Статья 28. Трудовые отношения на судне

1. Назначение членов экипажа судна осуществляется судовладельцем только с согласия капитана судна.

2. Трудовые отношения членов экипажа судна и судовладельца регулируются законодательством Российской Федерации о труде, настоящим Кодексом, уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, а также уставом о дисциплине, утвержденным Правительством Российской Федерации, отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными договорами (соглашениями) и трудовыми договорами (контрактами).
3. Права и обязанности членов экипажа судна регулируются уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, утвержденным в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

3.1. Лица, допущенные к работе на судне, обязаны ежегодно проходить медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленными трудовым законодательством, трудовой договор с лицом, допущенным к работе на судне, может быть расторгнут в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также если указанное лицо не прошло в установленном порядке медицинский осмотр.(Пункт дополнительно включен с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 230-ФЗ)
4. Судовладелец обязан обеспечить членам экипажа судна безопасные условия труда, охрану их здоровья, наличие спасательных средств, бесперебойное снабжение продовольствием и водой, наличие надлежащих помещений (кают, столовых, санитарных узлов, медицинских пунктов, помещений для отдыха), культурно-бытовое обслуживание в соответствии с законодательством Российской Федерации. Судовладелец или иное осуществляющее прием на работу членов экипажа судна лицо обязаны за свой счет застраховать принимаемых на работу членов экипажа судна на случай возможного причинения вреда их жизни и здоровью при исполнении ими служебных обязанностей. Порядок и условия такого страхования устанавливаются законодательством Российской Федерации.

5. В случае гибели или причинения вреда жизни и здоровью члена экипажа судна при исполнении им служебных обязанностей судовладелец обязан возместить причиненный такому члену экипажа судна вред в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Любой член экипажа судна вправе провозить на судне имущество, предназначенное для личного пользования. В случае гибели или повреждения такого имущества вследствие происшествия с судном судовладелец должен возместить члену экипажа судна причиненный ущерб.

Комментарий к статье 28 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ

1. Норма п. 1 комментируемой статьи является императивной и сложности не представляет, разве что следует указать, что согласие или несогласие капитана судна относительно назначения определенного лица в состав экипажа (как в командный состав, так и в судовую команду) должно быть обоснованным и мотивированным, с указанием конкретных причин отказа и ссылкой на нормативные правовые акты, на основании которых капитан счел недопустимым прием в состав экипажа такого лица. Обжалование отказа в приеме на работу может в этом случае быть адресовано судовладельцу, так как принимает на работу именно он, а капитан должен в обязательном порядке дать объяснения о причинах отказа.

2. Трудовые отношения на судах ВВТ являются одной из разновидностей трудовых отношений на транспорте. Что касается ТК РФ, то непосредственное отношение к труду на ВВТ имеют нормы гл. 51 ТК РФ "Особенности регулирования труда работников транспорта". Само собой, что распространяются на трудовые отношения на судне правила о трудовом договоре (раздел III ТК РФ), правила о социальном партнерстве в сфере труда (раздел II ТК РФ), правила о рабочем времени и времени отдыха, с учетом специфики нормативной базы ВВТ (разделы IV и V ТК РФ), правила об оплате и нормировании труда, также с учетом специфики нормативной базы ВВТ, обусловленной спецификой самого ВВТ (раздел VI ТК РФ), правила о гарантиях и компенсациях (раздел VII ТК РФ), тоже с учетом специфики ВВТ. Что касается правил раздела VIII ТК РФ "Трудовой распорядок и дисциплина труда", то в данном случае эти моменты непосредственно урегулированы Уставом службы на судах и Уставом о дисциплине. Единственное, о чем не следует забывать, что в случае противоречий норм данных уставов правилам раздела VIII ТК РФ, подлежат применению правила раздела VIII, так как согласно ст. 5 ТК РФ нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах (не говоря уже о подзаконных актах), должны соответствовать ТК РФ. Также на трудовые отношения на ВВТ распространяются правила ТК РФ об охране труда (раздел X ТК РФ), о материальной ответственности сторон трудового договора (раздел XI ТК РФ), а также правила ч. 5 ТК РФ (раздел XIII ТК РФ) о защите трудовых прав и свобод, рассмотрении и разрешении трудовых споров и об ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Все данные нормы ТК РФ применяются с учетом положений Устава службы, Устава о дисциплине и иных специальных для ВВТ актов, которые не должны противоречить ТК РФ. Уже из данного перечня видно, насколько сложен и объемен конгломерат нормативного массива регулирования труда на ВВТ, если дополнить данные разделы ТК РФ специальными правилами. Просто каждый судовладелец должен знать, что ТК РФ, комментарии к нему и обзоры судебной практики должны быть настольными книгами его кадровиков и юристов.

Соотношение норм ТК РФ и специальных правил регулирования труда экипажа на ВВТ таково, что эти специальные правила должны гармонично эксплицироваться в нормы ТК РФ, дополняя и конкретизируя их применительно к специфике самого ВВТ как вида транспорта и специфике транспорта вообще как отрасли, а также оперативно и адекватно реагировать на изменения в данных видах деятельности. Специальные правила не должны противоречить ТК РФ, а создаваться и применяться на практике они должны с соблюдением принципов трудового законодательства, содержащихся в ст. 2 раздела I ТК РФ. Такое гармоничное функциональное взаимодействие институтов трудового права и специальных норм о труде в законодательстве о ВВТ на практике достигается не всегда, может доходить дело и до коллизий, что обусловливает необходимость постоянного мониторинга и толкования трудового законодательства. Впрочем, у коллизий не только негативные черты. Меры по их преодолению (основной способ - приоритет нормативных актов высшей юридической силы) позволяют совершенствовать способы преодоления коллизий и совершенствовать правовые средства механизма правового регулирования в ходе самого функционирования данных средств как социально-правовых институтов.

