Статья 14. Судовые документы

1. На подлежащих регистрации судах, за исключением судов, указанных в пункте 9 настоящей статьи, должны находиться следующие судовые документы:
1) свидетельство о праве собственности на судно;
2) свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации;
3) свидетельство о годности судна к плаванию;
4) список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна;
5) судовой журнал (вахтенный журнал или единый вахтенный журнал), машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей);
6) судовое санитарное свидетельство;
7) единая книга осмотра судна;
8) свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна;(Подпункт в редакции, введенной в действие с 30 июня 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 502-ФЗ.

9) разрешение на судовую радиостанцию;
10) свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна;
11) свидетельство о классификации;
12) мерительное свидетельство.
2. На судне должны находиться оригиналы указанных в пункте 1 настоящей статьи документов, за исключением свидетельства о праве собственности на судно, копия которого должна быть заверена органом, выдавшим такое свидетельство, или нотариусом.

3. На судне, выходящем в море, кроме документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, должны находиться документы, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.

4. На судне, осуществляющем судоходство, связанное с пересечением Государственной границы Российской Федерации, кроме документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, должны находиться документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации. Выдачу документов, предусмотренных указанными договорами, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на то Правительством Российской Федерации.
5. Документы, указанные в подпунктах 1, 2 и 10 пункта 1 настоящей статьи, выдаются органами, осуществляющими государственную регистрацию судов и прав на них. Документы, указанные в подпунктах 3, 8, 11 и 12 пункта 1 настоящей статьи, выдаются организациями, уполномоченными на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами, предусмотренными статьей 35 настоящего Кодекса. Документы, указанные в подпунктах 6 и 9 пункта 1 настоящей статьи, выдаются федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации. За выдачу документов, указанных в подпунктах 1, 2, 6 и 9 пункта 1 настоящей статьи, уплачивается государственная пошлина в размерах и в порядке, которые устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За выдачу документов, указанных в подпунктах 3, 8, 10, 11 и 12 пункта 1 настоящей статьи, взимается плата в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6. Формы документов, указанных в подпунктах 4, 5 и 7 пункта 1 настоящей статьи, и порядок их ведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Наличие указанных документов на судне обеспечивается судовладельцем.
7. Судовой журнал должен храниться на судне в течение одного года со дня внесения в него последней записи. По истечении указанного срока судовой журнал сдается на хранение судовладельцу. Общий срок хранения судового журнала составляет три года со дня внесения в него последней записи. Судовой журнал может быть предоставлен для ознакомления с ним и снятия с него копий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Признание судовых документов судов, плавающих под флагами иностранных государств и заходящих в порты Российской Федерации или совершающих проход по внутренним водным путям, осуществляется на основании международных договоров Российской Федерации или при условии, если в портах и на водных путях соответствующего государства признаются судовые документы судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации.

9. На спортивных парусных судах, прогулочных судах, маломерных судах должны находиться следующие судовые документы:
1) судовой билет;
2) список членов экипажа судна (судовая роль).

10. Судовой билет удостоверяет право плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации, право собственности на судно, годность судна к плаванию.

Комментарий к статье 14 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ

1. Смысл данной статьи - установить обязательный перечень документов, которые должны находиться на каждом судне и без наличия хотя бы одного из которых, а равно при истечении срока его действия, судно не допускается органами Госморречнадзора к плаванию.

В п. 1 дан перечень таких основных документов, которые должны находиться на судне, плавающем по ВВП РФ, чтобы оно вообще имело возможность плавать, эксплуатироваться согласно своему классу и назначению. Данный перечень является базовым, основным. Помимо данных документов (они в любом случае должны быть на каждом судне, зарегистрированном и плавающем по ВВП), для отдельных категорий судов и в зависимости от режима района плавания должны быть в наличии и иные документы, при отсутствии либо просрочке которых плавание такого судна либо в определенном районе не допускается. Иными словами, наличие данных документов вместе и каждого из них в отдельности и соответствие их установленным требованиям к порядку выдачи, порядку заполнения (ведения) и сроку действия - все это является юридическим фактом, на основании которого (помимо, конечно, иных обязательных условий) судно допускается к плаванию.

