1. Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, багажа либо буксировщик - за утрату или повреждение буксируемого объекта с момента приема груза, багажа или буксируемого объекта для перевозки или буксировки (выдачи грузоотправителю, отправителю багажа или отправителю буксируемого объекта квитанции, подтверждающей прием груза или багажа для перевозки либо буксируемого объекта для буксировки) и до момента их выдачи грузополучателю (росписи его в дорожной ведомости в получении груза), получателю багажа (росписи его в багажной квитанции) или получателю буксируемого объекта (росписи его в дорожной ведомости в получении буксируемого объекта), если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза, багажа либо утрата или повреждение буксируемого объекта произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик либо буксировщик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
2. Груз, багаж или буксируемый объект считается утраченным, если не прибудет в порт назначения по истечении 30 суток после окончания срока доставки, и стоимость такого груза, багажа или буксируемого объекта подлежит возмещению в размере, предусмотренном статьей 119 настоящего Кодекса. Однако если груз, багаж или буксируемый объект прибыл по истечении указанного срока, грузополучатель, получатель багажа или получатель буксируемого объекта может получить его при возвращении перевозчику суммы, ранее полученной за утрату груза, багажа или буксируемого объекта.
Комментарий к статье 117 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
1. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза (а равно и ответственность буксировщика за утрату или повреждение буксируемого объекта) является, как уже указывалось, одним из самых спорных вопросов в цивилистике и работах по транспортному праву (транспортное право как отрасль пока не сложилось, но в теории оно так называется). Ниже будут вкратце рассмотрены эти спорные вопросы, сейчас же следует раскрыть термины, применяемые в данной статье. В ст. 796 ГК РФ законодатель объединил понятия порчи, повреждения и утраты груза единым термином "несохранность", хотя название статьи и содержит их перечисление. Этим приемом законодатель предоставляет конкретизацию данных понятий транспортному законодательству. Комментируемая статья КВВТ РФ не содержит раскрытие данных терминов, вследствие чего представляется целесообразным раскрыть их здесь.
Повреждение груза - это частичная или полная потеря грузом своих качеств, обусловленных его назначением. Оно может быть вызвано падением груза, ударами при погрузке, наездами транспортных средств, раздавливанием при превышении допустимых норм складирования, а также в результате аварий и воздействия природных (гидрометеорологических) факторов.
Порча груза - это полная либо частичная потеря грузом свойств, определяющих годность его применения потребителями. Она может быть причинена в результате смешения насыпных грузов с иными (навалочными) грузами, незащищенности груза от негативных воздействий атмосферных факторов, попадания на груз воды и иных веществ, длительной задержкой в пути и иных факторов.
Недостача груза - это количественное несоответствие груза данным, содержащимся в перевозочных документах, то есть здесь имеет место различие в количестве или в весе между принятым к перевозке грузом и сданным грузом. Причины недостачи могут быть самые разнообразные, как природного, техногенного, так и антропогенного фактора. Если имело место иное, помимо гражданско-правового деликта правонарушение, его обстоятельства и конкретный состав устанавливаются в ходе процессуальной деятельности - административной или уголовной - в зависимости от признаков объективной стороны.
Утрата груза - это полное разрушение, гибель груза либо его отсутствие вообще. Утрата может произойти, например, вследствие аварии, пожара, стихийного явления.
Повреждение буксируемого объекта - это фактически повреждение судна (иного буксируемого объекта, например дебаркадера), его оборудования, машин, снаряжения, днища, корпуса и так далее, повреждение буксируемого объекта как единого целого в виде нарушения целостности его конструктивных элементов или повреждение только этих конструктивных элементов. Если буксируется плот, то учитываются повреждения сплоточных единиц. Частичную потерю бревен из сплоточных единиц следует рассматривать как повреждение плота.
Утрата буксируемого объекта выражается в таких его повреждениях, когда он уже не подлежит восстановлению, а также в фактическом отсутствии объекта.
Размер ответственности перевозчика за утрату, повреждение или порчу груза, багажа, а также ответственности буксировщика за утрату или повреждение буксируемого объекта установлен в ст. 119 настоящего Кодекса (см. комментарий).