Устав службы на судах внутреннего водного транспорта призван детально регулировать вопросы общесудовой службы, должностные обязанности членов экипажа, особенности судомеханической службы и службы на судах различных видов, вопросы повседневной службы и судового распорядка. В целом он определяет основные положения по организации службы, а также права и обязанности членов экипажа. Обязанности членов экипажа подразделяются по каждой должности (капитан, помощники капитана и иные лица командного состава) и трудовой функции (работники экипажа, не относящиеся к командному составу). Кроме того, каждый член экипажа обязан:

соблюдать требования международных договоров и национального законодательства;

четко и добросовестно выполнять приказы и распоряжения капитана и судовладельца;

знать и грамотно выполнять свои обязанности по судовым расписаниям;

знать устройство и оборудование судна и быть готовыми к оказанию помощи;

знать и грамотно применять свои обязанности по борьбе за живучесть судна;

знать и выполнять правила технической эксплуатации машин, оборудования и устройств судна;

при обнаружении опасности немедленно докладывать капитану или вахтенному помощнику капитана и принимать меры к устранению опасности;

выполнять по требованию капитана аварийные работы (такие работы по усмотрению капитана могут осуществляться всеми лицами, находящимися на борту);

обеспечивать нормальную работу судна и порядок на нем.

Планируется принятие Устава о дисциплине работников внутреннего водного транспорта. Проект данного устава 15 октября 2008 г. был одобрен в первом чтении на заседании Государственной Думы РФ. Основаниями для разработки проекта устава являлись ст. 189 и ст. 330 ТК РФ, в соответствии с которыми дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется ТК РФ и Положениями (Уставами) о дисциплине, устанавливаемыми федеральными законами. Данный устав определяет ряд обязанностей в сфере обеспечения безопасности судоходства и ГТС, предупреждению транспортных происшествий с судами, а также устанавливает дополнительные, помимо гл. 30 ТК РФ, виды поощрений и взысканий и основания их применения с учетом специфики ВВТ. В частности, предусматривается освобождение от исполнения трудовых обязанностей, непосредственно связанных с обеспечением безопасности судоходства и движением судов сроком до 1 года за совершение дисциплинарного проступка, повлекшего за собой повреждение или нарушение требований безопасности эксплуатации судна, создание аварийной ситуации, угрозы жизни и здоровью людей, сохранности груза или ущерба окружающей среде. В этом случае отстраненный член экипажа с его согласия может быть переведен на другую работу, а по истечении срока взыскания и сдачи квалификационного испытания вернуться на прежнюю работу.

С момента вступления в силу Устава о дисциплине признается утратившим силу Постановление Совмина СССР от 26 августа 1985 г. N 812 "Об утверждении Устава о дисциплине работников речного транспорта СССР", которое действует до этого момента в части, не противоречащей трудовому законодательству и законодательству о ВВТ РФ (см. комментарий к ст. 165 Кодекса).

О правах и обязанностях членов экипажа судна (п. 3 комментируемой статьи) в основном уже сказано, нет возможности их цитировать здесь, но что касается обязанностей капитана судна, то они все же будут несколько подробнее затронуты в комментарии к ст. 30 КВВТ РФ.

Отраслевые тарифные соглашения представляют собой на практике одну из главных форм реализации принципа социального партнерства в сфере труда (ст. 2 ТК РФ), которому посвящена целая часть (вторая) ТК РФ. Данный принцип в настоящее время является одним из определяющих в системе взаимоотношений представителей работников и работодателей на различных (отрасль, профессии, предприятие и иные) уровнях в рамках определения взаимоприемлемых условий труда, их согласования и совершенствования. Статья 24 ТК РФ определяет принципы социального партнерства, которые подлежат в полной мере применению и на ВВТ, а в ст. 27 ТК РФ - его основные формы. Соглашение определяется в ст. 45 ТК РФ как правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции. Как видно, здесь предусматриваются четыре уровня соглашений. Что касается именно отраслевых соглашений, то здесь в классификации некоторая неточность, нельзя ставить в один классификационный ряд группы, взятые по разным критериям. Отрасль в данном случае - это транспорт, его вид - внутренний водный. Между тем на ВВТ могут заключаться такие соглашения как на федеральном, так и на региональном и территориальном уровнях. В отраслевых тарифных соглашениях, как правило, регулируются такие моменты, как минимальный уровень оплаты труда в отрасли, соотношение тарифных ставок и классификационных групп работников, система надбавок и доплат, оплата труда во время простоя по производственным причинам, порядок индексации заработной платы. Могут также устанавливаться взаимные обязательства сторон в отношении условий и охраны труда, режимов труда и отдыха, а также развития социального партнерства. Отраслевые тарифные соглашения на ВВТ заключаются на определенный срок, допускается их продление. Например, 7 июня 2006 г. в Роструде было зарегистрировано Федеральное отраслевое соглашение по организациям бюджетной сферы внутреннего водного транспорта Российской Федерации на 2006 - 2008 гг., в котором устанавливались нормы оплаты и условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников бюджетной сферы отрасли. На практике подобные соглашения заключаются, но вот их исполнение не редко оставляет желать лучшего. Необходимо совершенствовать механизм контроля профсоюзов и иных полномочных представителей работников за выполнением соглашений другой стороной, так как пока что наименее защищенными в этом плане являются работники и не только на транспорте, везде. Коллективный договор - это тоже одна из правовых форм социального партнерства, представляющая собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. На ВВТ чаще всего такие договоры могут иметь место в организациях: пароходствах, пристанях, портах и иных структурных формах организации деятельности на ВВТ с учетом их организационно-правовой формы. В коллективном договоре определяются в рамках предприятия такие вопросы, как формы, системы и размеры оплаты труда, пособия и компенсации, регулирование труда с учетом роста цен и уровня инфляции, охрана труда, вопросы занятости, переобучения и высвобождения работников, рабочее время и время отдыха (об этом чуть подробнее ниже), гарантии и льготы, экологическая безопасность, порядок разрешения коллективных трудовых споров и иные вопросы. Если по поводу коллективного договора не достигнуто согласие, то разногласия урегулируются посредством проведения коллективных переговоров, но еще раз оговоримся, здесь не уместно цитировать все трудовое законодательство. Таким образом, коллективный договор по сфере действия - это локальный правовой акт, он действует только в рамках предприятия (организации) ВВТ. Трудовой договор - это соглашение между работодателем (судовладельцем) и работником (членом экипажа), в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по определенной трудовой функции (которая здесь трактуется расширительно, включая и функцию должностного лица), обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными актами и самим соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать заработную плату, а работник обязуется лично выполнять обусловленную трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка. Помимо этого работник должен соблюдать не только правила распорядка, но и должностные инструкции, а также требования законов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих процесс выполнения его трудовой функции.

