Статья 26. Состав экипажа судна

1. В состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна - также работники, обслуживающие пассажиров судна.

2. К командному составу судна относятся капитан судна, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощники, механики и электромеханики, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты и врачи.

3. Судовая команда состоит из работающих на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна и обслуживающим пассажиров судна работникам.

4. Минимальный состав экипажа самоходного транспортного судна в соответствии с требованиями эксплуатации судна определенного типа устанавливается положением о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
5. Лица, входящие в состав экипажа судна, должны быть включены в список членов экипажа судна, ведение которого является обязанностью капитана судна.

Комментарий к статье 26 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ

1. Юридически экипаж судна рассматривается, в зависимости от предмета регулирования, в двух основных аспектах - как человеческая составляющая, в которой выражается деятельность судовладельца по отношению ко всем иным лицам, а также как работники судовладельца, правоотношения с которыми регулируются нормами трудового законодательства. Комментируемая глава синтезирует оба данных подхода к сущности экипажа.

Комментируемая статья в общих чертах определяет состав экипажа, функциональную его структуру (командный состав и лица, не относящиеся к нему), а также несколько указывает на подзаконные акты, регулирующие вопросы состава экипажа. Экипаж судна в зависимости от функциональных характеристик подразделяется на командный состав судна и судовую команду. В состав экипажа пассажирского судна входят работники по обслуге пассажиров. При этом при некоторых видах пассажирских перевозок лица, обслуживающие пассажиров, не состоят в трудовых отношениях с судовладельцем и не являются его представителями. Это может иметь место, в частности, при фрахтовании пассажирского судна туристическими организациями, когда на судне специализированные виды туристических услуг оказываются работниками туристической организации.

2. К командному составу экипажа относятся капитан судна (и его помощники, хотя об этом в п. 2 комментируемой статьи не сказано), командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощники, механики и электромеханики, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты и судовые врачи. В своей деятельности лица, входящие в командный состав, руководствуются положениями КВВТ РФ, устава службы на судах ВВТ, устава о дисциплине, а также разрабатываемых на их основании должностных инструкций. На лиц командного состава возлагается руководство работой подчиненного состава (судовой команды), а также и личное участие в управлении судном и его технической эксплуатации. В уставе службы на судах устанавливаются обязанности лиц командного состава. Это, как правило, такие обязанности, как обеспечение безопасности плавания судна и его технической эксплуатации; обеспечение исправности и должного уровня работы технических средств и оборудования на ответственном участке или в ответственной сфере; руководство и организация труда судовой команды, проведение установленных инструктажей; подготовка судна к рейсу в рамках обязанностей и ответственного участка работы и управления. Лица командного состава обязаны требовать от подчиненных соблюдения соответствующих правил и требований, содержащихся как в законах, так и в подзаконных нормативных актах, а также требовать знания подчиненными своих обязанностей. Лица командного состава обязаны владеть навыками оказания первой медицинской помощи, что, конечно, не относится к врачам, так как они в силу образования и самой их функции на судах обязаны владеть не только такими навыками, но и всеми знаниями и навыками согласно требованиям к своей профессии. Лица командного состава несут в установленных законом случаях соответствующую ответственность при невыполнении или ненадлежащем выполнении своих должностных обязанностей. Тот факт, что такие лица относятся к командному составу, позволяет рассматривать их именно как должностных лиц.

3. Судовая команда состоит из работников экипажа, которые не относятся ни к командному составу, ни к лицам, обслуживающим пассажиров. Они не обладают властно-распорядительными полномочиями и не являются должностными лицами. Их назначение состоит в выполнении необходимых для эксплуатации судна трудовых операций. Все лица, входящие в состав экипажа, как относящиеся к командному составу, так и относящиеся к судовой команде, должны быть в обязательном порядке занесены капитаном судна в список членов экипажа (п. 5 комментируемой статьи), в котором указываются данные, должность или трудовая функция каждого члена экипажа. Некоторые обязанности членов экипажа судна будут рассмотрены в комментарии к ст. 28 Кодекса.

