Но если такая информация и не была предоставлена, пассажир в любом случае несет ответственность за вред, причиненный таким несоблюдением или отказом от соблюдения правил. При нарушении пассажиром правил перевозки и оказания услуг перевозчик может в одностороннем порядке прекратить договор, но может и не сделать этого - это его право, но не обязанность. В случае отказа пассажира соблюдать некоторые требования правил перевозки и багажа перевозчику не остается ничего, кроме как прекратить договор. Такими случаями могут быть, например, отказ пассажира от соблюдения правил техники безопасности при пользовании электрооборудования, так что это будет создавать опасность для других пассажиров.

2. Норма, аналогичная п. 2 комментируемой статьи, содержится во всех кодифицированных транспортных нормативных актах - Правилах о возвращении пассажиру проездной платы и платы за провоз багажа. Данные Правила на ВВТ уже упоминались выше, в случаях прекращения договора по инициативе перевозчика до отхода судна пассажиру возвращается стоимость проезда и провоза багажа, а если обстоятельства, перечисленные в п. 1 комментируемой статьи, возникли в пути следования - сумма стоимости за неиспользованный участок пути. Если договор прекращен перевозчиком вследствие указанного выше поведения пассажира, стоимость билета и провоза багажа ему не возмещается - как в случае прекращения договора до отхода судна, так и на рейсе. Указанная в п. 3 комментируемой статьи обязанность перевозчика при прекращении договора по его инициативе доставить за свой счет пассажира в ближайший населенный пункт (это на практике осуществляется путем найма транспорта либо выделения средств на покупку проездного билета на пригородный транспорт) является одной из обязанностей, возложенных на перевозчика после окончания договора, ее нельзя в полной мере отнести к обязанностям, связанным с прекращением договора, хотя прекращение и является ее предпосылкой. Данная обязанность выполняется только в случае требования об этом пассажира и при наличии фактических возможностей ее выполнить (ее может не быть, например, в случае военных действий, которые являются непреодолимой силой), если при этом перевозчик отказался выполнить такую обязанность, пассажир вправе требовать с него возмещения расходов, понесенных в связи с проездом до ближайшего порта или населенного пункта.

3. В указанных в п. 1 комментируемой статьи случаях перевозчик может задержать отход судна (либо до отхода из порта отправления, либо в одном из портов на рейсе), изменить маршрут перевозки (может применяться, например, при введении карантина при эпизоотиях) или место высадки пассажира. По своей юридической природе это является изменением условий договора. В этих случаях пассажир также вправе отказаться от договора перевозки с правом возмещения ему стоимости проезда по рассмотренным выше правилам. Под изменением места высадки в смысле п. 4 комментируемой статьи надлежит понимать как изменение порта (например, при невозможности достичь порта следования пассажира), так и высадку пассажира на любом участке береговой полосы, где есть возможность этого. Такое изменение может иметь место, например, при аварии на судне, хотя в этом случае, если авария создает непосредственную угрозу жизни и здоровью пассажиров, перевозчик обязан это сделать. Такое изменение места высадки может иметь место и без прекращения договора перевозки, в частности, при устранении неисправности на судне, создающей угрозу жизни или здоровью пассажиров.

Другой комментарий к статье 101 КВВТ РФ

1. Комментируемая статья содержит перечень оснований прекращения или изменения (перевозчик может задержать отход судна, изменить маршрут перевозки или место высадки пассажира) договора перевозки пассажира по инициативе перевозчика. Это те обстоятельства, при которых перевозка пассажира на изначально объявленных условиях объективно невозможна.

К таким обстоятельствам законодатель относит непреодолимую силу, военные действия, запрещения властей или иные независящие от перевозчика причины. Для непреодолимой силы свойственен чрезвычайный характер - обстоятельство является чрезвычайным, не свойственным нормальному развитию отношений, а также непредотвратимым при данных условиях. Например, шторм в 5 баллов для маленького судна может быть признан непреодолимой силой (в отличие от крупного лайнера).

2. Следующим основанием прекращения или изменения договора перевозки пассажира по инициативе перевозчика является задержание судна на основании решения соответствующих органов исполнительной власти или привлечение судна для государственных нужд.