Специфика ВВТ как вида транспорта определяет ту специфику нормативного массива, регулирующего трудовые отношения на ВВТ, что в данном массиве высок удельный вес специальных подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения применительно к ВВТ, поэтому кадровые и юридические службы должны систематически изучать данный вид норм, особенно с учетом того, что их буквально чуть ли не каждый месяц меняют, и иной раз просто невозможно увидеть причину изменений. В частности, такой институт трудового права и законодательства, как режим рабочего времени и времени отдыха на ВВТ, помимо ТК РФ и рассмотренных выше видов правовых форм социального партнерства и трудовых договоров, регулируется Приказом Минтранса России от 16 мая 2003 г. N 133 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта". Данное Положение применяется по отношению как к собственнику, так и к лицу, владеющему судном на ином праве. Для работников плавсостава установлен суммированный учет рабочего времени, учетный период не должен превышать одного года, нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю. На судах, которые эксплуатируются круглосуточно, для экипажа, если он находится на борту в полном составе, установлена трехсменная вахта, на судах, эксплуатируемых не круглосуточно, может устанавливаться двухсменная. На скоростных судах установлен также односменный или двухсменный режим работы работников, в зависимости от условий плавания. Установлена максимальная продолжительность смены, включая время несения вахт, выполнения дополнительных работ и работ за недостающего по штату работника (последнее допускается только с письменного согласия члена экипажа) не более 12 часов. Графики несения вахт и выполнения работ составляются капитаном или самим судовладельцем.

3. Установленная п. 4 комментируемой статьи первая группа обязанностей судовладельца дублирует основные правила ст. 212 ТК РФ об обязанностях работодателя по обеспечению безопасных условий труда и охране труда. Это императивные правила, и на судовладельца как на работодателя возлагается ответственность за состояние условий труда и охраны труда членов экипажа. Судовладелец обязан обеспечить пригодность судна и всех его помещений требованиям ГОСТов, стандартов и иных требований нормативно-технического характера относительно безопасных условий труда, назначив ответственное лицо за охрану труда и непосредственно контролируя соблюдение таких условий и отвечая за них. Госморречфлотом систематически разрабатываются программы улучшений условий и охраны труда на ВВТ, на основании которых Минтранс России в исполнение требований трудового законодательства принимает ведомственные нормативные акты. В данных документах в комплексной форме устанавливаются обязанности и сфера ответственности организаций ВВТ в области трудового права на всех уровнях. В частности, БОГУ на ВВТ должны обеспечивать анализ состояния условий и охраны труда в организациях и разработку программ по улучшению положения в этих сферах, вводить должность специалиста по охране труда в организациях ВВТ, не имеющих подразделений по охране труда, проводить обучение и проверку знаний требований охраны труда на курсах при учебных заведениях ВВТ, осуществлять аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ на соответствие требованиям охраны труда, разрабатывать по итогам аттестации мероприятия по улучшению условий и охраны труда и по их финансированию (пустое требование, так как финансирование не полностью зависит от БОГУ на ВВТ, все дело в бюджетной и налоговой политике), совместно с профсоюзами создавать комитеты и комиссий по охране труда и обеспечивать иные формы совместных действий в данной области. В зависимости от сроков таких программ ведомственные акты меняются согласно их требованиям. Что касается непосредственно судовладельца, он должен назначить лицо, ответственное за условия и охрану труда (это без учета того, что в первую очередь он отвечает за это сам) или создать службу по охране труда, разрабатывать на основании нормативной базы программы улучшения условий и охраны труда на предприятии, разрабатывать и утверждать порядок проведения вводных инструктажей по охране труда для вновь поступающих в состав экипажа лиц, а также порядок проведения первичного (на рабочем месте), повторного, целевого и внеплановых (например, при аварийных работах) инструктажей, разрабатывать и оперативно корректировать инструкции по охране труда, вести через ответственное лицо журналы регистрации инструктажей и несчастных случаев, соблюдать требования расследования несчастных случаев на производстве, обеспечить получение санитарных свидетельств на право плавания. Это основной объем, конечно, на предприятиях он выглядит намного обширнее. Что касается обеспечения членов экипажа отвечающими требованиям стандартов спасательными средствами, то данная императивная обязанность является составной частью обязанности обеспечить безопасные условия труда. Небесполезно будет заметить, что нарушение условий охраны труда лицом, на котором лежала обязанность по соблюдению этих условий, если это по неосторожности повлекло причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека (в данном случае, любого, не обязательно члена экипажа), это образует состав преступления, предусмотренного ст. 143 УК РФ "Нарушение правил охраны труда".