4. В зависимости от технических характеристик судна, от уровня автоматизации и требований к эксплуатации судна, к экипажу предъявляются требования о его минимальном составе, которые содержатся в Положении о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, утвержденном Приказом Минтранса России от 1 ноября 2002 г. N 138. Юридическое значение требований к минимальному составу экипажа состоит в том, что наличие минимального состава является одним из основных юридических фактов (в их широком смысле), на основании которого судно допускается к эксплуатации, проще говоря, к плаванию. Если численность экипажа менее установленного нормативом (нормативы содержатся в Положении о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, в виде таблицы) минимального состава, то эксплуатация судна запрещается. В случае если судно выпущено судовладельцем в плавание с нарушением требования нормативов о минимальном составе экипажа, судовладелец либо иное лицо, ответственное за эксплуатацию судна, привлекаются к административной ответственности по ст. 11.13 КоАП РФ за нарушение правил выпуска судна в плавание. Привлекается такое лицо к ответственности по данной статье и в случае, если оно допустит к управлению судном лицо, не имеющее соответствующего диплома (см. комментарий к ст. 27). Периодические проверки судов на предмет соответствия численности и квалификации минимального состава судов требованиям нормативов осуществляются территориальными органами Ространснадзора на ВВТ. На каждом судне, которое зарегистрировано в Государственном судовом реестре, должно находиться Свидетельство о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов (п. 5 указанного Положения), соответствующего нормативам минимального состава. Свидетельство выдается сроком на 5 лет органами Ространснадзора, которые также ведут учет свидетельств. Когда меняется судовладелец, а также при изменении класса судна, уровня автоматизации, технико-эксплуатационных характеристик и района плавания должно быть оформлено новое свидетельство. Если свидетельство утеряно, судовладелец подает заявление в бассейновое управление государственного надзора на внутреннем водном транспорте (далее - БУГН на ВВТ) о выдаче дубликата.

Минимальный состав экипажа должен обеспечивать безопасность судна, экипажа, пассажиров, сохранность груза и имущества, а также защиту окружающей среды, так сформулировано в п. 14 Положения о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов. Представляется, что следовало бы включить в цели формирования минимального состава экипажа прежде всего цель обеспечения безопасности эксплуатации судна, так как перечисленные цели не полностью очерчивают облик процесса эксплуатации. При формировании минимального состава экипажа должны учитываться необходимые навыки и знания лиц, входящих в экипаж, что позволяет обеспечивать достижение указанных выше целей. В частности, при установлении минимального состава следует предусматривать и оценивать его умение:

обеспечивать безопасную перевозку пассажиров и грузов;

безопасно и надежно швартоваться;

обеспечивать и нести все необходимые виды вахт (навигационную, например);

поддерживать меры безопасности во всех доступных помещениях для сведения к минимуму опасности возникновения пожара (так сформулировано в Положении).

Во-первых, меры вообще нельзя "поддерживать", их можно только предпринимать. Во-вторых, можно было бы четко сформулировать: обеспечивать противопожарную безопасность во всех помещениях судна; выполнять необходимые действия по предотвращению вреда окружающей среде; грамотно применять противопожарное оборудование и выполнять расписание по тревогам; обеспечивать эксплуатационную и аварийную связь; управлять устройствами, обеспечивающими водонепроницаемость.

Что касается уровня автоматизации, технических характеристик судна и иных технических показателей, то в Положении тоже содержатся требования относительно минимального состава по отношению к таким факторам. Например, если судно длиной более 75 метров, то численность минимального состава должна обеспечивать одновременную швартовку на носу и корме судна. На судах без символа "А", не соответствующих требованиям автоматизации по одной или двум обслуживающим системам, минимальный состав должен быть увеличен на одного матроса (рулевого) - моториста.

Таким образом, значение минимального состава экипажа состоит в том, что его наличие (в которое включается единство необходимого количества лиц соответствующих должностей и специальностей и необходимого уровня и вида квалификации таких лиц) является одним из условий допуска судна к эксплуатации. Следовало бы отдельной нормой установить обязательное наличие в минимальном составе врача.