2. Требование относительно нахождения на судне оригиналов указанных документов императивно - их копии не допускаются, хотя бы и нотариально заверенные (собственно, нотариус, если он знает законодательство о ВВТ, не будет ничего заверять, кроме копии свидетельства о праве собственности на судно). Исключение составляет только один документ - свидетельство о праве собственности на судне. Здесь должна быть его нотариально удостоверенная копия или копия, заверенная органом, осуществившим регистрацию права собственности на судно.

3. На судах смешанного (река-море) плавания при их выходе в море, на участки с морским режимом судоходства, кроме документов, указанных в п. 1 рассматриваемой статьи (они тоже должны быть), должны находиться оригиналы документов, установленных ст. 25 КТМ РФ. Если не называть заново указанные в п. 1 ст. 14 КВВТ РФ документы, то к ним будут относиться следующие: пассажирское свидетельство (для пассажирских судов); мерительное свидетельство; свидетельство о грузовой марке; санитарный журнал; журнал операций со сточными водами; журнал операций с мусором; журнал нефтяных операций для судов, не являющихся нефтяными танкерами; журнал нефтяных операций для нефтяных танкеров.

При этом ст. 25 КТМ РФ устанавливает, что на судне, осуществляющем прибрежное плавание, могут не находиться судовой, машинный и санитарный журналы, если иное не установлено органами технического надзора за эксплуатацией судов. Но данная норма в КТМ РФ адресована только морским судам, в КВВТ РФ же подобной нормы нет, поэтому указанные документы должны быть в любом случае, даже при прибрежном плавании в море. Аналогичный смысл имеет правило п. 4 ст. 14: в случае отсутствия документов, установленных международными договорами, такое судно не допускается к плаванию с пересечением Государственной границы РФ. Несколько подробнее об этом см. в комментарии к ст. 69 Кодекса.

4. Свидетельство о праве собственности на судно выдается органом, осуществляющим государственную регистрацию судов (см. комментарий к ст. 19), в случае его потери он выдает дубликат в порядке, установленном Правилами государственной регистрации судов. Этими же органами осуществляется и выдача свидетельства о праве плавания под Государственным флагом (см. комментарий к ст. 17 и ст. 19 Кодекса). Свидетельство о годности судна к плаванию, а также классификационное свидетельство выдается органами технического надзора и классификации судов, подробнее о которых сказано в комментарии к гл. 6 Кодекса. Судовое санитарное свидетельство выдается территориальными органами санитарного надзора РФ, действующими на территории бассейна. Свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью и иными веществами выдается территориальным органом в области охраны окружающей среды (см. комментарий к ст. 40 Кодекса). Свидетельство о минимальном составе экипажа судна выдается согласно Положению о минимальном составе экипажей судов территориальными органами надзора на ВВТ (БУГН на ВВТ), а для судов смешанного (река-море) плавания - капитанами морских портов (п. 6 Положения). Несколько подробнее о таком свидетельстве в комментарии к гл. 5 Кодекса. Каждый из указанных документов должен быть в наличии на судне согласно сроку его действия. В частности, свидетельство о минимальном составе экипажа выдается сроком на 5 лет, после чего подлежит выдаче новое свидетельство.