Обязанность судовладельца обеспечивать экипаж продовольствием и водой также конкретизируется ведомственными актами, в частности, Порядки обеспечения питанием экипажей морских, речных и воздушных судов, утвержденные Приказом Минтранса России от 30 сентября 2002 г. N 122. Данный Порядок устанавливает обязанность обеспечивать экипаж судов бесплатным рационом питания не только собственника судна, но и арендатора в соответствии с условиями договора аренды. На практике такая обязанность арендатора устанавливается чаще при аренде судна с экипажем (см. комментарий к гл. 10), так как при аренде без экипажа такая обязанность подразумевается сама собой - экипаж составляют работники самого арендатора. Рацион питания должен предоставляться членам экипажа и в период их болезни на борту судна. С учетом времени нахождения на судне членам экипажа устанавливается:

трехразовое питание - при нахождении на судне в течение суток;

двухразовое питание - при нахождении на судне в течение 12 часов;

одноразовое питание - при нахождении на судне в пределах 8 часов.

Судовладелец в соответствии с установленной нормой и наименованием продуктов устанавливает суточную стоимость рациона на одного человека исходя из рыночных цен или в пределах средств, выделенных из федерального бюджета и от собственных доходов. Судовладелец обязан обеспечить необходимые помещения, снабжение водой, топливом, кухонным и столовым инвентарем и оборудованием, а также тарой для получения и хранения продуктов. Если судно плавает с пересечением Государственной границы РФ, то может применяться Порядок обеспечения питанием экипажей морских судов (приложение N 1 к Приказу Минтранса России N 122). Как указывается в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 13 июля 2007 г. N 03-04-06-02/139, "бесплатное питание, предоставляемое членам экипажей судов, является натуральным довольствием, и стоимость такого питания не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц и ЕСН на основании п. 3 ст. 217 и подп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ в пределах норм, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. N 861 "О рационах питания экипажей морских, речных и воздушных судов". А что касается выплат иностранной валюты взамен суточных, производимым членам экипажей судов, то они, как считает Минфин России, не попадают под признаки компенсации в смысле ст. 164 ТК РФ, а являются надбавками к заработной плате за особые условия труда, которая учитывается в составе расходов на оплату труда и поэтому подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и ЕСН.

Правило об обязанности судовладельца страховать причинение вреда жизни и здоровью членов экипажа при исполнении ими служебных обязанностей является конкретизацией норм п. 2 ст. 927 и п. 1 ст. 935 ГК РФ, согласно которым законом на указанных в нем лиц может быть возложена обязанность страховать жизнь, здоровье или имущество определенных в законе лиц на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу. То есть по видам страхования данное страхование является личным и обязательным. На практике это осуществляется путем заключения судовладельцем договоров обязательного страхования со страховыми организациями, имеющими лицензии на осуществление данного вида страхования. По договору обязательного страхования членов экипажа одна сторона (страховщик) обязуется выплатить взамен уплаченной другой стороной - страхователем (судовладельцем) страховой премии обусловленную страховую сумму в случае причинения вреда жизни и (или) здоровью одному или нескольким членам экипажа при исполнении ими служебных обязанностей. В силу прямого указания п. 1 ст. 927 ГК РФ данный договор, так как речь идет о личном страховании, является публичным, а обязанность судовладельца страховать жизнь и здоровье членов экипажа - императивной. Данная обязанность является дополнительной к страхованию от несчастных случаев на производстве. Наличие договора страхования членов экипажа на случай возможного причинения вреда их жизни и здоровью при исполнении ими служебных обязанностей является одним из лицензионных требований, что содержится в Положении о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом грузов, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 490, и подтверждается практикой.

Например, решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10 октября 2003 г. по делу N А73-7339/2003-20. Вкратце суть дела состояла в том, что ОАО "Хабаровский речной торговый порт" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными выданных Хабаровским краевым отделением Российской транспортной инспекции протокола об административном нарушении по п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, акта контрольной проверки и предписания об обязанности ОАО заключить договор страхования членов экипажей судов на случай причинения вреда их жизни и здоровью. В судебном заседании представитель заявителя привела доводы, согласно которым общество является плательщиком страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и не обязано заключить иной договор страхования членов экипажей судов. Арбитражный суд Хабаровского края, заслушав стороны и исследовав материалы дела, отказал в удовлетворении требований ОАО "Хабаровский торговый порт" относительно признания недействительным предписания Хабаровского краевого отделения Российской транспортной инспекции от 29 июля 2003 г., обязывающего общество заключить договор страхования членов экипажей судов. В мотивировочной части решения суд сослался на п. 4 ст. 28 КВВТ РФ, а также на действовавшее тогда (сейчас действует другое Положение, см. комментарий к ст. 5 Кодекса) Положение о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом грузов - на п. 4 этого Положения, согласно которому наличие договора страхования жизни и здоровья членов экипажей судов является лицензионным требованием. Суд указал, что данный вид страхования отличается от обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, так как последнее осуществляется за счет застрахованного лица, а страхование, предусмотренное п. 4 ст. 28 КВВТ РФ, осуществляется за счет судовладельца или иного лица, осуществляющего прием на работу членов экипажа судна. Хабаровское краевое отделение Российской транспортной инспекции правильно расценило бездействие общества по заключению договора страхования членов экипажей судов на случай причинения вреда их жизни или здоровью как нарушение условий лицензионной деятельности и правомерно выдало предписание от 29 июля 2003 г., обязывающее ОАО "Хабаровский торговый порт" заключить указанный договор, установив срок - 18 августа 2003 г. На данных основаниях требование заявителя, указал суд, удовлетворению не подлежит. Читатели могут при необходимости ознакомиться с полным текстом данного решения, здесь требования объема не позволяют привести его полностью.