Другой комментарий к статье 26 КВВТ РФ

1. Экипаж судна - это лица, внесенные в судовой штат, обеспечивающие управление, движение, живучесть и безопасность эксплуатации судна, включая персонал, обслуживающий как личный состав судна, так и пассажиров <96>.

--------------------------------
<96> СанПиН 2.5.2-703-98. 2.5.2. Водный транспорт. Суда внутреннего и смешанного (река - море) плавания. Санитарные правила и нормы, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 1998 г. N 16.

Комментируемая статья указывает, что в состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна - также работники, обслуживающие пассажиров судна.

При этом п. 2 статьи к командному составу судна относит капитана судна, командира дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощников, механиков и электромехаников, помощников механиков и электромехаников, радиоспециалистов и врачей.

Судовая команда состоит из работающих на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна и обслуживающим пассажиров судна работникам.

2. Минимальный состав экипажа самоходного транспортного судна в соответствии с требованиями эксплуатации судна определенного типа устанавливается Положением о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, утвержденным Приказом Минтранса России от 1 ноября 2002 г. N 138 <97> (далее - Положение, Положение о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов).

--------------------------------
<97> Положение о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, утв. Приказом Минтранса России от 1 ноября 2002 г. N 138 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 4.

Положение о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов распространяется на самоходные транспортные суда внутреннего и смешанного (река - море) плавания, зарегистрированные на территории Российской Федерации и получившие свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

Минимальный состав экипажа самоходного транспортного судна (далее - минимальный состав) определяет численность экипажа, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен для обеспечения безопасной эксплуатации судна, выполнения требований режима рабочего времени и времени отдыха на борту судна.

При численности экипажа менее установленного нормативом минимального состава эксплуатация судна не допускается.

В минимальный состав не входят работники, обслуживающие пассажиров, командный состав и судовую команду. На судах, перевозящих скоропортящиеся грузы, в минимальный состав вводится должность механика по рефрижераторным установкам.

На судах с главной дизель-электрической установкой в минимальный состав вводятся два электромеханика на пассажирских судах и один электромеханик - на судах другого типа.

На судах без символа "А", не удовлетворяющих требованиям автоматизации по одной или двум обслуживающим устройствам и системам, минимальный состав должен быть увеличен на одного матроса (рулевого) - моториста.

На судах с символом "А", не удовлетворяющих требованиям автоматизации по одной или двум обслуживающим устройствам и системам, минимальный состав должен быть увеличен на одного специалиста соответствующей специальности.

Соответствие судна требованиям автоматизации устанавливается органами технического надзора и классификации судов Российской Федерации.

На судне, зарегистрированном в Государственном судовом реестре Российской Федерации, должно находиться свидетельство о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов (далее - свидетельство), соответствующее нормативам минимального состава экипажей судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания.

Форма свидетельства о минимальном составе экипажа судна и форма свидетельства о минимальном составе самоходного транспортного судна внутреннего плавания установлены в Положении о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, утвержденном Приказом Минтранса России от 1 ноября 2002 г. N 138.

Свидетельство выдается по заявлению судовладельца: капитанами портов - на суда смешанного (река - море) плавания; Государственными речными судоходными инспекциями <98> (ГРСИ) бассейнов - на суда внутреннего плавания.

--------------------------------
<98> Распоряжением Правительства РФ от 3 мая 2005 г. N 532-р Государственная речная судоходная инспекция РФ ликвидирована. Функции Государственной речной судоходной инспекции РФ осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (см. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта") // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 32. Ст. 3345.

Свидетельство выдается сроком на 5 лет. ГРСИ бассейнов и капитаны портов ведут учет выданных свидетельств. Копия выданного свидетельства хранится в органе, выдавшем его.

Судовладелец к заявлению на выдачу свидетельства должен приложить копии документов органов технического надзора и классификации, подтверждающие класс судна и степень его автоматизации, а также документов, устанавливающих количество закрепленных за самоходным судном несамоходных судов, эксплуатируемых без экипажей.