Задержание судна возможно на основании ст. 34 КВВТ РФ, согласно которой органы надзора за безопасностью судоходства имеют право проводить осмотр судов и иных плавучих объектов и находящихся на внутренних водных путях сооружений, задерживать суда и иные плавучие объекты, не соответствующие требованиям обеспечения безопасности судоходства, приостанавливать и запрещать движение судов и иных плавучих объектов при наличии угрозы безопасности судоходства.

Предписания должностных лиц органов надзора за безопасностью судоходства являются обязательными для выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими судоходство на внутренних водных путях.

Задержание судна возможно только в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законом. В настоящее время порядок задержания, помещения на стоянку и хранения маломерных судов определяют Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. N 759 <220>.

--------------------------------
<220> Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. N 759 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 51. Ст. 4990.

Задержание представляет собой временное принудительное прекращение использования маломерного судна, включающее (в случае невозможности устранения причины задержания на месте выявления административного правонарушения) помещение его на специализированную стоянку - специально отведенное охраняемое место хранения задержанных транспортных средств.

Должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о соответствующем административном правонарушении, осуществляет в пределах своей компетенции необходимые действия по отстранению судоводителя от управления транспортным средством и направлению транспортного средства на специализированную стоянку.

Лицо, осуществляющее транспортировку задержанного транспортного средства, опечатывает конструктивно предусмотренные места доступа в транспортное средство.

О задержании транспортного средства делается запись в протоколе об административном правонарушении или составляется соответствующий протокол, включающий в случае помещения транспортного средства на специализированную стоянку опись находящегося в нем имущества.

Копия протокола вручается лицу, в отношении которого применена указанная мера, а при помещении транспортного средства на специализированную стоянку - также лицу, ответственному за хранение транспортного средства на этой стоянке.

При нарушениях, предусмотренных ст. 11.9 КоАП РФ, судоводитель или лицо, управляющее маломерным судном, отстраняется от управления судном, а судно в случае необходимости задерживается и направляется для хранения на ближайшую спасательную станцию государственной инспекции по маломерным судам под управлением уполномоченного должностного лица либо на буксире другого судна.

При передаче судна на спасательную станцию государственной инспекцией по маломерным судам составляется соответствующий акт по форме, устанавливаемой Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

3. К основаниям прекращения или изменения договора перевозки пассажира по инициативе перевозчика комментируемая статья также относит привлечение судна для государственных нужд; недоступность порта отправления или порта назначения для судна (блокады порта, аварии судна, недостаточный для судоходства уровень воды и др.); гибель судна или его насильственный захват; нарушение пассажиром правил оказания услуг и правил перевозок пассажиров или отказа пассажира от соблюдения таких правил. Что касается последнего обстоятельства, то следует особо отметить, что пассажиры при следовании на судне обязаны соблюдать определенные правила. В частности, пассажиры обязаны соблюдать общественный порядок, правила пользования транспортными средствами, бережно относиться к имуществу транспортных организаций. Помимо того что перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор перевозки пассажира, за нарушение этих положений пассажир может быть привлечен к административной ответственности.

4. При прекращении договора перевозки пассажира по инициативе перевозчика до отхода судна пассажиру возвращается плата за проезд и за провоз его багажа. При прекращении указанного договора до окончания рейса - плата за проезд и за провоз багажа за не пройденное судном расстояние. В случае если прекращение указанного договора вызвано нарушением пассажиром правил оказания услуг и правил перевозок пассажиров или его действиями, создающими угрозу безопасности судоходства, жизни и здоровью других пассажиров, плата за проезд и за провоз багажа пассажиру не возвращается.

5. При прекращении по инициативе перевозчика договора перевозки пассажира во время рейса судна перевозчик обязан за свой счет доставить пассажира по его требованию в порт отправления или в ближайший населенный пункт в целях обеспечения пассажиру возможности прибыть в порт назначения. Исключением из этого правила являются лишь случаи, указанные в подп. 5 п. 1 комментируемой статьи, - нарушение пассажиром правил оказания услуг и правил перевозок пассажиров или его действия, создающие угрозу безопасности судоходства, жизни и здоровью других пассажиров.

Остались вопросы по ст 101 КВВТ РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 101 КВВТ РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.