5. Наличие на судне судового журнала, машинного журнала, списка членов экипажа (судовой роли, которую обязан вести капитан судна, а в случае его болезни - старший помощник капитана) судна и единой книги осмотра судна должен обеспечивать судовладелец. Но при этом если, допустим, судно передается по договору аренды (как с экипажем, так и без экипажа), то арендатор будет также являться судовладельцем - аренда без владения невозможна, но в этом случае собственник или иной арендодатель обязан будет обеспечить наличие на судне данных документов. В судовой журнал подлежат занесению все операции, осуществляемые в ходе как технической, так и коммерческой эксплуатации судна, а также относительно действий экипажа. Он является документом строгой отчетности и хранится на судне в течение года с момента занесения в него последней записи (то есть с момента, когда он кончился), после этого еще два года хранится в архивах у делопроизводителя судовладельца (п. 7 рассматриваемой статьи). В машинный журнал подлежат обязательно занесению все данные о работе основной и иных машин. В частности, когда при снятии судна с мели капитан принял решение форсировать работу машины, об этом необходимо сделать запись именно в машинном журнале. Впоследствии такая запись будет одним из доказательств права на распределение убытков в порядке общей аварии (см. комментарий к гл. 17). Как судовой, так и машинный журнал могут предоставляться для ознакомления с ними и снятия копии - это, в частности, становится необходимым при расследовании транспортного происшествия с судном, при определении общей аварии (эти документы могут понадобиться диспашеру) и в иных аналогичных ситуациях. Что касается иных судовых документов как доказательств при расследовании транспортных происшествий с судном, то они могут также применяться в данных целях по мере необходимости. Кроме того, при необходимости не только судовой и машинный журнал могут предоставляться для ознакомления с ними - это касается всех судовых документов. К примеру, при производстве по уголовному делу.

6. Смысл правила п. 8 данной статьи заключается в установлении по отношению к признанию судовых документов иностранных судов, заходящих в порты РФ, правил международных договоров, а при их отсутствии такое признание осуществляется на основании принципа взаимности - такие документы иностранных судов признаются на территории РФ только в том случае, если судовые документы, установленные настоящей статьей, признаются в портах и на водных путях соответствующего государства. В принципе, так как речь идет в основном о внешнеэкономическом блоке правового регулирования, то в самих договорах в этом отношении может устанавливаться как режим наибольшего благоприятствования (при котором государство предоставляет другому государству такие же права, как и любому третьему государству), так и национальный режим (при котором для лиц другого государства устанавливаются те же права, что и для местных лиц).

Другой комментарий к статье 14 КВВТ РФ

1. На подлежащих регистрации судах, за исключением спортивных парусных судов, прогулочных судов и маломерных судов, должны находиться следующие судовые документы:

1) свидетельство о праве собственности на судно;

2) свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации;

3) свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или с классификационным свидетельством;

4) список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна;

5) судовой журнал (вахтенный журнал или единый вахтенный журнал), машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей);

6) судовое санитарное свидетельство;

7) единая книга осмотра судна;

8) свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором;

9) разрешение на судовую радиостанцию;

10) свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна.

Форма свидетельства о праве собственности на судно и форма свидетельства о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации установлены Правилами государственной регистрации судов, которые утверждены Приказом Минтранса России от 26 сентября 2001 г. N 144.

Форма свидетельства о минимальном составе экипажа судна и форма свидетельства о минимальном составе самоходного транспортного судна внутреннего плавания установлены в Положении о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, утвержденном Приказом Минтранса России от 1 ноября 2002 г. N 138.

На судне должны находиться оригиналы указанных документов, за исключением свидетельства о праве собственности на судно, копия которого должна быть заверена органом, выдавшим такое свидетельство, или нотариусом.

Наличие на судне свидетельства о праве собственности на судно, свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации, свидетельства о годности судна к плаванию необязательно в подлиннике на несамоходных судах, эксплуатируемых без экипажа.

Указанные свидетельства должны храниться у судовладельца несамоходного судна; на толкаче (буксире) допускается иметь копию этих судовых документов, заверенных в установленном порядке.

Наличие указанных документов на судне обеспечивается судовладельцем.

2. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи на судне, выходящем в море, кроме названных документов должны находиться документы, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации. Статья 25 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации указывает, что судно должно иметь следующие основные судовые документы:

1) свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации (выдается органом, осуществляющим регистрацию судна);

2) свидетельство о праве собственности на судно (выдается органом, осуществляющим регистрацию судна);

3) свидетельство о годности к плаванию (выдается органом, осуществляющим технический надзор);

4) пассажирское свидетельство (для пассажирского судна) (выдается органами технического надзора и классификации судов);

5) мерительное свидетельство (выдается органами технического надзора и классификации судов);

6) свидетельство о грузовой марке (выдается органами технического надзора и классификации судов);

7) свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью (выдается органами технического надзора и классификации судов);

8) свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами (выдается органами технического надзора и классификации судов);

9) свидетельство о предотвращении загрязнения мусором (выдается органами технического надзора и классификации судов);

10) лицензия судовой радиостанции и радиожурнал (если судно имеет судовую радиостанцию) (об утверждении формы и правил ведения судового радиожурнала см. Приказ Госкомрыболовства России от 2 февраля 1999 г. N 19 и Приказ Минтранса России от 30 июня 1998 г. N 80) <80>;

--------------------------------
<80> Приказ Минтранса России от 30 июня 1998 г. N 80 "Об утверждении и введении в действие формы Радиожурнала ГМССБ (СР-1)" (текст Приказа официально опубликован не был).

11) судовая роль (см. Правила ведения судовой роли на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации, утвержденные Приказом Госкомрыболовства России от 3 марта 2004 г. N 112 <81>; Правила ведения судовой роли, утвержденные Приказом Минтранса России от 3 апреля 2000 г. N 28) <82>;

--------------------------------
<81> Приказ Госкомрыболовства России от 3 марта 2004 г. N 112 "Об утверждении Правил ведения судовой роли на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. N 14.
<82> Приказ Минтранса России от 3 апреля 2000 г. N 28 "Об утверждении Правил ведения судовой роли" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 23.

12) судовой журнал;

13) машинный журнал (для судов с механическим двигателем);

14) санитарный журнал;

15) журнал операций со сточными водами;

16) журнал операций с мусором;

17) журнал нефтяных операций для судов, не являющихся нефтяными танкерами;

18) журнал нефтяных операций для нефтяных танкеров;

19) судовое санитарное свидетельство о праве плавания (выдается органами санитарно-эпидемиологического надзора на водном транспорте Российской Федерации).

На судне должны находиться оригиналы судовых документов, за исключением свидетельства о праве собственности на судно и судового билета, копии которых должны быть заверены органом, выдавшим такие документы.

Судно, используемое для санитарного, карантинного и другого контроля, может не иметь свидетельство о грузовой марке и мерительное свидетельство. Вместимость такого судна может быть определена упрощенным способом с выдачей соответствующего удостоверения.

Судно, осуществляющее прибрежное плавание, может не иметь судовой, машинный и санитарный журналы, если иное не установлено органами, осуществляющими технический надзор за судами (п. 3 ст. 23 КТМ РФ).

3. Начиная с 25 мая 2012 г. в соответствии с Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна" впервые введенной частью 9 комментируемой статьи КВВТ РФ установлены особенности в составе документов, наличие которых необходимо на спортивных парусных судах, прогулочных судах, маломерных судах.

На перечисленных судах должны находиться следующие судовые документы:

- судовой билет;

- список членов экипажа судна (судовая роль).

Согласно ч. 10 комментируемой статьи судовой билет удостоверяет:

- право плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации;

- право собственности на судно;

- годность судна к плаванию.

Правила ведения судовой роли утверждены Приказом Министерства транспорта РФ от 3 апреля 2000 г. N 28. Согласно указанным Правилам судовая роль является основным судовым документом, содержащим сведения о количестве и составе экипажа при приходе и отходе судна.

В судовую роль вносятся:

- входящие в состав экипажа судна лица;

- курсанты (учащиеся) учебных заведений, направленные на данное судно для прохождения плавательной практики;

- работники федеральных органов исполнительной власти и работники организаций, находящихся в ведении этих органов, а также представители судовладельца, командируемые для работы на судах;

- дети в возрасте 12 -16 лет, выходящие в море на борту судна вместе с членами экипажа судна, являющимися их законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами или попечителями).