Как было указано выше, перевозчик (буксировщик) отвечает за несохранность груза или багажа (буксируемого объекта) на условиях ответственности за вину, которая презюмируется. Презюмировать - это утверждать что-либо верным, пока не доказано обратное. Перевозчик (буксировщик) обязан доказать, что повреждение, порча, утрата груза или багажа (повреждение или утрата буксируемого объекта) произошли вследствие обстоятельств, за которые он не отвечает и устранение которых от него не зависит. Среди таких обстоятельств следует указать на непреодолимую силу, а также на действия грузоотправителя или грузополучателя (отправителя или получателя буксируемого объекта), вызвавшие несохранность, на скрытые недостатки тары или упаковки, особые свойства груза, вызвавшие его утрату, а также обстоятельства, указанные в ст. 118 настоящего Кодекса (см. комментарий). Во всех этих случаях бремя доказывания их наличия и связи их наличия с несохранностью груза (буксируемого объекта) возлагается на перевозчика (буксировщика), за исключением ряда обстоятельств, на наличие которых перевозчику (буксировщику) достаточно сослаться, возложив бремя доказывания на получателя (см. комментарий к ст. 118 КВВТ РФ). Рассматриваемое правило ст. 117 настоящего Кодекса базируется на нормах ст. 796 ГК РФ об ответственности перевозчика за несохранность груза. Согласно ей, перевозчик несет ответственность за несохранность груза (багажа) с момента его принятия к перевозке и до выдачи его получателю, если не докажет, что несохранность произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, конкретизации здесь нет.
Большинство авторов разделяют точку зрения, согласно которой ст. 796 ГК РФ устанавливает презумпцию вины перевозчика в отступление от общего правила об ответственности при предпринимательской деятельности на началах риска <6>. В самом деле, если буквально толковать п. 1 указанной статьи, то фраза "если не докажет" должна свидетельствовать о том, что вина презюмируется, предполагается. Вместе с тем нечасто, но можно встретить утверждение, что данная статья вообще презумпцию вины перевозчика не устанавливает. Логика здесь такова, что в данной статье слово "вина" вообще не присутствует. Далее, согласно этой точке зрения п. 3 ст. 401 ГК РФ, где речь идет об ответственности без вины, по своему характеру является диспозитивной нормой, так как допускает, что законом или договором могут устанавливаться и иные обстоятельства освобождения должника от ответственности, помимо непреодолимой силы. И далее считается, что именно в этом причина того, что в ст. 796 ГК РФ содержится дополнительное, помимо непреодолимой силы, обстоятельство, освобождающее перевозчика от ответственности, - обстоятельства, которые он не мог предотвратить. Далее, сторонниками такой точки зрения приводятся и формально-юридические критерии обоснования своей позиции, в частности, если, например, в договоре на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ речь идет о вине, то там прямо сказано, что исполнитель несет ответственность, если не докажет, что такое нарушение произошло не по вине исполнителя (ст. 777 ГК РФ). Данная точка зрения имеет право на существование, учитывая то, что ст. 796 ГК РФ не содержит отсылок к ст. 401 ГК РФ, но автор разделяет первую точку зрения. В любом случае перевозчик (буксировщик) обязан доказывать, что несохранность явилась причиной указанных обстоятельств, то есть доказывает свою невиновность в несохранности.
--------------------------------
<6> Гражданское право. Ч. 2 / Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. М., 2003. С. 459.
Перевозчик или буксировщик несет ответственность за несохранность груза или буксируемого объекта с момента выдачи перевозчиком (буксировщиком) квитанции, подтверждающей прием груза или буксируемого объекта и до момента росписи получателя в сдаточных документах.
2. В п. 2 комментируемой статьи устанавливается предельный срок, по истечении которого груз, багаж или буксируемый объект считается утраченным: если он не прибудет в порт назначения в течение 30 суток после окончания срока доставки. Данные сроки и правила их исчисления устанавливаются правилами перевозок (см. комментарий к ст. 76 настоящего Кодекса) и правилами буксировки. Исчисляются они в принципе согласно общим правилам гл. 11 ГК РФ. В данном случае срок доставки истечет в установленное время календарной даты последнего дня доставки. Согласно ст. 161 комментируемого Кодекса, претензия о возмещении ущерба, вызванного утратой груза, багажа или буксируемого объекта может быть предъявлена по истечении 30 дней со дня окончания срока доставки, не раньше. В данном случае эти сроки совпадают. Претензию можно предъявить с момента, с которого груз, багаж или буксируемый объект считаются утраченными. В этом случае размер ответственности перевозчика или буксировщика установлен абзацем вторым п. 1 ст. 119 настоящего Кодекса, в соответствии с которым возмещается полная стоимость соответственно груза, багажа, или буксируемого объекта. При этом, если данная стоимость перевозчиком или буксировщиком была выплачена, а затем груз, багаж, или буксируемый объект прибыли, перевозчик или буксировщик вправе удерживать его до возвращения получателем выплаченного за утрату возмещения. В данном случае перевозчик или буксировщик в любом случае не освобождаются полностью от ответственности. В наличии будет ответственность за несоблюдение сроков доставки. В случае если в доставке груза, багажа или буксируемого объекта после срока доставки задействованы расходы получателя, договором может предусматриваться их возмещение.