4. Норма п. 5 комментируемой статьи императивно устанавливает обязанность судовладельца возместить вред, причиненный жизни или здоровью члена экипажа при исполнении им служебных обязанностей. В случае если сумм страховых выплат недостаточно, подлежит возмещению разница между страховой выплатой и размером вреда. Данный вред возмещается по правилам, установленным Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", нормы параграфа 2 гл. 59 ГК РФ применяются только к тем случаям, когда причинитель вреда и потерпевший не состоят в договорных отношениях. Если вред члену экипажа был причинен в процессе и в связи с исполнением его трудовых обязанностей на судне, но до момента возмещения вреда трудовой договор был расторгнут, то в этом случае вред возмещается по правилам данного Закона. Основные моменты, касающиеся статуса участников страховых отношений, права на получение страховых выплат, содержатся в первой главе Закона, общие положения, порядок осуществления страховых выплат - в гл. 2 Закона "Обеспечение по страхованию".

5. Обязанность судовладельца возместить члену экипажа ущерб от гибели или повреждения личного имущества члена экипажа вследствие происшествия с судном является императивной и не зависит от вины судовладельца, хотя здесь действуют правила регресса. Возмещение вреда осуществляется по общим правилам гл. 59 ГК РФ. Как правило, подлежит возмещению стоимость погибшего имущества либо стоимость его ремонта. Возмещение вреда происходит в полном объеме. Если в гибели или повреждении имущества виновен сам его владелец, вред не возмещается.

Другой комментарий к статье 28 КВВТ РФ

1. Трудовые отношения членов экипажа судна и судовладельца регулируются комментируемым Кодексом, а также:

а) законодательством Российской Федерации о труде;

б) уставом службы на судах внутреннего водного транспорта; уставом о дисциплине, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Статьей 330 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ предусмотрено, что дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется ТК РФ и положениями (уставами) о дисциплине, устанавливаемыми федеральными законами.

В настоящее время действуют:

- Устав о дисциплине работников речного транспорта СССР, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 26 августа 1985 г. N 812.

- Устав службы на судах Министерства речного флота РСФСР, утвержденный Приказом Министерства речного флота РСФСР от 30 марта 1982 г. N 30.

Перечисленные уставы действуют в части, не противоречащей КВВТ;

в) отраслевыми тарифными соглашениями (см. Федеральное отраслевое соглашение по речному транспорту на 2009 - 2011 годы, утвержденное Профсоюзом работников водного транспорта РФ, Ассоциацией судоходных компаний, Ассоциацией портов и судовладельцев речного транспорта, Ассоциацией связистов морского и речного транспорта 16 декабря 2008 г.);

г) коллективными договорами (соглашениями) и трудовыми договорами (контрактами).

В соответствии с п. 3 ст. 28 КВВТ РФ права и обязанности членов экипажа судна регулируются уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, утвержденным в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (в настоящее время - Уставом службы на судах Министерства речного флота РСФСР).

Действие Устава распространяется на экипажи судов, находящихся в эксплуатации, на техническом обслуживании или в навигационном ремонте (т.е. с момента подписания акта приемки судна в эксплуатацию до подписания акта приемки судна на отстой или ремонт с ответственным хранением).

Экипаж состоит из лиц командного состава, судовой команды, а на пассажирских судах также и персонала, обслуживающего пассажиров.

К командному составу относятся: капитан (командир), помощники капитана (командира), судовые механики, электромеханики и радиоспециалисты. Судовая команда состоит из лиц, которые не относятся к командному составу судна и персоналу, обслуживающему пассажиров.

Каждый член экипажа обязан:

- соблюдать требования международных, национальных и местных правил, действующих нормативных документов;

- четко и добросовестно выполнять приказы и распоряжения судовладельца и капитана судна;

- знать устройство и особенности судна, быть готовым к оказанию помощи другим судам и людям;

- знать и четко выполнять свои обязанности по судовым расписаниям;

- знать, четко и умело исполнять свои обязанности по борьбе за живучесть судна, знать расположение и уметь пользоваться судовыми техническими средствами борьбы за живучесть, аварийно-спасательным и противопожарным имуществом и инвентарем, индивидуальными и коллективными спасательными средствами;

- знать и выполнять правила технической эксплуатации корпуса, судовых машин, устройств, систем, установок и механизмов, техники безопасности, пожарной безопасности, санитарных правил и правил охраны окружающей среды;

- при обнаружении опасности, грозящей судну, людям, грузу, а также угрозы окружающей среде немедленно докладывать вахтенному помощнику капитана, принимая одновременно все возможные меры по их устранению;

- выполнять объявленные капитаном авральные и аварийные работы. К аварийным работам по усмотрению капитана могут привлекаться все лица, находящиеся на борту судна;

- обеспечивать нормальную деятельность судна и порядок на нем.

Членам экипажа запрещается производить работы, связанные с временным выводом из строя судовой техники, без разрешения вахтенного помощника капитана (вахтенного механика).

На экипаж самоходного судна, работающего с несамоходными судами, эксплуатируемыми без судового экипажа, возлагаются дополнительные обязанности, предусмотренные Положением по эксплуатации таких судов.