Кроме того, морские суда и суда смешанного (река - море) плавания, оснащенные оборудованием радиосвязи и радионавигации ГМССБ, должны иметь на борту следующие документы <83>:

--------------------------------
<83> Приказ Минтранса России от 30 июня 1998 г. N 79 "Об утверждении и введении в действие Перечня документации по радиосвязи и электрорадионавигации, которую должны иметь на борту морские суда и суда смешанного (река - море) плавания, оснащенные оборудованием радиосвязи и радионавигации ГМССБ" (текст Приказа официально опубликован не был).

1. Лицензию судовой радиостанции.

2. Дипломы радиоспециалистов ГМССБ (об утверждении и введении в действие форм дипломов судовых радиоспециалистов Глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ) см. Приказ Минтранса России от 3 декабря 1998 г. N 144).

3. Журналы:

3.1. Судовой журнал для судов, совершающих рейсы в морских районах А1, А2.

3.2. Радиожурнал ГМССБ для судов, совершающих рейсы в морских районах А3, А4.

4. Свидетельство о безопасности судна по радиооборудованию (для судов, совершающих международные рейсы).

5. Акт освидетельствования радиооборудования Российским морским регистром судоходства.

6. Акт освидетельствования электрооборудования Российским морским регистром судоходства.

7. Свидетельство на радиооборудование Российского речного регистра (для судов смешанного (река - море) плавания с классом Российского речного регистра).

8. Акт ежегодного освидетельствования судна Российским речным регистром (для судов смешанного (река - море) плавания с классом Российского речного регистра).

9. Правила радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы.

10. Проектно-конструкторскую документацию на установку оборудования радиосвязи и электрорадионавигации (ЭРН), откорректированную в соответствии со всеми изменениями, внесенными в процессе эксплуатации.

11. Техническую и эксплуатационную документацию для каждого вида оборудования радиосвязи и ЭРН (на русском языке для отечественного и на русском и английском языках для оборудования зарубежного производства).

12. Формуляры на отечественное оборудование радиосвязи и ЭРН.

13. Инструкцию для операторов-радиотелефонистов по несению радиовахты, обеспечивающей безопасность на море (РД 31.64.24-94).

14. Список береговых телефонных УКВ радиостанций Службы морского флота (1996 г.).

15. Положение по использованию спутниковых аварийных радиобуев системы КОСПАС-САРСАТ на морских судах (РД 31.62.03.04-93).

16. Указания по организации радиосвязи с судами смешанного (река - море) плавания при эксплуатации их в европейских морских бассейнах, утверждены заместителем Министра транспорта Российской Федерации 18 марта 1997 г. (для судов смешанного (река - море) плавания).

17. Руководство по радиосвязи для морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы.

18. Международные справочники (издание ITU):

- List of coast stations (список IV);

- List of ship stations (список V);

- List of radiodetermination and special service stations (список VI);

- List of call sign and numerical identities (список VIIA).

19. Указания по связи на период арктической навигации (для судов, участвующих в арктической навигации).

20. Инструкцию по организации связи при обработке аварийных и контрольных сообщений судов, утверждена Приказом Департамента морского транспорта от 27 апреля 1994 г. N 31.

21. Положение о порядке и правилах использования ведомственных средств связи морского транспорта и свод условных наименований должностных лиц морского транспорта для ведомственной связи, утверждено Приказом Департамента морского транспорта от 7 июня 1994 г. N 41.

22. Расписание работы каналов связи береговых радиостанций морского флота России с судами, передачи циркулярных, гидрометеорологических сообщений и навигационных предупреждений (1997 г.).

23. Формы первичной учетной документации согласно приложению к Приказу ММФ от 30 ноября 1987 г. N 188:

- СВ-12 - радиотелеграмма;

- СВ-13 - аккумуляторный журнал;

- СВ-29 - квитанция о приеме радиотелеграммы (для пассажирских судов);

- СВ-34 - акт приема-сдачи судовой радиостанции.

4. Судовой журнал является официальным документом, в котором отражается деятельность судна во всех ее проявлениях, а также объективные условия и обстоятельства, сопровождающие эту деятельность. Все случаи происшествий с судном должны быть записаны в журнале возможно более подробно с указанием всех обстоятельств, при которых они произошли.