Другой комментарий к статье 117 КВВТ РФ
1. В соответствии с определением договора перевозки груза, закрепленным в ст. 67 Кодекса, перевозчик обязуется своевременно и в сохранности доставить вверенный ему грузоотправителем груз. Обеспечение сохранности грузов является одной из главных задач перевозчика.
Ответственность перевозчиков за неисполнение или ненадлежащее исполнение этой обязанности регулируется нормами КВВТ РФ, являющимися специальными по отношению к общим нормам гражданского законодательства об имущественной ответственности.
К общим условиям гражданско-правовой ответственности гражданское законодательство относит:
1) неправомерное поведение (неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства);
2) наличие причинной связи между фактом неисполнения обязательства по перевозке и ущербом, когда ответственность выражается в возмещении убытков;
3) наличие самих убытков;
4) вину перевозчика.
Отсутствие хотя бы одного из этих условий исключает возможность привлечения перевозчиков к ответственности за несохранность перевозимого груза.
Следует отметить, что установление ответственности перевозчика за несохранность перевозимого груза не означает, что в любом случае утраты или повреждения груза перевозчик должен нести такую ответственность. КВВТ РФ (см., в частности, ст. ст. 71 - 72) определены обязанности перевозчиков, исполнение которых позволяет обеспечить целость и сохранность перевозимых грузов. Неисполнение этих обязанностей либо совершение действий, которые причинили ущерб грузу, является неправомерным поведением.
Для привлечения к ответственности необходимо доказать, что противоправное действие причинило реальный ущерб. Именно наличие причинной связи между фактом неисполнения обязательства по перевозке и ущербом является еще одним необходимым условием привлечения перевозчика к имущественной ответственности.
Установление причинной связи между действиями перевозчика и наступившим результатом на практике обычно не встречает затруднений. На основании имеющихся доказательств арбитражные суды выясняют, при каких обстоятельствах возникли утрата, порча либо повреждение груза: пробоина трюма, неправильная загрузка и др.
2. Пункт 1 комментируемой статьи определяет момент, с которого наступает ответственность перевозчика или буксировщика за несохранность груза, багажа или буксируемого объекта. Это момент приема груза, багажа или буксируемого объекта для перевозки или буксировки, т.е.:
- момент выдачи грузоотправителю, отправителю багажа или отправителю буксируемого объекта квитанции, подтверждающей прием груза или багажа для перевозки либо буксируемого объекта для буксировки и до момента их выдачи грузополучателю (росписи его в дорожной ведомости в получении груза);
- момент выдачи получателю багажа (росписи его в багажной квитанции) или получателю буксируемого объекта (росписи его в дорожной ведомости в получении буксируемого объекта).
Ответственность наступает, если перевозчик или буксировщик не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза, багажа либо утрата или повреждение буксируемого объекта произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик либо буксировщик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Таким образом, отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Иными словами, бремя доказывания возлагается на перевозчика (оно выражено в формуле ".если не докажет"). Тем самым законодатель исходит из того, что нарушение обязательства, поскольку не доказано иное, является виновным.
3. Согласно ст. 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Тем самым законодатель закрепил обобщенное понятие "несохранность" груза в качестве условия ответственности перевозчика. Под несохранностью груза понимается утрата, недостача, повреждение (порча) груза или багажа.
Перевозчик несет ответственность с момента принятия груза (багажа) к перевозке, т.е. его вручения перевозчику, до его выдачи управомоченному лицу. Время принятия груза к перевозке и его выдачи обычно указывается в транспортном документе (накладной, коносаменте, багажной квитанции).