Лица, связанные по характеру своей работы на судне с хранением, подготовкой к употреблению, раздачей или продажей продуктов питания, обязаны своевременно проходить установленный медицинский осмотр.

Взаимное обращение членов экипажа при исполнении служебных обязанностей должно быть официальным. Отдавший распоряжение должен убедиться, что оно правильно понято. Получивший распоряжение обязан после выполнения его, равно как и при невозможности выполнения его, доложить об этом лицу, отдавшему распоряжение.

При увольнении (отпуске) членов экипажа на берег на борту судна должна оставаться часть экипажа, способная обеспечить безопасность судна и выполнение необходимых работ. При стоянке судна на рейде разрешается увольнение не более 1/3 экипажа, а при стоянке у причала не более 2/3 экипажа.

В день отхода судна весь экипаж должен быть на судне ко времени, назначенному капитаном.

На лиц командного состава судна возлагается руководство работой подчиненного персонала и личное участие в управлении судном и его эксплуатации.

Каждое лицо командного состава обязано:

- обеспечивать безопасность плавания судна, подготовку подчиненных членов экипажа судна и готовность средств своего заведования к борьбе за живучесть судна;

- обеспечивать исправное состояние и надежную работу технических средств своего заведования, планировать и организовывать проведение ремонтных работ, контролировать сроки и качество их выполнения;

- руководить подчиненными и организовывать их труд, проводить необходимые инструктажи и обеспечивать выполнение правил технической эксплуатации судовых механизмов, устройств и систем, техники безопасности, пожарной безопасности, санитарных правил и требований охраны окружающей среды;

- требовать от подчиненных неуклонного соблюдения трудовой дисциплины, знания и выполнения Устава, правил, приказов, положений и инструкций, действующих на водном транспорте;

- знакомить вновь назначенных на судно лиц с его устройством и особенностями эксплуатации, размещением и назначением аварийно-спасательного и противопожарного имущества, обязанностями по судовым расписаниям, с правилами обслуживания заведования, внутреннего распорядка и другими служебными обязанностями;

- при перемещении по должности членов экипажа лицо командного состава, в подчинение которого поступают вновь назначенные, обязано ознакомить их с обязанностями по тревогам и другими судовыми расписаниями, с правилами обслуживания заведования, техники безопасности и другими служебными обязанностями;

- готовить технические средства своего заведования к выходу судна в рейс и докладывать об их готовности по подчиненности в установленные сроки, а также информировать подчиненных об особенностях предстоящего рейса;

- владеть приемами оказания первой медицинской помощи.

Вновь назначенное на судно лицо командного состава принимает в установленном порядке оборудование, технические средства, инвентарь, материалы и документацию по своему заведованию с оформлением акта и докладом капитану.

Лица командного состава несут ходовые и стояночные вахты согласно установленному на судне в соответствии с требованиями устава расписанию.

2. В силу п. 4 комментируемой статьи судовладелец обязан обеспечить членам экипажа судна безопасные условия труда, охрану их здоровья, наличие спасательных средств, бесперебойное снабжение продовольствием и водой, наличие надлежащих помещений (кают, столовых, санитарных узлов, медицинских пунктов, помещений для отдыха), культурно-бытовое обслуживание в соответствии с законодательством Российской Федерации. В настоящее время действует Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утвержденное Приказом Минтранса России от 16 мая 2003 г. N 133 <102> (далее - Положение).

--------------------------------
<102> Приказ Минтранса России от 16 мая 2003 г. N 133 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта" // Приложение к "Российской газете" - "Новые законы и нормативные акты". 2003. N 37.

Положение устанавливает с учетом трудового законодательства Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажа судна - работников командного состава судна (за исключением врача) и судовой команды (далее - работники плавсостава), заключивших трудовой договор с работодателем.

Положение регулирует рабочее время и время отдыха работников плавсостава в период нахождения судов в эксплуатации, включая время подготовки к ней и вывода из нее.

Положение распространяется на судовладельцев, в том числе арендаторов, в соответствии с условиями договора аренды (далее - работодатель), независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности и осуществляющих работы нетранспортного характера (перевозки грузов и пассажиров, ледокольные работы, аварийно-спасательные работы и др.), в том числе учебный процесс.

В соответствии с Положением в течение рабочего времени работник плавсостава обязан выполнять установленные уставом службы на судах внутреннего водного транспорта обязанности по управлению судном и обеспечению его безопасной эксплуатации.

Нормальная продолжительность рабочего времени работников плавсостава не может превышать 40 часов в неделю. Нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) для работников плавсостава составляет 8 часов с понедельника по пятницу с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

Для женщин - работников плавсостава, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также для работников в возрасте от 17 до 18 лет устанавливается 36-часовая рабочая неделя, т.е. продолжительность ежедневной работы (смены) составляет 7,2 часа с понедельника по пятницу включительно, с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

Для работников плавсостава устанавливается суммированный учет рабочего времени.

Порядок введения суммированного учета рабочего времени и продолжительность учетного периода (месяц, квартал, год) устанавливаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.

Учетный период не должен превышать года (с начала навигации до начала следующей навигации).

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленных для данной категории работников.

Время начала и окончания ежедневной работы работников плавсостава определяется графиками несения вахт или расписаниями выполнения работ, составляемыми в установленном порядке и утверждаемыми работодателем или по его поручению капитаном судна.

Графики устанавливаются:

- для работников плавсостава, несущих вахту в течение суток (00.00 - 24.00),

- для остальных работников плавсостава, как правило, в дневное время (06.00 - 18.00).