Судовладелец заполняет на каждое судно бланк свидетельства (согласно образцам, приведенным в приложениях N 5 или 6 к Положению) в соответствии с паспортными данными судна и документами органа технического надзора.

При оформлении свидетельства судовладелец предъявляет органу, выдающему свидетельство, судовые документы.

При изменении судовладельца, класса судна, степени автоматизации, технико-эксплуатационных характеристик, района плавания судна должно быть оформлено новое свидетельство.

При изменении режима рабочего времени и времени отдыха экипажа судовладелец подает заявление для оформления нового свидетельства без приложения документов, указанных в п. 8 Положения.

При утере или порче свидетельства по заявлению судовладельца выдается его дубликат.

ГРСИ бассейнов или капитан порта могут отозвать (приостановить действие) свидетельство при неоднократном нарушении режима рабочего времени и времени отдыха экипажа, изменении района плавания, длительности рейса, характера перевозимого груза, конструкции, механизмов, оборудования и степени автоматизации судна.

Минимальный состав должен обеспечивать безопасность судна, экипажа, пассажиров, сохранность груза и имущества, а также защиту окружающей среды.

При комплектовании экипажей судов должны учитываться тип и размерение судов (составов), количество, тип и мощность судовой силовой установки и вспомогательных механизмов, конструкция, техническая оснащенность и степень автоматизации судов, их специализация, район и условия плавания, а также метод технического обслуживания и ремонта.

При установлении минимального состава необходимо предусматривать его квалификацию и умение:

- обеспечивать и нести навигационную, механическую вахты и радиовахту;

- безопасно и надежно швартоваться;

- грамотно использовать противопожарное оборудование, спасательные средства, поддерживать их в рабочем состоянии, а также выполнять расписание по тревогам;

- управлять обеспечивающими водонепроницаемость закрытиями и поддерживать их в надежном состоянии;

- поддерживать меры безопасности во всех доступных помещениях для сведения к минимуму опасности возникновения пожара;

- обеспечивать эксплуатационную и аварийную связь, включая получение навигационной и гидрометеорологической информации;

- выполнять положенные действия по предотвращению ущерба окружающей водной среде;

- обеспечивать безопасную перевозку грузов и пассажиров.

Численный состав экипажей судов должен быть таким, чтобы иметь время для полноценного отдыха.

Состав вахты должен быть в любой момент достаточным и соответствующим условиям, обеспечивающим наблюдение и управление судном (составом), поддержание рабочего состояния спасательного, противопожарного оборудования и других систем безопасности, безопасную швартовку судна, сохранность груза, выполнение действий по защите окружающей водной среды, по сбору и посадке в спасательные средства всех лиц на судне.

На борту судна необходимо иметь достаточное количество квалифицированного персонала для эксплуатации и контроля за главной двигательной установкой, вспомогательными механизмами, оценки их работы (в том числе во время применения ручного управления при выходе из строя автоматических средств управления или приборов), для осуществления технического ухода и ремонта.

Совмещение профессий электромеханика и радиомеханика допускается любым членом экипажа при наличии соответствующего диплома и с учетом, что в районах плавания эксплуатационная и аварийная связь, а также получение навигационной и гидрометеорологической информации обеспечивается по радиотелефону или в автоматическом режиме.

При вождении грузовыми теплоходами барж-приставок и буксирными судами (толкачами) двух и более барж, эксплуатируемых без судового экипажа, в штат экипажа самоходного судна дополнительно к нормативам минимального состава добавляется по одному человеку рядового состава на каждые две баржи.

При работе самоходных транспортных судов длиной более 75 метров или состава более 75 метров численность рядового состава должна обеспечивать одновременную швартовку (отшвартовку) на носу и корме судна (состава).

Штатное расписание экипажа должно быть утверждено судовладельцем и выдано на судно до ввода его в эксплуатацию.

Остались вопросы по ст 26 КВВТ РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 26 КВВТ РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.