1. Перевозки грузов могут осуществляться в прямом смешанном сообщении посредством взаимодействия внутреннего водного транспорта с железнодорожным транспортом, морским транспортом, воздушным транспортом, автомобильным транспортом.Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении осуществляются на основании единого транспортного документа (транспортной накладной), составленного на весь путь следования грузов.
2. Порядок организации перевозок грузов в прямом смешанном сообщении определяется заключенными в соответствии с законодательством Российской Федерации соглашениями между организациями транспорта соответствующих видов, а также в соответствии с положениями, установленными настоящей главой.Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта с последующей регистрацией таких правил в соответствии с законодательством Российской Федерации.В части, не предусмотренной настоящим Кодексом, применяются нормы, установленные кодексами, уставами, правилами, регулирующими перевозки грузов на транспорте соответствующего вида.
3. В целях настоящей главы под транспортом смежного вида понимается транспорт, с которого или на который непосредственно осуществляется передача грузов, перевозимых в прямом смешанном сообщении.
Комментарий к статье 104 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
1. Часто нахождение пункта назначения груза и специфики перевозки вызывает необходимость перевозить груз несколькими видами транспорта с передачей грузов с одного транспорта на другой. Правовое обеспечение таких перевозок осуществляется в рамках законодательства о перевозках в прямом смешанном сообщении. Перевозка в прямом смешанном сообщении представляет собой перевозку, в которой участвуют не менее двух видов транспорта, которые осуществляют перевозку по единому транспортному документу, составленному на весь путь следования. Здесь главным критерием является именно единый транспортный документ. Если же груз будет следовать из порта по накладной, составленной по правилам перевозок на ВВТ до пункта передачи груза (к примеру, железнодорожной станции), а дальше следует уже по железнодорожной накладной, то это будет простая смешанная перевозка. Часто ее называют "соперевозкой". В этом случае нет прямого сообщения. Груз следует по двум договорам перевозки. В данном примере - по договору перевозки груза внутренним водным транспортом и по договору перевозки железнодорожным транспортом. Предмет регулирования данной главы КВВТ РФ составляют именно прямые смешанные перевозки.
Источники правового регулирования данного вида перевозок составляют гл. 40 ГК РФ, правила данной главы КВВТ РФ, Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утвержденные МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом РСФСР 24 апреля 1956 г., в транспортных кодифицированных актах (Устав железнодорожного транспорта РФ, Водный кодекс РФ, Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта РФ), правила соглашений между транспортными организациями, договоры перевозок грузов. Согласно ст. 788 ГК РФ, взаимоотношения транспортных организаций при смешанных перевозках и порядок организации таких перевозок определяются соглашениями между транспортными организациями и законом о перевозках в прямом смешанном сообщении. В настоящее время такой закон существует в форме проекта. Как указывается в ст. 166 настоящего Кодекса, правила гл. 14 Кодекса действуют впредь до его введения в действие. Поэтому в данной главе можно ограничиться краткостью, изложив основное.
2. Рассматриваемая статья определяет понятие перевозок в прямом смешанном сообщении и очерчивает круг источников правового регулирования таких перевозок. Соглашения, заключаемые между транспортными организациями, - это узловые соглашения и соглашения на централизованный завоз грузов (ст. 799 ГК РФ), допускается возможность и иных соглашений. Узловые соглашения заключаются в целях установления порядка взаимодействия смежных видов транспорта, пунктов перевалки. Здесь определяются отношения по организации распределения выполнения грузовых операций между транспортными организациями (портами, железнодорожными станциями, аэропортами и т.д.), отношения по подаче транспортных средств, порядок осуществления операций по приему, сдаче и взвешиванию грузов, графики работы перевалочных пунктов, порядок подачи транспортных средств, порядок обмена необходимой информацией и иные моменты, которые направлены на обеспечение выполнения смешанных перевозок. Узловое соглашение можно определить как договор, заключаемый между перевозчиками различных видов транспорта, в котором они обязуются осуществлять в отношении друг друга согласованные действия в интересах грузоотправителей, грузополучателей и направленные на обеспечение своевременной передачи груза в пунктах перевалки (передачи) грузов. Сторонами данного договора являются только перевозчики, грузовладельцы в них не участвуют. Данные соглашения, согласно доминирующей точке зрения, относятся к категории договоров, заключаемых в обязательном порядке (ст. 445 ГК РФ). Их основная специфика состоит в их цели и предмете, которые определяют и их содержание. Цель их состоит в обеспечении процесса прямых смешанных перевозок, а предметом является согласование, упорядоченность отношений перевозчиков. В их предмет не входит само оказание услуг грузоотправителям и грузополучателям. Узловые соглашения относятся к категории срочных договоров и заключаются сроком на 5 лет. По мере необходимости, при изменении характера грузопотоков, а также при техническом переоснащении пунктов передачи грузов, они могут изменяться до истечения срока действия.