Работники плавсостава, для которых по условиям их труда невозможно установить такие графики несения вахт или расписания выполнения работ (боцманы, помощники механиков по электрооборудованию, начальники радиостанций, радиооператоры, повара и другие), выполняют свои обязанности в пределах установленной продолжительности ежедневной работы.

На судах, эксплуатируемых круглосуточно, устанавливается:

- при постоянном нахождении всего экипажа на борту судна в течение навигационного периода (экипажный метод работы) - трехсменная вахта (работа);

- при распределении экипажа на бригады для обеспечения несения вахт (бригадный метод работы) - трехсменная или двухсменная вахта (работа).

На судах, эксплуатируемых некруглосуточно, устанавливается двухсменная или односменная вахта (работа).

На судах смешанного (река - море) плавания для обеспечения нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период при продолжительности эксплуатации свыше 6 месяцев может устанавливаться работа со сменой экипажа.

При круглогодичном плавании на морских путях максимальная продолжительность работы работников плавсостава между двумя периодами отдыха на берегу (нахождение в отпуске, использование суммированных дней отдыха) не должна превышать 150 календарных дней.

На скоростных судах в зависимости от условий эксплуатации судна (продолжительности рейса, частоты остановок, соответствия действующим санитарным правилам и нормам и т.д.) устанавливается односменный или двухсменный режим работы работников плавсостава.

Работникам плавсостава скоростных судов, где по условиям работы необходимо присутствие двух вахт, время нахождения на борту между вахтами включается в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Продолжительность периода, включаемого в рабочее время, устанавливается коллективным договором (соглашением) или локальным нормативным актом организации с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.

Работники плавсостава могут привлекаться с письменного согласия работника к выполнению обязанностей недостающих по штату работников, перегрузочным и другим работам, не входящим в круг их прямых должностных обязанностей.

Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) работника плавсостава, включая время несения вахт (работ), выполнения наряду со своими обязанностями работы за недостающего по штату работника и выполнения дополнительных работ, не входящих в круг его прямых должностных обязанностей, не должна превышать 12 часов.

Продолжительность периода ежедневной двенадцатичасовой работы при двухсменном режиме работы работников плавсостава самоходных судов (за исключением скоростных) не должна превышать 30 суток подряд.

При работе флота на реках с ограниченными сроками навигации при обеспечении завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности для работников плавсостава может устанавливаться двухсменный режим работы с продолжительностью ежедневной работы 12 часов на весь полноводный период со дня официального открытия навигации в данном регионе, но не более чем на 3 месяца.

Продолжительность периода работы в двухсменном режиме и порядок смены бригад устанавливаются работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.

Продолжительность вахт в ночное время не сокращается.

Работники плавсостава в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на следующие виды отдыха:

- ежедневный отдых;

- перерывы в течение рабочего дня, включая время для приема пищи;

- выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

- нерабочие праздничные дни;

- ежегодный основной оплачиваемый отпуск и ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска.

В тех случаях, когда по условиям работы работнику плавсостава перерыв для приема пищи установить нельзя, ему должна быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочего времени, при этом время для приема пищи включается в рабочее время, если работник на этот период не освобождается от выполнения возложенных на него обязанностей.

Продолжительность периодов между временем несения вахт и выполнения судовых работ (далее - время ежедневного отдыха) не может быть менее 12 часов. При этом один из перерывов в работе должен быть не менее 8 часов непрерывного отдыха; при работе экипажей по бригадному методу обслуживания судов - не менее 6 часов. Продолжительность остальных перерывов перед заступлением на ходовую вахту должна составлять не менее 4 часов.

При бригадном методе обслуживания судов с непрерывным несением работниками плавсостава вахт (смен) продолжительностью 12 часов непрерывный отдых между вахтами должен составлять не менее 24 часов.

Работникам плавсостава за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период, включая работу в выходные и нерабочие праздничные дни, предоставляются суммированные дни отдыха.

Число суммированных дней отдыха, полагающихся работнику плавсостава за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, определяется делением разницы между фактически отработанным временем за учетный период в часах по графику вахт (смен) по основной должности (без учета времени выполнения работ за недостающих по штату работников, аварийных и авральных работ, работ, не входящих в круг его прямых должностных обязанностей, а также времени работ в нерабочие праздничные дни, компенсированные по соглашению сторон оплатой) и нормой рабочего времени за этот же период на продолжительность ежедневной работы (смены), установленную в п. 6 Положения.

Например, работник плавсостава отработал на судне в 2002 году с 1 июня по 5 сентября включительно по 8-часовому графику 97 дней. За время работы он использовал 2 дня отдыха, а за работу в нерабочий праздничный день 12 июня ему была выплачена компенсация в размере двойной часовой ставки по его должности. Общее число отработанных им на судне часов за рассматриваемый период составило 752 часа (8 часов x (97 - (2 + 1)) дней).

Норма рабочего времени по общему правилу исчисляется исходя из расчетного графика пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье при продолжительности ежедневной работы при 40-часовой рабочей неделе 8 часов и в предпраздничные дни 7 часов.

Исчисленная в установленном порядке норма рабочего времени за период с 1 июня по 5 сентября 2002 года составляла 543 часа (18 рабочих дней в июне по 8 часов и один рабочий день 11 июня 7 часов - 151 час, в июле - 184 часа, в августе - 176 часов и 4 рабочих дня в сентябре по 8 часов - 32 часа).

Таким образом, указанному работнику плавсостава за время работы должно быть предоставлено 26 дней отдыха ((752 часа - 543 часа): 8 часов).

Суммированные дни отдыха предоставляются работникам плавсостава в течение учетного периода как в навигационный, так и в межнавигационный период. В случае производственной необходимости работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников и при условии письменного согласия работника может перенести использование суммированных дней отдыха за пределы учетного периода, но не более чем на один год.