Судовой журнал должен храниться на судне в течение одного года со дня внесения в него последней записи. По истечении указанного срока судовой журнал сдается на хранение судовладельцу. Общий срок хранения судового журнала составляет три года со дня внесения в него последней записи. Судовой журнал может быть предоставлен для ознакомления с ним и снятия с него копий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Проверять наличие судовых документов и их соответствие требованиям законодательства вправе Государственные речные судоходные инспекции бассейнов в соответствии с Инструкцией о порядке проведения осмотров судов работниками Государственной речной судоходной инспекции Российской Федерации, утв. Государственной речной судоходной инспекцией РФ 10 мая 1994 г. <84>.

--------------------------------
<84> Инструкция о порядке проведения осмотров судов работниками Государственной речной судоходной инспекции Российской Федерации, утв. Государственной речной судоходной инспекцией РФ 10 мая 1994 г. (текст инструкции официально опубликован не был).

Государственные речные судоходные инспекции бассейнов проводят осмотры судов внутреннего плавания после межнавигационного периода, а судов смешанного (река - море) плавания - после эксплуатации в море, при заходе их на внутренние судоходные пути.

Контрольные осмотры судов производятся в период навигации не чаще чем через полтора - два месяца и при совершении транспортного происшествия.

При осмотрах самоходных судов проверке подлежат:

1. Судовые документы (наличие, сроки действия, порядок их ведения):

- судовое свидетельство (для судов внутреннего плавания) или свидетельство о праве собственности на судно и праве плавания под флагом России (для судов смешанного (река - море) плавания);

- свидетельство о годности к плаванию, или акт Российской инспекции Регистра с разрешением на разовый переход (для перегоняемого судна), или акт приема плота к буксировке (для плота), акт приемки в эксплуатацию;

- судовая роль;

- вахтенный (судовой журнал);

- единая книга осмотра судна;

- радиотелеграфный журнал (радиожурнал) - если на судне предусмотрена должность радиста;

- санитарное свидетельство (акт осмотра);

- пожарное свидетельство (акт осмотра).

2. Штатное расписание и приказ (или другой документ) судовладельца о режиме эксплуатации судна и работе экипажа.

3. Указания по организации радиосвязи в соответствующем бассейне.

4. Информация капитану об остойчивости судна.

5. Атласы (ЕГС) и навигационные карты (для озер), их корректура.

6. Внутрисудовая документация по организации вахтенной, штурманской, общесудовой службы, спасания людей и борьбы за живучесть судна (наличие, качество ведения):

- расписание вахт;

- расписание по тревогам и личные карточки членов экипажа;

- журнал (подшивка) прогнозов погоды;

- журнал (подшивка) путевой информации и извещений судоводителям;

- таблица девиации магнитного компаса;

- таблица маневренных элементов судна;

- схема маневрирования при падении человека за борт;

- схема теневых секторов РЛС.

7. Наличие и состояние государственного флага, марки на трубе, наименования (номера) судна и регистрационных номеров на бортах, грузовой марки на корпусе.

8. Соответствие судна (состава) разряду и условиям района плавания, типовым схемам формирования составов и габаритам пути, а плотов - Правилам (ТУ) сплотки.

9. Соблюдение норм пассажировместимости и грузоподъемности, высоты надводного борта (на грузовой марке), обеспечение нормального обзора с поста управления судном.

10. Наличие и действие световой, зрительной и звуковой сигнализации.

11. Наличие и действие навигационных, штурманских и электрорадионавигационных приборов по нормам Регистра.

12. Соответствие нормам Российских инспекций Регистра количества коллективных и индивидуальных спасательных средств, пиротехники, аварийного снабжения (выборочно). Правильность их маркировки, расположения и хранения.

13. Укомплектованность экипажа в соответствии со штатным расписанием и Положением о минимальном составе экипажей транспортных судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания.