Сам договор перевозки груза в прямом смешанном сообщении заключается между грузоотправителем и первым перевозчиком. Транспортная накладная, составленная при заключении такого договора, следует с грузом на протяжении всего пути следования до пункта назначения груза. То есть независимо от сменяющегося вида транспорта, перевозящего груз, новая накладная не составляется. Когда один из перевозчиков, доставив груз до пункта перевалки, выполняет тем самым свою часть перевозочных обязательств, груз передается этим перевозчиком следующему по передаточной ведомости, которая подтверждает передачу (прием) груза. Стороны такого договора перевозки - грузоотправитель и перевозчик. Выполнив же свою часть обязательства по перевозке, данный перевозчик, передавая груз, передает вместе с ним и выполнение обязанности по перевозке, возлагает такую обязанность на следующего перевозчика (соперевозчика, как часто называют). Это вполне соответствует правилу ст. 313 ГК РФ, согласно которой исполнение обязательства может возлагаться должником на другое (третье) лицо, если из закона, иных правовых актов или из существа обязательства не вытекает, что обязательство должник должен исполнить лично. Кредитор (грузополучатель) в этом случае обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом. Если же считать соперевозчиков сторонами договора перевозки наряду с первоначальным перевозчиком, как если они становятся такими, подписывая передаточную ведомость, то это не будет согласовываться с правилом ст. 308 ГК РФ. Согласно данному правилу, обязательство не может порождать обязанностей для лиц, которые не участвуют в нем в качестве сторон. Данная специфика договора перевозки в прямом смешанном сообщении накладывает отпечаток и на особенности ответственности в данном договоре, о чем будет упомянуто при рассмотрении ст. 114 настоящего Кодекса.
Основные вопросы регулирования прямых смешанных перевозок на законодательном уровне, помимо данной главы КВВТ РФ, в части, не предусмотренной ею, осуществляются соответствующими кодифицированными актами и правилами перевозок грузов на смежных видах транспорта. Среди кодифицированных актов это Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ", Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта", уже КТМ РФ, Воздушный кодекс РФ, а также соответствующие правила перевозок грузов. По отношению к железнодорожному транспорту важное значение имеет также несколько раз упоминавшееся выше Постановление Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта РФ".
Смежный вид транспорта в рамках данной статьи - это вид транспорта, на который или с которого непосредственно осуществляется передача груза по передаточной ведомости.
Другой комментарий к статье 104 КВВТ РФ
1. Перевозки в прямом смешанном сообщении - это перевозки, осуществляемые в пределах территории Российской Федерации несколькими видами транспорта по единому транспортному документу (транспортная накладная), оформленному на весь маршрут следования (например, железнодорожно-водное сообщение).
Из этого определения следует, что основным признаком перевозки грузов в прямом смешанном сообщении является участие в ней не менее двух перевозчиков различных видов транспорта. При этом грузоотправитель освобождается от обязанности передавать груз с одного вида транспорта на другой и оформлять связанные с этим документы. Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении нередко именуются другим термином - комбинированная перевозка (см. ст. 788 ГК РФ).
В настоящее время перевозки в прямом смешанном сообщении регламентируются следующими актами:
- Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖД РФ);
- Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (далее - КТМ РФ);
- Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утвержденными МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом РСФСР 17, 24 апреля 1956 г. <222> (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, Правила). Правилами регулируются вопросы, связанные с приемом грузов к перевозке при перевалочных операциях, оформлением перевозки массовых грузов, перевозкой грузов в универсальных контейнерах, ответственностью по перевозкам в прямом смешанном сообщении.
--------------------------------
<222> Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утв. МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом РСФСР 17, 24 апреля 1956 г. (в ред. от 1 сентября 1984 г.).
Правила не регулируют взаимоотношения между железнодорожными, морским и речным перевозчиками, с одной стороны, и автомобильным транспортом, который выполняет значительный объем перевозок при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении. Указанные отношения регулируются специальными нормативными актами.
Кроме того, при разрешении споров сторонами могут применяться инструктивные письмо Госарбитража СССР от 30 июля 1976 г. N И-1-23 "О практике разрешения споров, возникающих при перевозках грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном и водном сообщении" в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации.
Правила перевозок в прямом смешанном сообщении содержат перечень грузов, которые не допускаются к такой перевозке или допускаются с ограничениями; определяют порядок передачи груза с одного вида транспорта на другой; возлагают на соответствующий вид транспорта перегрузку груза, оборудование перевозочных средств; определяют сроки доставки груза; порядок взимания платы за перевозку и др.
В этот вид сообщения включаются железнодорожные станции, открытые для проведения операций по перевозкам грузов; морские и речные порты, автомобильные станции и аэропорты, предусмотренные специальными перечнями. Условия работы транспортных пунктов, участвующих в таком сообщении, определяются узловыми соглашениями.
Безусловно, нормативы, установленные Правилами и определяющие права, обязанности и ответственность транспортных организаций, требуют корректировки и изменений. В этой связи нельзя не отметить, что в ст. 788 ГК РФ предусматривается принятие Федерального закона "О перевозках в прямом смешанном сообщении". Необходимость принятия такого нормативного акта сложно переоценить, поскольку большая часть перевозок - это смешанные перевозки, которые организуют различные участники перевозочного процесса. Федеральный закон "О перевозках в прямом смешанном сообщении" создал бы новые правовые основы взаимодействия различных видов транспорта. Это не только позволило бы урегулировать вопросы, возникающие между участниками перевозки, но и повысило бы качество предоставляемых транспортных услуг.