В период навигации при длительной стоянке судов в пунктах погрузки и выгрузки, в пунктах приписки работникам плавсостава по их письменному заявлению могут предоставляться суммированные дни отдыха, указанные в пункте 19, в любой день недели. При этом продолжительность непрерывного отдыха работников плавсостава не может быть менее 24 часов. В остальных случаях суммированные дни отдыха предоставляются по согласованию с работниками.

Очередность предоставления суммированных дней отдыха в период навигации устанавливается капитаном (командиром, шкипером) судна с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.

Очередность предоставления суммированных дней отдыха в межнавигационный период устанавливается работодателем.

В период предоставления суммированных дней отдыха работники плавсостава могут по их письменному заявлению привлекаться к работе на судах и к береговым работам. В этом случае производится оплата за выполненную работу, а суммированные дни отдыха на другой срок не переносятся.

В тех случаях, когда работнику плавсостава невозможно предоставление суммированных дней отдыха полностью, по письменному заявлению работника плавсостава неиспользованные дни отдыха могут быть заменены денежной компенсацией.

Учет рабочего времени, фактически отработанного каждым работником плавсостава в период навигации, осуществляется в порядке, установленном работодателем.

Действующее законодательство содержит также специальные гарантии в части обеспечения питанием членов судов.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. N 861 утверждены:

- рацион питания экипажей морских и речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота;

- порядок обеспечения питанием экипажей морских, речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и воздушных судов определяется Министерством транспорта Российской Федерации.

Порядок обеспечения питанием экипажей речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, утвержден Приказом Минтранса России от 30 сентября 2002 г. N 122.

Согласно указанному Порядку экипажи речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, обеспечиваются бесплатным рационом питания судовладельцем (в том числе арендатором в соответствии с условиями договора аренды).

Рацион питания предоставляется членам экипажей, находящимся на судах в период их эксплуатации, включая время подготовки к ней и вывода из нее, исходя из нормы рациона питания на одного человека в сутки. Рацион питания предоставляется также членам экипажей в период их болезни на борту судна.

Наличные деньги (аванс) на закупку продуктов для обеспечения рационом питания экипажа выдаются капитану (командиру) судна судовладельцем (арендатором). Капитан обеспечивает организацию питания экипажа судна. Не разрешается выдавать на руки членам экипажей судов продукты взамен установленного рациона питания, а также заменять его денежной компенсацией.

За время работы судов внутреннего водного транспорта в морских условиях и за границей Российской Федерации обеспечение рационом питания экипажей этих судов может осуществляться судовладельцем (арендатором) в соответствии с Порядком обеспечения питанием экипажей морских судов, который также утвержден Приказом Минтранса России от 30 сентября 2002 г. N 122.

3. Судовладелец или иное осуществляющее прием на работу членов экипажа судна лицо обязаны за свой счет застраховать принимаемых на работу членов экипажа судна на случай возможного причинения вреда их жизни и здоровью при исполнении ими служебных обязанностей. Порядок и условия такого страхования устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Так, в соответствии со ст. 934 ГК РФ по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).

Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор.

Договор личного страхования считается заключенным в пользу застрахованного лица, если в договоре не названо в качестве выгодоприобретателя другое лицо. В случае смерти лица, застрахованного по договору, в котором не назван иной выгодоприобретатель, выгодоприобретателями признаются наследники застрахованного лица.

Договор личного страхования в пользу лица, не являющегося застрахованным лицом, в том числе в пользу не являющегося застрахованным лицом страхователя, может быть заключен лишь с письменного согласия застрахованного лица. При отсутствии такого согласия договор может быть признан недействительным по иску застрахованного лица, а в случае смерти этого лица - по иску его наследников.

Как и вообще в договорах в пользу третьего лица, не всякое сочетание страхователя, застрахованного и выгодоприобретателя возможно. Например, работодатель может страховать жизнь и здоровье члена экипажа судна в пользу его самого, а член экипажа судна не может страховать свою жизнь и здоровье в пользу работодателя. Выплата должна быть произведена таким образом, чтобы одновременно удовлетворялись интересы и страхователя, и выгодоприобретателя.

4. В случае гибели или причинения вреда жизни и здоровью члена экипажа судна при исполнении им служебных обязанностей судовладелец обязан возместить причиненный такому члену экипажа судна вред в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина, возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.

Принципиальный подход к определению характера и установлению объема возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, имеет целью возмещение тех имущественных убытков, которые возникают вследствие утраты трудоспособности и расходов на восстановление или поддержание здоровья, медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. Поэтому возмещение имеет имущественный характер (денежный), а объем возмещения включает в себя:

- утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь. При этом под заработком понимается такой вид дохода, который гражданин получает по трудовому договору (контракту). В Трудовом кодексе Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (далее - ТК РФ) вопросам заработной платы посвящена гл. 21, в которой заработная плата определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера (ст. 129). Иные доходы входят в объем возмещения в том случае, если их утрата имеет прямую причинно-следственную связь с утратой трудоспособности. Например, подлежит возмещению неполученный доход от оказания услуг по гражданским договорам. Неполученные доходы будут включены в состав возмещаемого вреда при условии, что потерпевший докажет, что он определенно мог бы их иметь (представив в качестве доказательства заключенный гражданский договор);

- дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

При определении утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда). В счет возмещения вреда не засчитывается также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья.

Объем и размер возмещения вреда, причитающегося потерпевшему, могут быть увеличены законом или договором.

Остались вопросы по ст 28 КВВТ РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 28 КВВТ РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.