14. Наличие у командного и рядового состава дипломов (квалификационных свидетельств) на право занятия соответствующих должностей, контрольных талонов к дипломам, справок о проверке знаний.

15. Соблюдение в текущем и предыдущих рейсах (по записям в вахтенном журнале) типовых схем формирования составов, норм пассажировместимости и грузоподъемности, ограничений по району и условиям плавания и других требований, указанных в регистровых документах, режима несения вахт, периодичности проведения учебных тревог и тренировок по действиям при отказе рулевого устройства, ДАУ, ДУ.

16. Знание и умение членов экипажа действовать по тревогам (путем опроса нескольких человек) при отказе рулевого устройства, ДАУ, ДУ (проверяется выборочно).

По результатам осмотра работник судоходной инспекции составляет акт с указанием перечня выявленных нарушений, статей нормативно-правовых документов и сроков устранения замечаний. При отсутствии судовых документов и в случаях, угрожающих безопасности плавания, принимает решения о запрещении движения судна (состава, плота), о чем капитан судна информирует судовладельца.

Акт осмотра составляется в двух экземплярах и подписывается работником Государственной речной судоходной инспекции бассейна и капитаном (или первым штурманом). В случае отказа капитана (первого штурмана) от подписи, в акте делается запись с указанием заявленных мотивов отказа.

Первый экземпляр акта хранится на судне, второй - в делах судоходной инспекции.

Отсутствие или истечение срока действия хотя бы одного из судовых документов, а также отсутствие указаний по организации радиосвязи, откорректированных атласов (ЕГС), навигационных карт, акта об испытании спасательных средств, местных Правил плавания.

Следует особо отметить, что согласно ч. 1 ст. 8.16 КоАП РФ невыполнение капитаном судна морского, внутреннего водного плавания или другого плавучего средства правил регистрации в судовых документах операций с веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, других водных объектов, либо со смесями, содержащими такие вещества свыше установленных норм, а равно внесение в судовые документы неверных записей об этих операциях влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

6. С 22 июля 2011 г. п. 5 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в ред. Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ).

В действующей редакции данный пункт закрепляет различный порядок оплаты выдачи документов, перечисленных в п. 1 комментируемой статьи:

- за выдачу соответствующими федеральными органами исполнительной власти документов, указанных в подп. 1 - 3, 6 и 9 п. 1 комментируемой статьи, - уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

- за выдачу документов, указанных в подп. 8 и 10 п. 1 комментируемой статьи, - взимается плата в размерах и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Действующая редакция п. 5 соответствует положениям ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", согласно которой за предоставление государственных и муниципальных услуг в случае их платности взимается государственная пошлина либо в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, оказываются за счет средств заявителя.

Согласно ст. 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ государственная пошлина - сбор, взимаемый с юридических и физических лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Статьей 333.33 НК РФ установлены следующие размеры государственной пошлины:

1) за выдачу свидетельства о праве собственности, за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав:

- на морское судно - 6000 рублей;

- судно внутреннего плавания - 2000 рублей;

- судно смешанного (река - море) плавания - 3000 рублей;

- маломерное судно - 500 рублей;

2) за выдачу свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации:

- морских судов - 6000 рублей;

- судов внутреннего плавания - 2000 рублей;

- судов смешанного (река - море) плавания - 3000 рублей;

3) за выдачу документа, подтверждающего годность маломерного судна к плаванию, - 60 рублей;

4) за выдачу свидетельства о годности судна к плаванию - 200 рублей;

5) за выдачу разрешения на судовую радиостанцию или на бортовую радиостанцию - 2000 рублей;

6) за выдачу судового санитарного свидетельства о праве плавания - 1000 рублей.

Плательщики уплачивают государственную пошлину при обращении за совершением юридически значимых действий до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов. Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.

В случае если государственная услуга относится к платным и не относится к услугам, за осуществление которых взимается государственная пошлина, размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении такой услуги, и способы ее взимания устанавливаются в стандарте предоставления государственной или муниципальной услуги (ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ).

Остались вопросы по ст 14 КВВТ РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 14 КВВТ РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.