1. Реализация грузов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, за исключением грузов, изъятых из оборота и ограниченных в обороте в соответствии с федеральными законами, а также специальных, в том числе грузов, предназначенных для удовлетворения государственных и оборонных нужд, осуществляется в соответствии с договором купли-продажи исходя из цены грузов, подтвержденной документами об оплате их стоимости, или соответствующим договором при отсутствии таких документов, или договором исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.Порядок учета реализуемых грузов и расчетов за них определяется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
2. Сумма, полученная за реализацию грузов, за вычетом причитающихся перевозчику платежей и расходов на их реализацию, подлежит перечислению грузополучателю в случае оплаты им стоимости грузов или грузоотправителю в остальных случаях.В случае, если суммы, полученной за реализацию грузов, недостаточно для покрытия причитающихся перевозчику платежей и расходов на хранение и реализацию грузов, перевозчик вправе взыскать недополученную сумму с грузоотправителя.
3. Перевозчик вправе реализовать грузы ранее сроков, указанных в настоящем Кодексе, в случае, если грузы являются скоропортящимися или расходы на хранение грузов в указанные сроки превысят стоимость грузов.
Комментарий к статье 85 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
1. Право реализовать груз принадлежит перевозчику в нескольких случаях. Первый случай - при неуплате ему платежей, причитающихся по перевозке в случае, если груз является скоропортящимся или расходы на его хранение превысят его стоимость (п. 8 ст. 79 настоящего Кодекса). В этом случае, если таких свойств груза или условий хранения нет, требования удовлетворяются за счет удерживаемого груза в порядке, указанном в ст. 360 ГК РФ. Второй случай, когда груз оказывается невостребованным (ст. 82 настоящего Кодекса). При этом стороны могут определить в договоре и иной порядок обращения с невостребованным грузом - это право перевозчика, а не обязанность. Третий случай, рассмотренный в предыдущей статье, - ситуация невозможности доставки груза. Данный перечень, когда перевозчик может воспользоваться правом на реализацию груза, является исчерпывающим. Это следовало бы и легально закрепить в комментируемом Кодексе, создав дополнительную гарантию прав грузовладельцев от возможного злоупотребления данным правом. Срок, устанавливаемый правилами перевозок или соглашением сторон, который необходим для принятия и вывоза груза, а также установленный сверх этого срок, в течение которого перевозчик не вправе реализовать груз, имеет отношение только к п. 8 ст. 79 и ст. 82 комментируемого Кодекса. В п. 1 и п. 3 ст. 84 КВВТ РФ установлен четырехдневный срок, в течение которого грузоотправитель, грузополучатель должны будут указать перевозчику, как поступить с грузом. По истечении данного срока перевозчик, по смыслу данной статьи, может воспользоваться правом на реализацию груза.
Если груз является скоропортящимся, либо расходы на хранение в установленные сроки превысят стоимость груза, перевозчик в любом из указанных случаев может реализовать груз раньше данных сроков (правило п. 3 рассматриваемой статьи).
2. Порядок реализации КВВТ РФ относит к компетенции подзаконных актов Минтранса России, которые противоречить общим правилам ГК РФ и КВВТ РФ не могут. Данные учета реализуемых грузов должны быть открытыми. Виды грузов, изъятых из оборота, т.е. нахождение которых в обороте не допускается, и ограниченных в обороте, т.е. которые могут принадлежать лишь определенным участникам гражданского оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению, должны быть прямо указаны в законе. На такие грузы, а также на грузы для нужд государства или обороны правила о реализации грузов не распространяются. Правила договора купли-продажи регламентируются гл. 30 ГК РФ, порядок определения цены здесь тоже ясен. Если нет возможности документально подтвердить стоимость грузов, они реализуются по той цене, которая при таких обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
3. В случае если суммы, полученной от реализации груза, недостаточно для покрытия расходов перевозчика и выплаты причитающихся ему платежей (возмещается только реальный ущерб), перевозчик, воспользовавшись правом взыскания с грузоотправителя недостающей части необходимой суммы, предъявляет иск на общих основаниях, но в пределах годичного срока исковой давности, определенного ст. 164 настоящего Кодекса.
Другой комментарий к статье 85 КВВТ РФ
1. Реализация грузов перевозчиком - это вынужденная мера, которую он использует для возмещения своих расходов, связанных с нахождением в его распоряжении невостребованных грузов (складирование, охрана и т.д.).
Кодекс предусматривает основания, при которых возможна реализация груза в порядке, установленном комментируемой статьей. Такими основаниями являются следующие:
- согласно п. 8 ст. 79 Кодекса перевозчик вправе удерживать груз в случае неуплаты ему обусловленных договором или Кодексом платежей. В дальнейшем требования перевозчика, удерживающего груз, удовлетворяются за счет стоимости груза. Если удерживаемый груз является скоропортящимся или расходы на хранение груза превышают его стоимость, перевозчик вправе реализовать груз в порядке, предусмотренном ст. 85 КВВТ РФ;
- в силу п. 2 ст. 82 в порядке, предусмотренном ст. 85 Кодекса, перевозчик вправе реализовать невостребованный груз;
- в соответствии с п. 2 ст. 84, если груз был принят для перевозки до наступления срока прекращения обязательного приема груза для перевозки и судно было задержано в пути в связи с длительным препятствием продолжению рейса (за исключением причин, указанных в п. 1 ст. 84), перевозчик обязан по согласованию с грузоотправителем, грузополучателем принять меры по отправлению груза в порт или другой пункт назначения другим видом транспорта или реализовать его в порядке, предусмотренном ст. 85 Кодекса.
В этих случаях реализация грузов осуществляется в соответствии с договором купли-продажи исходя из цены грузов, подтвержденной документами об оплате их стоимости, или соответствующим договором при отсутствии таких документов, или договором исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Исключения устанавливаются:
- для грузов, изъятых из оборота и ограниченных в обороте в соответствии с федеральными законами;
- для специальных грузов, в том числе грузов, предназначенных для удовлетворения государственных и оборонных нужд.
Порядок учета реализуемых грузов и расчетов за них определяется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
2. Согласно п. 2 статьи сумма, полученная за реализацию грузов, за вычетом причитающихся перевозчику платежей и расходов на их реализацию, подлежит перечислению грузополучателю в случае оплаты им стоимости грузов или грузоотправителю в остальных случаях.
В случае если суммы, полученной за реализацию грузов, недостаточно для покрытия причитающихся перевозчику платежей и расходов на хранение и реализацию грузов, перевозчик вправе взыскать недополученную сумму с грузоотправителя.
3. Перевозчик вправе реализовать грузы ранее сроков, указанных в Кодексе, в случае, если грузы являются скоропортящимися или расходы на хранение грузов в указанные сроки превысят стоимость грузов (п. 3 данной статьи). Срок пребывания скоропортящихся грузов в пути должен быть не меньше общего срока доставки.
Анализируя положения комментируемой статьи, можно прийти к выводу об отсутствии четкости в регламентации порядка реализации грузов. Поскольку данная статья предоставляет перевозчику право при удовлетворении требований за счет удерживаемого имущества самому выступать в роли продавца и реализовывать груз как путем проведения торгов, так и без организации торгов, что на практике может привести к злоупотреблениям со стороны перевозчика.