2. Прямое смешанное сообщение, которое иногда именуется также комбинированным, характеризуется двумя основными признаками:
- участие в перевозке перевозчиков разных видов транспорта;
- составление на перевозку одного (единого) транспортного документа.
При перевозках грузов в прямом смешанном сообщении обязанности перевозчиков выполняют различные виды транспорта, например железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный. При этом возникают правоотношения по перевозке грузов, в которых участвуют несколько соперевозчиков, каждый из которых, принимая груз от предыдущей транспортной организации, исполняет свою обязанность по перевозке груза на соответствующем отрезке движения груза, возникшую из договора, который был заключен первоначальным перевозчиком.
В юридической литературе имеются различные точки зрения относительно взаимоотношений соперевозчиков между собой при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении.
Согласно одной из них договор прямой смешанной перевозки заключает транспортная организация, начинающая перевозку. Транспортные организации иных видов транспорта участвуют в прямом смешанном сообщении в качестве соперевозчиков. В отношениях с грузоотправителями и грузополучателями участники прямой смешанной перевозки выступают как единый перевозчик <223>.
--------------------------------
КП: примечание.
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: В 3 т. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина) (том 2) включен в информационный банк согласно публикации - Юрайт-Издат, 2006 (3-е издание, переработанное и дополненное).
<223> См., например: Комментарий к Гражданскому кодексу РФ / Под ред. Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицына-Светланова. М.: Юрайт-Издат, 2005.
Согласно другой точке зрения транспортные организации являются третьими лицами, на которые должником (кредитором) возложено исполнение обязательств, вытекающих из договора перевозки <224>.
--------------------------------
<224> См., например: Витрянский В.В. Договор перевозки. М.: Статут, 2001. С. 293.
По мнению В.А. Егиазарова, для определения правового положения соперевозчиков в отношениях друг с другом, с грузоотправителем (грузополучателем) и с начальной транспортной организацией необходимо установить, являются ли соперевозчики субъектами обязательства перевозки, возникающего на основе заключенного первоначальным перевозчиком договора перевозки, и если являются, то в каком порядке это происходит <225>.
--------------------------------
КП: примечание.
Учебник В.А. Егиазарова "Транспортное право" включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2011 (7-е издание, переработанное и дополненное).
<225> Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник для вузов. 3-е изд. М.: Юстицинформ, 2005.
Из содержания ст. 785 ГК РФ следует, что транспортная организация обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза получателю. Указанная обязанность возникает у перевозчика и при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении, хотя здесь имеется определенная специфика - перевозка осуществляется не одним видом транспорта, а несколькими, и первоначальный перевозчик обязуется его доставить получателю.
В прямом смешанном сообщении обычно выделяют два этапа перевозки <226>. На первом этапе первоначальный перевозчик, заключая договор перевозки в прямом смешанном сообщении, помимо обязанностей доставить груз в пункт назначения, приобретает право выступать во взаимоотношениях с соперевозчиками как представитель грузоотправителя.
--------------------------------
КП: примечание.
Учебник В.А. Егиазарова "Транспортное право" включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2011 (7-е издание, переработанное и дополненное).
<226> Там же.
Это право реализуется на втором этапе перевозки, когда первоначальный перевозчик в силу полномочий, предоставленных ему законом в отношении передачи груза, заключает от имени грузоотправителя (как его представитель) договор с соперевозчиком. При этом он передает ему права и обязанности, которыми его наделил грузоотправитель, заключая договор перевозки, т.е. каждый последующий соперевозчик, вступая в обязательственные отношения с предшествующим перевозчиком, становится представителем грузоотправителя.
Таким образом, договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении представляет собой совокупность отдельных договоров, заключенных между соперевозчиками, которые выступают перед грузоотправителем как единая транспортная организация, находясь с ним в договорных отношениях.
3. В соответствии со ст. 788 ГК РФ взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.
Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении осуществляются на основании единого транспортного документа (транспортной накладной), составленного на весь путь следования грузов.
Как уже отмечалось ранее, в зависимости от особенностей перевозок грузов на различных видах транспорта документы, регулирующие организацию перевозки грузов, имеют различную правовую форму:
- при перевозках в прямом сообщении - это заявка (заказ), договор об организации перевозок грузов;
- при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении - ежесуточная заявка, недельный календарный план, месячный график подачи судов.
Порядок организации перевозок грузов в прямом смешанном сообщении определяется заключенными в соответствии с законодательством Российской Федерации соглашениями между организациями транспорта соответствующих видов, а также в соответствии с положениями, установленными главой.
Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта с последующей регистрацией таких правил в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В части, не предусмотренной Кодексом, применяются нормы, установленные кодексами, уставами, правилами, регулирующими перевозки грузов на транспорте соответствующего вида.