4. Пункт 2 статьи определяет, какой груз, багаж или буксируемый объект считается утраченным: если он не прибудет в порт назначения по истечении 30 суток после окончания срока доставки.
Под порчей груза понимается такое внутреннее изменение груза, которое препятствует использованию его по назначению, хотя он и может быть использован в какой-то мере его получателем. Как повреждение груза следует рассматривать результат внешнего, физического воздействия на груз, который может быть исправлен, и груз в дальнейшем может быть использован по назначению <238>.
--------------------------------
КП: примечание.
Учебник В.А. Егиазарова "Транспортное право" включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2011 (7-е издание, переработанное и дополненное).
<238> См.: Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник для вузов. 3-е изд. М.: Юстицинформ, 2005.
5. Законодатель точно фиксирует, как следует устанавливать размер возмещения ущерба при полной и частичной утрате груза, равно как и в случаях его порчи или повреждения. В соответствии со ст. 119 Кодекса ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком в случае:
- утраты либо недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного либо недостающего груза или багажа;
- повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза или багажа, при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере стоимости груза или багажа;
- утраты груза или багажа, сданных для перевозки с объявлением их ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.
Перевозчик освобождается от предусмотренной ст. 117 Кодекса ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, багажа либо буксировщик - за утрату или повреждение буксируемого объекта, помимо указанных в п. 1 ст. 118 оснований, также в случае:
- неправильных действий и указаний грузоотправителя или отправителя буксируемого объекта в случае доказательства таких действий и указаний;
- скрытых недостатков тары, груза или его свойств;
- разницы в массе груза в пределах норм естественной убыли, снижения влажности и расхождения норм в показаниях весовых приборов, а также разницы в массе груза, принятого для перевозки исходя из массы, определенной грузоотправителем без участия перевозчика;
- доставки груза на исправном судне с исправными запорно-пломбировочными устройствами или в сопровождении представителя грузоотправителя, грузополучателя без запорно-пломбировочных устройств при наличии об этом отметки в транспортной накладной.
6. Пунктом 4 ст. 796 ГК РФ установлено, что документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составляемые перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа. Отправитель и получатель груза или багажа вправе для подтверждения обстоятельств, которые могут служить основанием ответственности перевозчика, использовать не только акты, составляемые перевозчиком в одностороннем порядке, но и другие документы. Суд, решая вопрос об ответственности за несохранность груза или багажа, обязан исследовать и оценить все представленные доказательства в совокупности, не выделяя как наиболее доказательные акты и другие документы, составляемые перевозчиком в одностороннем порядке.
Согласно ст. 160 КВВТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для имущественной ответственности перевозчиков и буксировщиков при осуществлении перевозок, удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы, составляемыми перевозчиками или буксировщиками по заявлениям грузоотправителей, грузополучателей, отправителей и получателей буксируемых объектов и получателей багажа. Формы коммерческого акта и акта общей формы, а также правила их составления устанавливаются Правилами перевозок грузов и Правилами перевозок пассажиров и их багажа.
Коммерческий акт составляется при выдаче груза, багажа или буксируемого объекта для удостоверения:
- несоответствия фактического наименования груза, багажа или буксируемого объекта, массы груза или багажа, количества грузовых мест или мест багажа указанным в перевозочном документе данным;
- повреждения (порчи) груза, багажа или повреждения буксируемого объекта;
- обнаружения груза, багажа или буксируемого объекта без перевозочного документа, а также перевозочного документа без груза, багажа или буксируемого объекта;
- недостачи древесины и такелажа в поврежденных плотах;
- возвращения перевозчику похищенного груза, багажа или буксируемого объекта.
Отказ от составления коммерческого акта или оформление его с нарушением установленных требований могут быть обжалованы в порядке, установленном правилами перевозок грузов.
Недостача или порча грузов, перевозимых наливом, удостоверяется перевозочными документами в порядке, установленном правилами перевозок грузов.
Коммерческий акт не составляется:
- при недостаче массы груза в пределах норм естественной убыли, норм снижения процента влажности или сорности при перевозке груза, норм расхождения в показаниях весовых приборов, разницы в массе груза, принятого для перевозки исходя из условий расчетов по итогам за навигацию;
- при выдаче груза, доставка которого осуществлена на технически исправном судне или в контейнере с неповрежденными запорно-пломбировочными устройствами либо в сопровождении представителя грузоотправителя или грузополучателя.